Использование игровых методов и приемов работы
для формирования певческих навыков у детей
младшего школьного возраста на уроках музыки в ОУ
Губченко Мария Геннадьевна
Духовная жизнь ребенка
полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он - засушенный цветок.
полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он - засушенный цветок.
В.А. Сухомлинский
Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность пения, эстетическая природа которого создаёт благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности.
Галина Павловна Стулова считает, что «Хоровое пение – один из путей возрождения национальной духовности, достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации, психического и физического здоровья детей».
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей- оно способствует развитию и укреплению лёгких, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребёнка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Обучение детей пению – одна из актуальных задач учителя музыки. К сожалению, в последние годы развитию детского голоса уделяется мало внимания. При подготовке к концертам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка. Поэтому проблема формирования качественного звучания детского голоса во время пения в младшем школьном возрасте очень актуальна.
По данным исследований педагогов, одной из причин отсутствия должного развития певческих навыков детей является недостаток певческой культуры семьи. Дети не имеют собственного эталона певческого голоса и начинают подражать тому, что подается в окружающей их среде (телевидение, современная эстрада, аудио-, видео - записи, наличие систем караоке и пение под фонограмму). В современном вокально-эстрадном искусстве отсутствует академический стиль пения, преобладает сип, хрип, форсирование звука. Поэтому особое значение в решении проблемы развития певческих навыков отводится задачам и функциям школьного учреждения, основанным на отношении к школьному возрасту как к уникальному периоду жизни человека, когда происходит интенсивное развитие личности ребенка.
Общие проблемы в пении детей начальных классах – это неточное интонирование, крикливое пение, открытый звук и невнятная дикция, недостаточно активное проявление себя в творчестве. Также ученики сдержанны в проявлении эмоций, неуверенно высказывают свои впечатления об услышанной музыке, у них скудный словарный запас, они скованны, стеснительны. В моей практике проблема развития певческого голоса детей проявилась, прежде всего, в том, что школьники незначительно использовали певческий потенциал: затруднялись петь в высоком и низком регистрах, заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот, «боялись выходить» за рамки диапазона. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков дети пели искаженно, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию звуками. Были замечены затруднения при умении детей правильно выполнять бесшумный вдох и протяжный долгий выдох.
Это послужило стимулом к поиску новых методов и приёмов обучения и внедрение их в работу.
Проблема развития певческого голоса ребенка-школьника – одна из самых наиболее сложных в музыкально-педагогической теории и практике. Это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания школьников. Большое значение этой проблеме уже на протяжении прошлого века уделяли ведущие педагоги-вокалисты – Н. А. Метлов, Д. Е. Огороднов, В. Н. Шацкая, В. В. Емельянов, Н. А. Ветлугина, З. Кодай.
Вся школьная педагогика в начальных классах опирается на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет быстро достигнуть хороших результатов.
Чтобы вызвать у детей активное желание петь, применяются разнообразные методические приёмы, вводятся игровые и зрелищные моменты. У детей непроизвольное внимание, поэтому весь процесс обучения должен строиться на воздействии на их чувства, соответствовать их интересам. Использование игровых приёмов и доступного материала побуждает воспитанников проявлять эмоциональную отзывчивость.
Моя работа была направлена на поиск интересных путей в творческом взаимодействии с детьми. Я хотела сделать так, чтобы каждый урок был интересен для учеников, старалась ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их петь, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.
Это привело к выбору темы моей работы.
Цель: развитие певческих навыков у детей младшего школьного возраста через совершенствование содержания, методов и приемов работы.
Задачи:
- изучить и проанализировать методическую литературу с целью отбора и систематизации наиболее эффективных методов и приёмов организации певческой деятельности детей младшего школьного возраста;
- отобрать эффективные игровые упражнения для подготовки речевого аппарата и развития музыкального слуха;
- разработать и систематизировать музыкальные игры, игровые упражнения, разработать конспекты уроков, развлечений с использованием музыкальных игр, упражнений;
- апробировать эффективные игровые приёмы в ходе поэтапного формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста;
- обобщить опыт по формированию певческих навыков у детей младшего школьного возраста посредством использования игровых методов и приёмов.