Развитие образа лошади в искусстве
Баранцова Александра Николаевна
Среди самых ранних художественных памятников на европейском континенте — отпечатки руки, волнистые линии, спирали, меандры, неопределенные знаки, прочерченные по мягкой глине. И первые неуверенные контуры, в которых угадываются изображения животных, но уже в XII тысячелетии до н. э. искусство росписи пещер достигает своего пика. «До нас дошли грандиозные анималистические ансамбли, покрывающие своды глубоких пещер. Непосредственность, «портретность» образов диких животных, говорит о сознательном стремлении к живости и достоверности, наблюдательности, знании характера животных, их анатомии»[1].Спустя некоторое время изображение лошадей чрезвычайно популярны в античном искусстве. Это лошадь-бог, лошадь — участник различных перипетий Олимпа и его обитателей, военных сражений и спортивных состязаний. О важной роли чудесных животных рассказывают немало легенд и мифов, сложенных греками.
Древний Рим же создал искусство, отличающееся от искусства Древней Греции. Римляне, как и греки, были язычниками, но их религия и художественная фантазия были прозаичнее, их мировосприятие — более практичным и трезвым. Стены домов и общественных зданий нередко сплошь покрывались фресками. Из мелких кубиков разноцветных камней или стекла составлялись целые мозаичные картины, коврами покрывавшие интерьеры богатых домов. «В изображаемых сценах нередко присутствуют всадники на украшенных лошадях, в память военных побед, в честь императоров. Мощь и грацию лошади, которые можно также увидеть в скульптуре того времени, прекрасно отображает, например, конная статуя, которая была отлита около 170 года II века — мужественный образ императора Марка Аврелия и его верного коня, послужившая образцом для последующего скульптурного изображения лошадей»[2].
Средневековый мир особым положением церкви предопределил господство религиозного мировоззрения. Новые, значительные перемены в жизни принесло христианство, возникшее в I веке, и с 313 года ставшая официальной религией на всей территории Европы. В средневековье образ лошади в искусстве утратил свою популярность, поскольку многие живописцы и скульпторы уделяли особое внимание в своем творчестве религиозным темам.
«Прекрасные образы лошадей оставили нам в 15-м веке братья художники Поль, Эрманн и Жеаннекен Лимбурги, создавшие на пергаменте «Роскошный Часослов герцога Жана Беррийского. Встреча трех волхвов», 1385-1416. Лошади изображены старательно, прорисована каждая деталь их украшений, хоть и нарушены пропорции, и масштабность, что подчеркивает силу и превосходство над другими изображенными на картине животными»[3].
Возрождение — значительный этап в истории Европы XIV — нач. XVII вв., в основе культуры этой эпохи лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты реального человека, его разума и воли, творческих сил. Важную роль для становления искусства Возрождения имело по-новому осмысленное античное наследие.
Культура Возрождения в основном носила светский характер. Новая концепция мира потребовала от художников освоения анатомии и знания пропорций человеческого тела и животных, поиска гармонии композиции, использования цветовых акцентов для выражения отношения к изображаемому предмету. Все виды искусства переживали бурный подъем. Широкое распространение получает гравюра, фреска, развивается станковая картина, где используются масляные краски. Зарождаются историческая и пейзажная живопись.
Именно в эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры. Создаются конные статуи, украшающие площади городов. Многие и многие мастера Возрождения великолепно рисовали лошадь. Присутствует лошадь в произведениях таких крупнейших художников и скульпторов как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Донателло, Антонио Пизанелло, Паоло Уччело, Андреа Мантенья.
В эпоху Классицизма (XVII — начала XIX) в искусстве утверждается простота, ясность и логичность. Художники ориентируются на наследие античной культуры, как на норму и идеальный образец, совершенный по своей конструктивной логике и прекрасный по форме. Появляются изображения воинов в доспехах с оружием, нередко на колесницах, верхом на лошадях.
«В первой трети XIX века высокий классицизм, также называемый ампир, достиг наивысшего подъема. Сложившийся во Франции в годы империи Наполеона I, он отличался великолепием, массивностью крупных объемов, богатством лепного, резного, литого декора, символизирующего государственное могущество и воинскую славу. Примером могут служить полотна французских живописцев Никола Пуссена, Жака Луи Давида, памятник Петру I скульптора Этьена Мориса Фальконе»[4].
Реализм искусства XIX века в Европе, Америке, выражая передовые идеи времени, утверждал эстетические ценности действительности, показывал красоту реальной природы, животных и человеческого труда. Значительный вклад в развитие критического реализма в изобразительном искусстве внесло творчество русских художников-передвижников, обращавшихся и к крестьянской тематике.
Анималисты уделяли внимание элементам натуры, которым прежде в живописи не предавали значения. Подробно изучались анатомия, поведение, подчеркивались особенности цвета, фактуры шерсти, художники ставили своих героев в самые острые ракурсы, соревнуясь с фотографией в реализме.
Представители импрессионизма, зародившегося во Франции, стремились запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, правдиво передать мгновения жизни. Ряд интересных произведений с изображением лошадей, скачек выполнил французский художник Эдгар Дега. Интересна его работа «Скаковые лошади перед трибунами» 1869-1872 г. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований, после чего умело передавал эмоции в своих работах.
Представитель постимпрессионизма Анри де Тулуз-Лотрек тоже обращался к этой теме в своем творчестве. Например, на картине «Укрощение лошади» животное является центром композиции, большими грубыми мазками изображено событие, показаны эмоции как самого коня, так и людей, пытающихся его удержать, кажется, страхом заполнено пространство, как будто вот сейчас конь вырвется из рук людей, и мы больше никогда не увидим его. Сопротивляющееся из всех сил животное показывает нрав, не желая мириться со своей участью.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод что образ лошади маялся с задачами времени: в первобытном это была точная анатомическая копия, а с развитием общества образ лошади стал передавать оттенки человеческой натуры, быт.
[1] Искусство стран и народов мира: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: Краткая художественная энциклопедия. В 5 т./ Гл. ред. Б. В. Иогансон. - М.: Сов. энциклопедия, 1962—1981. 146-147С.
[2] Ватагин В. Изображение животного: Записки анималиста. — М.: Сварог и К°, 1999. — 28С.
[3] Бергер К. Лошади и их роль в искусстве. [Текст] / К. Бергер.-М.: - 1971 – 56-58С.
[4] Янсон H. История искусства. [Текст] / Н. Янсон.- М.: - 1969 – 68С.