Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование игровых методов и приемов работы
для формирования певческих навыков у детей
младшего школьного возраста на уроках музыки в ОУ

Губченко Мария Геннадьевна
 
Духовная жизнь ребенка
 полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры,
 сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он - засушенный цветок.
 В.А. Сухомлинский

Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность пения, эстетическая природа которого создаёт благоприятные предпосылки для комплексного вос­питания подрастающей личности.
Галина Павловна Стулова считает, что «Хоровое пение – один из путей возрождения национальной духовности, достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации, психического и физического здоровья детей». 
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слухо­вые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные све­дения о музыке.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей- оно способ­ствует развитию и укреплению лёгких, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребёнка; вызы­вает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Обучение детей пению – одна из актуальных задач учителя музыки. К сожалению, в последние годы развитию детского голоса уделяется мало внимания. При подготовке к концертам ос­новной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучива­нии эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка. Поэтому проблема формирования качественного зву­чания детского голоса во время пения в младшем школьном возрасте очень актуальна.
По данным исследований педагогов, одной из причин отсут­ствия должного развития певческих навыков детей является недостаток пев­ческой культуры семьи. Дети не имеют собственного эталона певческого го­лоса и начинают подражать тому, что подается в окружающей их среде (теле­видение, современная эстрада, аудио-, видео - записи, наличие систем караоке и пение под фонограмму). В современном вокально-эстрадном искусстве от­сутствует академический стиль пения, преобладает сип, хрип, форсирование звука. Поэтому особое значение в решении проблемы развития певческих навыков отводится задачам и функциям школьного учреждения, основан­ным на отношении к школьному возрасту как к уникальному периоду жизни человека, когда происходит интенсивное развитие личности ребенка.
Общие проблемы в пении детей начальных классах – это неточное инто­нирование, крикливое пение, открытый звук и невнятная дикция, недоста­точно активное проявление себя в творчестве. Также ученики сдер­жанны в проявлении эмоций, неуверенно высказывают свои впечатления об услышанной музыке, у них скудный словарный запас, они скованны, стесни­тельны. В моей практике проблема развития певческого голоса детей прояви­лась, прежде всего, в том, что школьники незначительно использовали пев­ческий потенциал: затруднялись петь в высоком и низком регистрах, заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот, «боялись выходить» за рамки диа­пазона. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков дети пели искаженно, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию звуками. Были замечены затруднения при умении детей правильно выполнять бесшумный вдох и протяжный долгий выдох.
Это послужило стимулом к поиску новых методов и приёмов обучения и внедрение их в работу.
Проблема развития певческого голоса ребенка-школьника – одна из самых наиболее сложных в музыкально-педагогической теории и практике. Это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания ­школьников. Большое значение этой проблеме уже на протяжении прошлого века уделяли ведущие педагоги-вокалисты – Н. А. Метлов, Д. Е. Огороднов, В. Н. Шацкая, В. В. Емельянов, Н. А. Ветлугина, З. Кодай.
Вся школьная педагогика в начальных классах опирается на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет быстро достигнуть хороших результатов.
Чтобы вызвать у детей активное желание петь, применяются разнооб­разные методические приёмы, вводятся игровые и зрелищные моменты. У де­тей непроизвольное внимание, поэтому весь процесс обучения должен стро­иться на воздействии на их чувства, соответствовать их интересам. Использо­вание игровых приёмов и доступного материала побуждает воспитанников проявлять эмоциональную отзывчивость.
Моя работа была направлена на поиск интересных путей в творческом взаимодействии с детьми. Я хотела сделать так, чтобы каждый урок был интересен для учеников, старалась ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их петь, видеть, понимать, фантазиро­вать, придумывать.
Это привело к выбору темы моей работы.
Цель: развитие певческих навыков у детей младшего школьного возраста через совершенствование содержания, методов и приемов работы.
          Задачи:
  1. изучить и проанализировать методическую литературу с целью отбора и систематизации наиболее эффективных методов и приёмов организации пев­ческой деятельности детей младшего школьного возраста;
  2. отобрать эффективные игровые упражнения для подготовки речевого аппарата и развития музыкального слуха;
  3. разработать и систематизировать музыкальные игры, игровые упражнения, разработать конспекты уроков, развлечений с использова­нием музыкальных игр, упражнений;
  4. апробировать эффективные игровые приёмы в ходе поэтапного фор­мирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста;
  5. обобщить опыт по формированию певческих навыков у детей младшего школьного возраста посредством использования игровых методов и приёмов.
При обучении детей пению я использую следующие общепедагогиче­ские принципы: воспитывающего обучения, доступности, постепенности, по­следовательности и систематичности, наглядности, сознательности, прочно­сти. Все эти принципы выполняются постоянно и одновременно.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»