Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Развитие навыков активного слушания музыки

Яхругина Надежда Александровна,
учитель музыки ГБООУ СШИ №68
Пушкинского района Санкт-Петербурга

Формирование и развитие навыков осознанного восприятия музыкального произведения - безусловно одна из основных задач урока музыки. И как любой навык, он требует освоения и постоянной тренировки. Поэтому в практике учителя необходим набор специальных приемов, техник, которые способствовали бы более эффективной наработке этого важного навыка.

По моему опыту, хороший результат приносит применение следующих методических приемов:

1. Упражнение «Что изменилось»

2. Упражнение «Определение высоты звука»

3. Упражнение «Определение регистра»

4. «Рассказ о музыке»

5. «Рисуем музыку»

6. «Открой себя через музыку»

7. «Создай образ»

8. «Определи характер».

Применение данных методических приемов направлено на решение следующих предметных и метапредметных задач:

1. Накопление учащимися слухового опыта;

2. Формирование первоначальных навыков анализа музыкального произведения;

3. Развитие навыков эмоционального проживания произведения;

4. Закрепление знания средств музыкальной выразительности;

5. Развитие музыкальной памяти, внимания.

6. Развитие навыков построения монологического ответа, развитие речи, расширение словарного запаса;

7. Формирование эмоциональной культуры.

8. Здоровьесберегающее воздействие, формирование благоприятного психологического фона.

 

Описание методик.

Упражнение «Что изменилось?».

Учитель играет на фортепиано хорошо знакомую детям мелодию. А потом предлагает прослушать эту мелодию в измененном виде и сказать, что изменилось. Изменения могут касаться практически всех, изучаемых детьми средств музыкальной выразительности: ритма, темпа, динамики, фактуры, регистра, мелодии, способа звукоизвлечения. Данное упражнение не только закрепляет знание детьми средств музыкальной выразительности, но и развивает слуховое внимание, музыкальную память, подготавливает к серьезному анализу музыкального произведения.

Упражнение «Определение регистра».

В первом варианте дети определяют в каком регистре, верхнем, нижнем или среднем учитель играет мелодию, либо звучит основная тема музыкального произведения в записи. Во втором варианте упражнения дети подбирают образы, соответствующие названному учителем регистру. Упражнение закрепляет знание учащимися регистров, навыки определения звуковысотности. Помогает при раскрытие темы «Изобразительная музыка», дает учащимся представление о приеме звукоподражания в музыке.

Упражнение «Определение высоты звука».

Учитель дает на фортепиано основной звук в среднем регистре. Дети показывают его ладонью на уровни груди. Повышение или понижение звука учителем учащиеся должны показать движением ладони вверх или вниз. При этом изображение основного звука ладонью должно оставаться в обозначенной точке. Упражнение способствует развитию музыкального слуха, внимания, координации, учит определять высоту звука, в первом классе учащиеся закрепляют понятие низких и высоких звуков.

Методический прием «Рассказ о музыке».

Особенностью данного приема является использование заранее заготовленной схемы рассказа, по которой ученик анализирует прослушанное музыкальное произведение. Обобщенная схема - рассказ выглядит следующим образом.

«Я прослушал(а)...................................(название, композитор).

Это произведение ...................................характера,

вызвало у меня чувства ……….....................................

Я представил(а) ……......................................

Я задумался(-ась) о .........................................

Это произведение прозвучало в исполнении................................

Композитор для этого произведения выбрал темп...................., ритм............................

Музыка звучала (как?)..................................

В зависимости от особенностей произведения и учебных задач, эта схема может дополнятся, изменятся. Данный метод способствует приобретению учащимся навыков анализа музыкального произведения, формирует логику ответа, развивает речь.

Методика «Рисуем музыку»

Способствует наиболее полному эмоциональному переживанию ребенком музыкального произведения. Основной особенностью данного метода является то, что ребенок создает абстрактное изображение звучащей музыки, рисует музыку с помощью линии и цвета, не изображая конкретный, реально существующий образ. При таком подходе к изображению музыки ослабевает контроль разума, ребенок рисует, опираясь непосредственно на чувства и эмоции, которые у него возникают в ходе прослушивания. При этом ученику не обязательно уметь рисовать, поэтому, как правило, работы получаются интересными и оригинальными у всех. В отдельных случаях для развития образного восприятия музыки мною использовался прием «музыкального рассказа». Данный прием подразумевает, что рассказ учителя иллюстрируется музыкальными фрагментами, соответствующими сюжетной линии рассказа. Музыка в данном случае помогает включить образное мышление, воображение ребенка. Происходит естественное, органичное слияние музыки с жизнью, у ребенка ненавязчиво формируется привычка слушать музыку с удовольствием, создается положительный настрой на слушание даже сложной для восприятия музыки

Методический прием «Открой себя через музыку».

Данная методика позволяет определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него эмоции, чувства, переживания, насколько глубоко он может прочувствовать музыку, вжиться в созданный композитором образ, т.е. уровень эмоционального восприятия музыки учащимся.

Учащимся предлагается прослушать ранее незнакомое им произведение, не называя названия и ни как его не комментируя. Дается задание: определите, какие чувства хотел передать музыкальными звуками композитор, о чем хотел нам рассказать? Выскажите свое отношение к прозвучавшей музыке. (Произведение или его фрагмент звучит 2-3 раза. Произведение, данное для прослушивания должно отвечать определенным требованиям – быть ярким, эмоционально насыщенным, доступным для понимания, запоминающимся.)

Музыкальный материал к методике «Открой себя через музыку»:

1. П.Чайковский «Болезнь куклы»

2. П.Чайковский «Сладкая греза»

3. Р. Шуман «Первая утрата»

4. Р. Шуман «Дед Мороз»

5. М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»

6. Я. Сибелиус «Грустный вальс»

7. Ф.Шопен «Ноктюрн №2»

8. В-А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

9. Аладов «Мелодия»

10. К. Глюк «Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»

11. Д. Шостакович «Тема нашествия из Симфонии №7»

12. Л-ван Бетховен «Фрагмент из увертюры «Кориолан» и т.п.

Методика "Определи характер" подразумевает использование словаря эмоциональных терминов Ражникова. Как правило, ребенку ввиду недостаточности словарного запаса трудно соотнести свои чувства и впечатления с определенным эмоциональным термином. Поэтому  учитель предлагает выбрать подходящие слова из набора заранее подготовленных слов. При этом эмоциональные термины напечатаны (либо выведены на экран) в разной цветовой гамме, разными шрифтами в соответствии с эмоциональной наполненностью данного термина. К примеру слово "Бодрость" может быть напечатано крупным красным шрифтом, а "Нежность" розовым курсивом. Методика способствует  не только расширению и обогащению словарного запаса, но и  утончению чувств, развитию эмоциональной чуткости, отзывчивости, восприимчивости обучающихся.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»