Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока в 1 классе

Музыкальные портреты

Федорова Ольга Николаевна,
ГБОУ СОШ №, район 464
Пушкинского район
а Санкт-Петербурга

УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Класс: 1
Тип урока: Углубление знаний
Образовательные технологии, методы, приемы: классно – урочная технология;  технология педагогического общения; игровая, информационная и  диалоговая технологии; метод анализа муз. произведений,  вокально-хоровая деятельность, метод слушания, использование компьютерных программ; использование здоровьесберегающих технологий: вокалотерапия, позволяющие ребенку  снять нервное напряжение, создать атмосферу радости.
 
Оборудование: компьютер, доска, фортепиано.
Музыкальный материал:
·        «Баба – Яга» из «Детского альбома» П. Чайковского.
·        «Менуэт» Леопольда Моцарта.
·        «Болтунья» С. Прокофьева.
           попевка «Ноги и ножки»
          «Баба – Яга», детская песенка.
·        «Вторые наши мамы» Н.Тананко
 
Методическое обеспечение: компьютер, учебник Музыка 1 кл. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,  Т.С. Шмагина.
Организация пространства: классическая обстановка класса, располагающая к беседе, слушательской деятельности, пению. Достаточно  места для проведения подвижных игр-инсценировок. 
Тема года
(тема раздела)
Музыка и ты
Тема урока Музыкальные портреты
Цель Цель урока для учащихся
 
Расширение знаний детей об изобразительных возможностях музыкального искусства
Цель урока для учителя
 
Расширение у учащихся знаний об изобразительных возможностях музыкального искусства
   
Задачи Задачи урока для учащихся Задачи урока для учителя
1. Познакомиться с музыкальными произведениями, раскрывающими образы различных персонажей
 
2. Познакомиться с понятие «сопрано», «пьеса», «песня», «менуэт» закрепить понятия вокальная и инструментальная музыка
 
3. Научиться определять черты характера музыкальных образов исходя из особенностей музыки – темпа, динамики, ритма, регистра и т. д., подбирать произведения живописи к музыкальным произведениям
 
4. Поупражняются в сочинении простейших мелодий, попытаются передавать голосом, мимикой, жестами образы различных персонажей.
5.Вывод: портрет можно не только нарисовать на листе, но и услышать его в музыке и литературе.        
Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству; осознанное понимание роли музыки в повседневной жизни человека вообще и в своей собственной;
воспитывать желание участвовать в исполнении произведений – петь хором, дуэтом, солировать, выполнять определённые действия в игре.
Развивающие: развивать интеллектуальную культуру: умение рассуждать, делать выводы, обобщать; осмыслить выразительные возможности музыки в создании образа человека;
развивать коммуникативную культуру: умение выражать свои мысли, продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
 развивать слушательские и исполнительские навыки,  творческие способности; расширять словарный запас определений; способствовать выявлению интонационных связей музыки с движениями, пластикой, связей музыкальной и разговорной речи; освоение форм познавательной и личностной рефлексии.
 
Образовательные: показать учащимся изобразительные возможности музыки; познакомить с музыкальными произведениями, раскрывающими образы различных персонажей;
 установить связь художественных образов (поэтических, живописных, музыкальных) с жизненными впечатлениями детей;
дать понятие «сопрано»;
научить передавать голосом, мимикой, жестами образы различных персонажей;
 закрепить понятия вокальная и инструментальная музыка; упражняться в сочинении простейших мелодий; научить определять черты характера музыкальных образов исходя из особенностей музыки – темпа, динамики, ритма, регистра и т. д.
Планируемые результаты Личностные: (выход в смысловое поле произведения) – формирование и развитие  музыкально-эстетического чувства, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству (личностное и эмоциональное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, их анализ и индивидуальная трактовка.
Формирование мотивации учебной деятельности, создание условий для общения и сотрудничества со сверстниками.
Воспитание душевной открытости, способности думать о человеческих чувствах и сопереживать им.
Реализация творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования.
Метапредметные: (формируемые УУД - личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) Чувствовать связь различных видов искусства: живописи, музыки, поэзии.
В исполнении музыкальных произведений выражать свои собственные эмоции и своё отношение к произведению.
Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Контролировать свою деятельность по предложенному учителем плану и собственному исполнительскому плану. Принимать и сохранять учебную задачу. Подбирать соответствующие движения для инсценирования музыкального произведения.
Учить преобразовывать информацию из одной формы в другую. Исполнять песни в общем хоре слаженно. Участвовать в совместной деятельности (группе, паре) при воплощении разных музыкальных образов. Уметь выбрать в группе наиболее удачное исполнение солистов и объяснить свой выбор.
Стремиться к приобретению новых знаний и навыков. Ориентироваться в тексте учебника при выборе подходящих к музыке определений. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов
Предметные: (понятия, термины, предметные компетенции)  Подбор понятий к музыкальным произведениям из учебника; закрепление понятий: коротких и длинных длительностей, f и  p, регистры, вокальная и инструментальная музыка; знакомство с понятиями: пьеса, менуэт, сопрано.
Этап урока Деятельность
учителя
Деятельность ученика,
задания для учащихся
Планируемые результаты
Предметные УУД
  1. Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне)
Приветствует учащихся.
 Художники, композиторы, поэты очень многое могут изобразить в своих произведениях
Вопросы:  
- Что необходимо для этого поэту? (слова)
- Чем пользуется художник? (красками)
- Что нужно для этого композитору? (звуки)
- Какие виды картин вам знакомы? (пейзаж, натюрморт, портрет)
- С каким полотнам созвучны - музыкальные произведения,  рисующие картины природы? (пейзаж)
Приветствует учителя. Организуют свое рабочее место.
 
