Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Конспект урока изобразительного искусства

Хохлома. Изготовление эскизов посуды по мотивам народных промыслов

Карандашева Оксана Геннадьевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 184
Калининского района Санкт-Петербурга
Предмет: изобразительное искусство
           Класс: 3 класс
          Тип урока: урок открытия  нового  знания
           Вид урока: мастерская
          Дата проведения: ноябрь
Ход урока
Тема "Хохлома. Изготовление эскизов посуды по мотивам народных промыслов»
Цели
 
 
 
 
 

 
- познакомить с одним из художественных промыслов – хохломской росписью;   
- развивать  личность учащихся средствами искусства и формировать у них  опыт художественной деятельности;  
- формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи или по своему замыслу;
- развивать фантазию, наблюдательность, художественный вкус;                                                                                                                 - воспитывать аккуратность в работе, интерес к оформительской деятельности;                                                                                                                                                                                                                        
- учить  действовать по плану и планировать свои действия
Основные понятия декоративно-прикладное искусство, хохломская роспись
Межпредметные связи технология, литературное чтение
Ресурсы:
- дополнительные
 
-презентация;
-технологическая карта

 
Формы работы фронтальная, групповая
 
 
Этапы  урока Ход урока
I. Организационный момент - Приглашаю вас на урок изобразительного искусства. Начну наш урок стихотворением Валентина Берестова «Альбом для рисования»
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.

- А вы любите рисовать? Тогда начнём работу.
Проверка готовности учащихся к уроку.
- Прежде, чем начать занятие, проверим, всё ли у вас готово к уроку. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в них говорится.

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.  (Кисточка)

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там глядишь – красота. (Краски)

Какие вы принесли краски? (Акварельные)

Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведёт,
Там линия пройдёт. (Карандаш)

Семя плоско
Поле гладко,
Кто умеет,
Тот и сеет,
Семя не всходит
А плод приносит. (Бумага)

Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Резинка)
II. Актуализация знаний  
 
- Разгадайте ребус  (СЛАЙД)  (Посуда.)
- В каждом доме есть посуда.
- Из каких  материалов она сделана? (Фарфора, фаянса, стекла, металла, пластмассы.)
- Из чего делали посуду в древние времена? (Глина, древесина.) Как украшали? (Расписывали.)
- Так кто же и как создавал посуду, чтобы она была удобной, красивой, нужной людям?  (Мастер, художник.)
- В создании посуды большую роль играет художник: он конструирует посуду и украшает ее.
- Сегодня я вам предлагаю открыть в классе мастерскую по оформлению посуды.
Звучит музыка
Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.
Это придумали русские люди
Те, что молились пенькам и березе.
На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.
III.  Формулирование темы и целей урока - Определите тему урока. (Хохлома. Хохломская роспись.)
- Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:
1. Узнать…
2. Научиться…
3. Воспитывать… (СЛАЙД)

 
IV. Открытие нового знания
 
 1.Рассказ о Хохломе.  Алексей Клиентов "Народные промыслы". (СЛАЙД)- На нашем столе нарядная красочная деревянная посуда. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души...
Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»?
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название — «золотая хохлома».
А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать. А золота для «золотой Хохломы» и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки».
И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляника, и завитки трав и листьев. И главное — мерцающий золотой фон.
Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится Хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
2.Знакомство с новым приемом рисования.-Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».
(Учитель осуществляет объяснение и показ элементов хохломской росписи.) (СЛАЙД)
- Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Хохломская роспись состоит из нескольких элементов:
«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;
«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;
«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.
Физминутка
(танцевальные движения под народную музыку)
3. Практическая работа в группах. Украшение посуды.Ученики распределены в группы по 5 человек.
 – оформить сервиз в стиле хохломской росписи.Для работы используется технологическая карта, которую группа заполняет во время обсуждения работы.
4. Выставка работ.Ученики составляют свой сервиз на доске или отдельном листе А3.

 
V. Итог урока
 
Вернёмся к целям, которые мы поставили.
Что нам удалось? Составьте высказывания.
1. Узнали…
2. Научились…
3. Воспитывали… (СЛАЙД)

 
VI. Рефлексия Выберите подходящее высказывание.
На уроке было интересно.
Я доволен свое работой на уроке.
Я мог бы работать лучше.

 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»