Музыка, как предмет творческого развития
ребёнка в начальных классах
Основная задача первых лет обучения курса – помочь ребёнку разобраться и полюбить музыку разных направлений: классическую, джазовую, народную, этническую ,эстрадную .Современные дети ,к сожалению, мало слышат классическую музыку, её язык им не знаком, а ведь именно она составляет основу курса. В девять- десять лет дети, как правило, эмоционально открытые, с ещё не сложившимся логическим и критическим мышлением. Возрастные особенности позволяют широко использовать игровые формы: детские игры, пение, сочинение и постановку спектакля, оперы, кукольный театр. Опыт показал ,что изучение музыки при помощи игры избавляет детей от утомительных домашних заданий; дети хорошо помнят то, что с таким удовольствием делали на уроке неделю назад, понимая смысл того, что делают сими.
Самый доступный для детского восприятия музыкальный материал – фольклорный, этнический .Он стал основой курса первой половины учебного года 4 класса. С одной стороны ,фольклор доступен для понимания, подразумевает активное игровое его применение на уроке, с другой стороны – это яркая демонстрация различий музыки разных стран, которые может отметить даже ребёнок. При всём разнообразии форм урока учитель задаёт по поводу прослушанной музыки примерно одни и те же вопросы. Это помогает ребёнку сформировать некую систему, которая пригодится ему и в дальнейшем, независимо от того, какую именно музыку он будет слушать- народную, классическую или джазовую. Вот эти вопросы:
-Какие инструменты исполняют?
-Какова мелодия? Есть ли в ней особенности, характерности?
На каждом уроке мы отмечаем, что музыка разных стран имеет одну закономерность: равномерная метрическая пульсация характерна для танцевальной музыки, а свободная метрика присуща для песен и пьес «размышляющего» содержания. Если не приучать детей к слушанию музыки с конкретными заданиями, то слушание даёт мало пользы. Например-задание на определение жанра и др.
Основные принципы каждого урока:
-Активная беседа с детьми на каждом уроке, пение, музыкальные игры.
- Важно ценить каждое высказывание ученика, поощрять независимость суждений.
-Соотношений количества высказываний преподавателя и учеников на уроке должно склоняться в сторону последних.
-При слушании музыки дети часто не могут сидеть на месте. Они начинают двигаться ,прихлопывать, пританцовывать. Это естественно для их возраста и не стоит это запрещать. Более того, именно танец и песню нужно использовать на уроках при изучении музыкальных форм.
-Приносить и показывать детям книги по истории искусства, поощрять тех детей, кто приносит такие книги на урок; показать, как пользоваться словарями, энциклопедиями, объяснить, как получить информацию из интернета.
-Мир музыкальный связывать с особенностями пейзажа, языка, изобразительного искусства той или иной страны.
-Выучить песни ,игры, танцы изучаемой страны.
-Поощрять вопросы на уроках и вне уроков. Пр: за хороший вопрос ставить «5».