 
Ответы детей

 
   
  1. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания
Закрепление темы предыдущих уроков «Утро и вечер в музыке», рассматривание рисунков детей по теме. ППоказывают свои рисунки с изображением утренней и вечерней природы. Закрепляют представления об образах природы в музыке Р: Контролировать свою деятельность по предложенному учителем плану и собственному исполнительскому плану
Принимать и сохранять учебную задачу
П: Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов

 
  1. Постановка учебной задачи (формулирование темы урока и целеполагание)
Попевка «Ноги и ножки»
А тему сегодняшнего урока вам подскажет знакомое упражнение.
Исполнение попевки «Ноги и ножки»
Большие ноги шли по дороге ( широко ступают)-
Топ,топ,топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке(мелко перебирают ножками)
Топ-топ,топ-топ,топ-топ!
  • Мальчики 1 часть, девочки 2 часть
  • Закрепить понятия коротких и длинных звуков
  • Пение: на форте 1 часть, на пиано 2 часть
Вопросы:
- Какую картину вы бы нарисовали по этой попевке?
- Сколько персонажей?
- Кто это может быть? (то есть у вас получился - портрет)
И весь этот образ мы представили благодаря словам и музыке
(Учитель помещает тему урока на доску)
Тема нашего урока «Музыкальные портреты».
Сегодня, ребята, вам предстоит представить, что в  класс по очереди входят незнакомцы. Их портреты рисует музыка. Сможете ли вы  узнать кто они – обычные люди, наши современники или персонажи сказок?
Исполняют попевку «Ноги и ножки»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отвечают на вопросы

 
Закрепляют понятия коротких и длинных звуков, f и p, регистры. К: Научатся преобразовывать информацию из одной формы в другую
Исполнять песни в общем хоре слаженно
Участвовать в совместной деятельности (группе, паре) при воплощении разных музыкальных образов
П: Стремиться к приобретению новых знаний и навыков
Р: Принимать и сохранять учебную задачу
Подбирать соответствующие движения для инсценирования музыкального произведения
  1. «Открытие» учащимися новых знаний
Пьеса «Баба Яга» - П.И. Чайковского
Учебник, страница 50. Слушание пьесы П.И.Чайковского «Баба Яга» (без названия)
Вопросы:
- Вокальная или инструментальная музыка?
- Как звучала музыка?
 Мелодия состоит из коротких фраз, окончания которых подчеркнуты акцентами.
Подбор определений по учебнику
 
- О ком она рассказала?
 Определиться – сказочный, или персонаж из реальной жизни?
 
- Какой характер у этого незнакомца?
- Предположительные названия?
     Наиболее удачные названия, близкие к образу зла, записать на доске. Затем раскрыть тайну замысла композитора и объявить название.
- Наверняка композитор знал и любил страшные сказки о злой, коварной, опасной для людей колдунье, поэтому ему удалось создать такой яркий музыкальный портрет.
 - Вы, ребята, конечно, узнали её по зловещим, таинственным интонациям музыки, громким, грозным звукам.
   Название помещается на доску. Даётся понятие «пьеса». (название произведений инструментальной музыки)
- Кто может назвать фамилию композитора?
Учитель напоминает уже знакомые детям произведения П. Чайковского (напеть, назвать пьесы из «Детского альбома», фрагменты из балета «Щелкунчик», «Октябрь» из цикла «Времена года»)
         

 
Слушают музыку.
 
