Технологическая карта урока в 1 классе
Музыкальные портреты
Федорова Ольга Николаевна,
ГБОУ СОШ №, район 464
Пушкинского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №, район 464
Пушкинского района Санкт-Петербурга
УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Класс: 1
Тип урока: Углубление знаний
Образовательные технологии, методы, приемы: классно – урочная технология; технология педагогического общения; игровая, информационная и диалоговая технологии; метод анализа муз. произведений, вокально-хоровая деятельность, метод слушания, использование компьютерных программ; использование здоровьесберегающих технологий: вокалотерапия, позволяющие ребенку снять нервное напряжение, создать атмосферу радости.
Оборудование: компьютер, доска, фортепиано.
Музыкальный материал:
· «Баба – Яга» из «Детского альбома» П. Чайковского.
· «Менуэт» Леопольда Моцарта.
· «Болтунья» С. Прокофьева.
попевка «Ноги и ножки»
«Баба – Яга», детская песенка.
· «Вторые наши мамы» Н.Тананко
Методическое обеспечение: компьютер, учебник Музыка 1 кл. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Организация пространства: классическая обстановка класса, располагающая к беседе, слушательской деятельности, пению. Достаточно места для проведения подвижных игр-инсценировок.
Тема года (тема раздела) |
Музыка и ты | ||||
Тема урока | Музыкальные портреты | ||||
Цель | Цель урока для учащихся Расширение знаний детей об изобразительных возможностях музыкального искусства |
Цель урока для учителя Расширение у учащихся знаний об изобразительных возможностях музыкального искусства |
|||
Задачи | Задачи урока для учащихся | Задачи урока для учителя | |||
1. Познакомиться с музыкальными произведениями, раскрывающими образы различных персонажей 2. Познакомиться с понятие «сопрано», «пьеса», «песня», «менуэт» закрепить понятия вокальная и инструментальная музыка 3. Научиться определять черты характера музыкальных образов исходя из особенностей музыки – темпа, динамики, ритма, регистра и т. д., подбирать произведения живописи к музыкальным произведениям 4. Поупражняются в сочинении простейших мелодий, попытаются передавать голосом, мимикой, жестами образы различных персонажей. 5.Вывод: портрет можно не только нарисовать на листе, но и услышать его в музыке и литературе. |
Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству; осознанное понимание роли музыки в повседневной жизни человека вообще и в своей собственной; воспитывать желание участвовать в исполнении произведений – петь хором, дуэтом, солировать, выполнять определённые действия в игре. Развивающие: развивать интеллектуальную культуру: умение рассуждать, делать выводы, обобщать; осмыслить выразительные возможности музыки в создании образа человека; развивать коммуникативную культуру: умение выражать свои мысли, продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; развивать слушательские и исполнительские навыки, творческие способности; расширять словарный запас определений; способствовать выявлению интонационных связей музыки с движениями, пластикой, связей музыкальной и разговорной речи; освоение форм познавательной и личностной рефлексии. Образовательные: показать учащимся изобразительные возможности музыки; познакомить с музыкальными произведениями, раскрывающими образы различных персонажей; установить связь художественных образов (поэтических, живописных, музыкальных) с жизненными впечатлениями детей; дать понятие «сопрано»; научить передавать голосом, мимикой, жестами образы различных персонажей; закрепить понятия вокальная и инструментальная музыка; упражняться в сочинении простейших мелодий; научить определять черты характера музыкальных образов исходя из особенностей музыки – темпа, динамики, ритма, регистра и т. д. |
||||