 
 
 
Отвечают на вопросы.
 
 
 
 
Подбирают  определений по учебнику (из слов: таинственно зло резко ласково грозно мягко стремительно)
 
 
Отвечают на вопросы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Повторяют за учителем понятия - «пьеса».
 
 
 

 
Послушают и проанализируют  пьесу П.И. Чайковского «Баба Яга».
Познакомятся с понятием «пьеса».
Закрепят понятия вокальная и инструментальная музыка; научатся определять черты характера музыкальных образов
К: Учить преобразовывать информацию из одной формы в другую
Участвуют  в совместной деятельности (группе, паре) при воплощении разных музыкальных образов
П: Стремяться к приобретению новых знаний и навыков
Ориентироваться в тексте учебника при выборе подходящих к музыке определений
Выявляют сходство и различия музыкальных и живописных образов
Р: Контролировать свою деятельность по предложенному учителем плану и собственному исполнительскому плану
Принимать и сохранять учебную задачу
5. Работа с учебником
Игра «Композиторы»
Учебник, стр. 52. Игра «Композиторы» (Сочинение мелодии на четверостишье, индивидуальная работа)
 
Играют в игру -  «Композиторы», на четверостишье
Бабка-ёжка,
костяная ножка
с печки упала
ножку сломала...
Поупражняются в сочинении простейших мелодий. К: Участвовать в совместной деятельности (группе, паре) при воплощении разных музыкальных образов
Р: Подбирать соответствующие движения для инсценирования музыкального произведения
6.  «Менуэт» Леопольда Моцарта.
 
А сейчас мы познакомимся с новыми героями.
Учебник, страница 50.
Слушание пьесы - «Менуэт» Леопольда Моцарта.
 Скажите:
- Что под эту мелодию могут делать герои – петь, танцевать, маршировать?
- Какое  определение из учебника (с.50) подходит к данному произведению?
- Старинный это танец или современный?
- Сколько людей танцуют этот танец: один или двое?
Послушайте две мелодии, которые звучат в этом произведении – верхний голос и нижний
 
- Какая из этих мелодий характеризует танцующую женщину, а какая – мужчину?
- Переговариваются между собой мужчина  и женщина или молчат? - Какие характеры присущи танцующим?
 - Какие музыкальные интонации подтверждают это?
- О чем же их беседа?
 
- Чем же заканчивается танец?
- Согласием или ссорой, конфликтом? 
 А теперь, ребята, при помощи танцевальных движений изобразите «музыкальные портреты» героев танца.
 
Этот старинный французский танец называется «менуэт», и танцевали его давно, в 18 веке, обычно на балах («менуэт» в переводе – маленький шаг), произошёл от народного хороводного танца провинции Пуату. В России появился в нач. 18 в., его танцевали на ассамблеях Петра 1. Сочинил его отец великого австрийского композитора В.А. Моцарта – Леопольд Моцарт.
Слушают музыку.
 
 
 
 
 
Слышат танцевальные интонации.
Подбирают  определений по учебнику (из слов: нежно грациозно грузно неторопливо изящно в характере танца)
Отвечают на вопросы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Под музыку - передают движением рук, мимикой разговор между танцующими.
 
 

 
Послушают и проанализируют  пьесу «Менуэт» Леопольда Моцарта
Познакомятся с понятием «менуэт»
Научатся определять черты характера музыкальных образов
К: Учить преобразовывать информацию из одной формы в другую
Участвовать в совместной деятельности (группе, паре) при воплощении разных музыкальных образов
П: Стремиться к приобретению новых знаний и навыков
Ориентироваться в тексте учебника при выборе подходящих к музыке определений
Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов
Р: Контролировать свою деятельность по предложенному учителем плану и
Принимать и сохранять учебную задачу
Подбирать соответствующие движения для инсценирования музыкального произведения

 
         
         
         
7. Пьеса С. С. Прокофьева «Болтунья» А теперь мы с вами прослушаем еще одну композицию. Ребята внимательно послушайте и затем ответе на вопросы.
Учебник, стр. 50. Слушание песни С. С. Прокофьева «Болтунья» (без названия)
Вопросы:
- Инструментальная или вокальная музыка?
 - Кто главный герой песни?
 