Планируемые результаты | Личностные: (выход в смысловое поле произведения) – формирование и развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству (личностное и эмоциональное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, их анализ и индивидуальная трактовка. Формирование мотивации учебной деятельности, создание условий для общения и сотрудничества со сверстниками. Воспитание душевной открытости, способности думать о человеческих чувствах и сопереживать им. Реализация творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования. Метапредметные: (формируемые УУД - личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) Чувствовать связь различных видов искусства: живописи, музыки, поэзии. В исполнении музыкальных произведений выражать свои собственные эмоции и своё отношение к произведению. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Контролировать свою деятельность по предложенному учителем плану и собственному исполнительскому плану. Принимать и сохранять учебную задачу. Подбирать соответствующие движения для инсценирования музыкального произведения. Учить преобразовывать информацию из одной формы в другую. Исполнять песни в общем хоре слаженно. Участвовать в совместной деятельности (группе, паре) при воплощении разных музыкальных образов. Уметь выбрать в группе наиболее удачное исполнение солистов и объяснить свой выбор. Стремиться к приобретению новых знаний и навыков. Ориентироваться в тексте учебника при выборе подходящих к музыке определений. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов Предметные: (понятия, термины, предметные компетенции) Подбор понятий к музыкальным произведениям из учебника; закрепление понятий: коротких и длинных длительностей, f и p, регистры, вокальная и инструментальная музыка; знакомство с понятиями: пьеса, менуэт, сопрано. |
||||
Этап урока | Деятельность учителя |
Деятельность ученика, задания для учащихся |
Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | ||||
|
Приветствует учащихся. Художники, композиторы, поэты очень многое могут изобразить в своих произведениях Вопросы: - Что необходимо для этого поэту? (слова) - Чем пользуется художник? (красками) - Что нужно для этого композитору? (звуки) - Какие виды картин вам знакомы? (пейзаж, натюрморт, портрет) - С каким полотнам созвучны - музыкальные произведения, рисующие картины природы? (пейзаж) |
Приветствует учителя. Организуют свое рабочее место. Ответы детей |
|||
|
Закрепление темы предыдущих уроков «Утро и вечер в музыке», рассматривание рисунков детей по теме. | ППоказывают свои рисунки с изображением утренней и вечерней природы. | Закрепляют представления об образах природы в музыке | Р: Контролировать свою деятельность по предложенному учителем плану и собственному исполнительскому плану Принимать и сохранять учебную задачу П: Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов |
|
|
А тему сегодняшнего урока вам подскажет знакомое упражнение. Исполнение попевки «Ноги и ножки» Большие ноги шли по дороге ( широко ступают)- Топ,топ,топ! Маленькие ножки бежали по дорожке(мелко перебирают ножками) Топ-топ,топ-топ,топ-топ!
- Какую картину вы бы нарисовали по этой попевке? - Сколько персонажей? - Кто это может быть? (то есть у вас получился - портрет) И весь этот образ мы представили благодаря словам и музыке (Учитель помещает тему урока на доску) Тема нашего урока «Музыкальные портреты». Сегодня, ребята, вам предстоит представить, что в класс по очереди входят незнакомцы. Их портреты рисует музыка. Сможете ли вы узнать кто они – обычные люди, наши современники или персонажи сказок? |
Исполняют попевку «Ноги и ножки» Отвечают на вопросы |
Закрепляют понятия коротких и длинных звуков, f и p, регистры. | К: Научатся преобразовывать информацию из одной формы в другую Исполнять песни в общем хоре слаженно Участвовать в совместной деятельности (группе, паре) при воплощении разных музыкальных образов П: Стремиться к приобретению новых знаний и навыков Р: Принимать и сохранять учебную задачу Подбирать соответствующие движения для инсценирования музыкального произведения |
|
|
Учебник, страница 50. Слушание пьесы П.И.Чайковского «Баба Яга» (без названия) Вопросы: - Вокальная или инструментальная музыка? - Как звучала музыка? Мелодия состоит из коротких фраз, окончания которых подчеркнуты акцентами. Подбор определений по учебнику - О ком она рассказала? Определиться – сказочный, или персонаж из реальной жизни? - Какой характер у этого незнакомца? - Предположительные названия? Наиболее удачные названия, близкие к образу зла, записать на доске. Затем раскрыть тайну замысла композитора и объявить название. - Наверняка композитор знал и любил страшные сказки о злой, коварной, опасной для людей колдунье, поэтому ему удалось создать такой яркий музыкальный портрет. - Вы, ребята, конечно, узнали её по зловещим, таинственным интонациям музыки, громким, грозным звукам. Название помещается на доску. Даётся понятие «пьеса». (название произведений инструментальной музыки) - Кто может назвать фамилию композитора? Учитель напоминает уже знакомые детям произведения П. Чайковского (напеть, назвать пьесы из «Детского альбома», фрагменты из балета «Щелкунчик», «Октябрь» из цикла «Времена года») |