- Выбор определений в учебнике
Чтение вслух фрагмента
 
Вопросы:
- Какие черты характера вы увидели у девочки Лиды? (болтливая, весёлая, любознательная, трудолюбивая)
- Какие из них положительные, какие отрицательные?
- На что похожа речь Лиды?
(на скороговорку)
- Всегда?
(нет, чередуется с размеренно-убедительными фразами «что болтунья Лида, мол…»)
- Почему?
 
- Как относится поэтесса и композитор к главной героине?
(с юмором)
Учитель предлагает «обыграть» портрет Лиды с рамкой 2-3 девочкам.
Выносится название произведения на доску. Учитель даёт понятия «песня», «сопрано».
 
 
 
 
Слушают музыку.
 
 
Отвечают на вопросы.
 
 
 
Подбирают  определений по учебнику (из слов: скороговорка хвастливо болтливо медленно торопливо убедительно)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2-3 девочки обыгрывают портрет Лиды.
 
Повторяют за учителем понятия - «песня» и «сопрано».
 

 
Послушают и проанализируют  песню С. С. Прокофьева «Болтунья»
Познакомятся с понятиями - «песня» и «сопрано».
Научатся не только на слух воспринимать многообразие музыкальных портретов в произведениях композиторов, но и зрительно уловить многообразие музыкальной эмоциональности.
Закрепят понятия вокальная и инструментальная музыка; научатся определять черты характера музыкальных образов.
К: Учить преобразовывать информацию из одной формы в другую
Участвовать в совместной деятельности (группе, паре) при воплощении разных музыкальных образов
П: Стремиться к приобретению новых знаний и навыков
Ориентироваться в тексте учебника при выборе подходящих к музыке определений
Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов
Р: Контролировать свою деятельность по предложенному учителем плану и собственному исполнительскому плану
Принимать и сохранять учебную задачу
Подбирать соответствующие движения для инсценирования музыкального произведения
8.Первичное закрепление*
Работа с учебником (выполнить задания)
Учебник, стр. 51.
1.Чтение вслух очередного задания
2.Дети называют произведения, в которых присутствуют портреты животных.
Дети изображают животных в дуэтах. Несколько человек – жюри. Жюри совещается и называет наиболее удачные дуэты, объясняют свой выбор.
Читают вслух очередное задания из учебника
 Называют произведения, в которых присутствуют портреты животных.
Изображают животных.
Научатся передавать голосом, мимикой, жестами образы различных персонажей; К: Учить преобразовывать информацию из одной формы в другую
Участвовать в совместной деятельности
Уметь выбрать в группе наиболее удачное исполнение солистов и объяснить свой выбор
Р: Контролировать свою деятельность по предложенному учителем плану и собственному исполнительскому плану
Принимать и сохранять учебную задачу
Подбирать соответствующие движения для инсценирования музыкального произведения
9.Включение новых знаний в систему знаний и повторение* - Ребята, как Вы думаете песни могут нарисовать музыкальный портрет героев?
- Давайте сейчас пригласим к нам в класс вашу учительницу и исполним для нею песню, а она  попробует отгадать, чей портрет нарисовала музыка?
Исполняется песня Н.Тананко «Вторые наши мамы».
 
 
Исполняется песня «Вторые наши мамы».
  К: Учить преобразовывать информацию из одной формы в другую
Исполнять песни в общем хоре слаженно
Участвовать в совместной деятельности (группе, паре) при воплощении разных музыкальных образов
Р: Подбирать соответствующие движения для инсценирования музыкального произведения
10.Подведение итогов по теме урока (личностные результаты) ИТОГ УРОКА:
- Ребята, что мы сегодня нового узнали о  свойствах музыки?           - Какой музыкальный портрет героя Вам больше всего понравился?
Что композитор звуками, различными приемами может изобразить (нарисовать) любой портрет    
11.Рефлексия (осознание учащимися своей учебной деятельности - самооценка и взаимооценка) А сейчас я хочу узнать с каким настроением вы уходите с урока.
Давайте из лепестков, которые лежат у вас на столе мы соберём цветок.
Если вам урок понравился, все было понятно и интересно, прикрепите на доску красный лепесток, если чувствуете неудовлетворение – синий.
Вы сегодня молодцы. Все очень хорошо работали на уроке.
  . К: Освоение форм познавательной и личностной рефлексии
12.Домашнее задание Предложить нарисовать запомнившихся персонажей из музыкальных портретов урока (на перемене, после уроков, либо дома) по желанию.      

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»