Слушают музыку. Отвечают на вопросы. Подбирают определений по учебнику (из слов: таинственно зло резко ласково грозно мягко стремительно) Отвечают на вопросы. Повторяют за учителем понятия - «пьеса». |
Послушают и проанализируют пьесу П.И. Чайковского «Баба Яга». Познакомятся с понятием «пьеса». Закрепят понятия вокальная и инструментальная музыка; научатся определять черты характера музыкальных образов |
К: Учить преобразовывать информацию из одной формы в другую Участвуют в совместной деятельности (группе, паре) при воплощении разных музыкальных образов П: Стремяться к приобретению новых знаний и навыков Ориентироваться в тексте учебника при выборе подходящих к музыке определений Выявляют сходство и различия музыкальных и живописных образов Р: Контролировать свою деятельность по предложенному учителем плану и собственному исполнительскому плану Принимать и сохранять учебную задачу |
|
5. Работа с учебником Игра «Композиторы» |
Учебник, стр. 52. Игра «Композиторы» (Сочинение мелодии на четверостишье, индивидуальная работа) |
Играют в игру - «Композиторы», на четверостишье Бабка-ёжка, костяная ножка с печки упала ножку сломала... |
Поупражняются в сочинении простейших мелодий. | К: Участвовать в совместной деятельности (группе, паре) при воплощении разных музыкальных образов Р: Подбирать соответствующие движения для инсценирования музыкального произведения |
|
6. «Менуэт» Леопольда Моцарта. |
А сейчас мы познакомимся с новыми героями. Учебник, страница 50. Слушание пьесы - «Менуэт» Леопольда Моцарта. Скажите: - Что под эту мелодию могут делать герои – петь, танцевать, маршировать? - Какое определение из учебника (с.50) подходит к данному произведению? - Старинный это танец или современный? - Сколько людей танцуют этот танец: один или двое? Послушайте две мелодии, которые звучат в этом произведении – верхний голос и нижний - Какая из этих мелодий характеризует танцующую женщину, а какая – мужчину? - Переговариваются между собой мужчина и женщина или молчат? - Какие характеры присущи танцующим? - Какие музыкальные интонации подтверждают это? - О чем же их беседа? - Чем же заканчивается танец? - Согласием или ссорой, конфликтом? А теперь, ребята, при помощи танцевальных движений изобразите «музыкальные портреты» героев танца. Этот старинный французский танец называется «менуэт», и танцевали его давно, в 18 веке, обычно на балах («менуэт» в переводе – маленький шаг), произошёл от народного хороводного танца провинции Пуату. В России появился в нач. 18 в., его танцевали на ассамблеях Петра 1. Сочинил его отец великого австрийского композитора В.А. Моцарта – Леопольд Моцарт. |
Слушают музыку. Слышат танцевальные интонации. Подбирают определений по учебнику (из слов: нежно грациозно грузно неторопливо изящно в характере танца) Отвечают на вопросы. Под музыку - передают движением рук, мимикой разговор между танцующими. |
Послушают и проанализируют пьесу «Менуэт» Леопольда Моцарта Познакомятся с понятием «менуэт» Научатся определять черты характера музыкальных образов |
К: Учить преобразовывать информацию из одной формы в другую Участвовать в совместной деятельности (группе, паре) при воплощении разных музыкальных образов П: Стремиться к приобретению новых знаний и навыков Ориентироваться в тексте учебника при выборе подходящих к музыке определений Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов Р: Контролировать свою деятельность по предложенному учителем плану и Принимать и сохранять учебную задачу Подбирать соответствующие движения для инсценирования музыкального произведения |
|
7. Пьеса С. С. Прокофьева «Болтунья» | А теперь мы с вами прослушаем еще одну композицию. Ребята внимательно послушайте и затем ответе на вопросы. Учебник, стр. 50. Слушание песни С. С. Прокофьева «Болтунья» (без названия) Вопросы: - Инструментальная или вокальная музыка? - Кто главный герой песни? - Выбор определений в учебнике Чтение вслух фрагмента Вопросы: - Какие черты характера вы увидели у девочки Лиды? (болтливая, весёлая, любознательная, трудолюбивая) - Какие из них положительные, какие отрицательные? - На что похожа речь Лиды? (на скороговорку) - Всегда? (нет, чередуется с размеренно-убедительными фразами «что болтунья Лида, мол…») - Почему? - Как относится поэтесса и композитор к главной героине? (с юмором) Учитель предлагает «обыграть» портрет Лиды с рамкой 2-3 девочкам. Выносится название произведения на доску. Учитель даёт понятия «песня», «сопрано». |
Слушают музыку. Отвечают на вопросы. Подбирают определений по учебнику (из слов: скороговорка хвастливо болтливо медленно торопливо убедительно) 2-3 девочки обыгрывают портрет Лиды. Повторяют за учителем понятия - «песня» и «сопрано». |
Послушают и проанализируют песню С. С. Прокофьева «Болтунья» Познакомятся с понятиями - «песня» и «сопрано». Научатся не только на слух воспринимать многообразие музыкальных портретов в произведениях композиторов, но и зрительно уловить многообразие музыкальной эмоциональности. Закрепят понятия вокальная и инструментальная музыка; научатся определять черты характера музыкальных образов. |
К: Учить преобразовывать информацию из одной формы в другую Участвовать в совместной деятельности (группе, паре) при воплощении разных музыкальных образов П: Стремиться к приобретению новых знаний и навыков Ориентироваться в тексте учебника при выборе подходящих к музыке определений Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов Р: Контролировать свою деятельность по предложенному учителем плану и собственному исполнительскому плану Принимать и сохранять учебную задачу Подбирать соответствующие движения для инсценирования музыкального произведения |
|
8.Первичное закрепление* Работа с учебником (выполнить задания) |
Учебник, стр. 51. 1.Чтение вслух очередного задания 2.Дети называют произведения, в которых присутствуют портреты животных. Дети изображают животных в дуэтах. Несколько человек – жюри. Жюри совещается и называет наиболее удачные дуэты, объясняют свой выбор. |
Читают вслух очередное задания из учебника Называют произведения, в которых присутствуют портреты животных. Изображают животных. |
Научатся передавать голосом, мимикой, жестами образы различных персонажей; | К: Учить преобразовывать информацию из одной формы в другую Участвовать в совместной деятельности Уметь выбрать в группе наиболее удачное исполнение солистов и объяснить свой выбор Р: Контролировать свою деятельность по предложенному учителем плану и собственному исполнительскому плану Принимать и сохранять учебную задачу Подбирать соответствующие движения для инсценирования музыкального произведения |
|
9.Включение новых знаний в систему знаний и повторение* | - Ребята, как Вы думаете песни могут нарисовать музыкальный портрет героев? - Давайте сейчас пригласим к нам в класс вашу учительницу и исполним для нею песню, а она попробует отгадать, чей портрет нарисовала музыка? Исполняется песня Н.Тананко «Вторые наши мамы». |
Исполняется песня «Вторые наши мамы». |
К: Учить преобразовывать информацию из одной формы в другую Исполнять песни в общем хоре слаженно Участвовать в совместной деятельности (группе, паре) при воплощении разных музыкальных образов Р: Подбирать соответствующие движения для инсценирования музыкального произведения |
||
10.Подведение итогов по теме урока (личностные результаты) | ИТОГ УРОКА: - Ребята, что мы сегодня нового узнали о свойствах музыки? - Какой музыкальный портрет героя Вам больше всего понравился? |
Что композитор звуками, различными приемами может изобразить (нарисовать) любой портрет | |||
11.Рефлексия (осознание учащимися своей учебной деятельности - самооценка и взаимооценка) | А сейчас я хочу узнать с каким настроением вы уходите с урока. Давайте из лепестков, которые лежат у вас на столе мы соберём цветок. Если вам урок понравился, все было понятно и интересно, прикрепите на доску красный лепесток, если чувствуете неудовлетворение – синий. Вы сегодня молодцы. Все очень хорошо работали на уроке. |
. | К: Освоение форм познавательной и личностной рефлексии | ||
12.Домашнее задание | Предложить нарисовать запомнившихся персонажей из музыкальных портретов урока (на перемене, после уроков, либо дома) по желанию. |