Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Значение и роль песенного материала
героико-патриотической тематики в развитии
нравственного воспитания младших школьников
на уроках музыки и на занятиях
по внеурочной деятельности

Воропаева Юлия Владимировна
 
Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое,
но и будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар,
и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа,
таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего.
 И.А. Ильин, 
русский философ
          Действительно, если народ утрачивает связи с прошлым, он теряет силу, своё будущее, превращается в Иванов, родства не помнящих.
          Работая в образовательных учреждениях с младшими школьниками, с учащимися среднего звена, затрагивая тему патриотизма, я наблюдала каждый раз заинтересованность детей в этом направлении. Благодаря большому опыту работы (26 лет), мои наблюдения переросли в убеждения. Детям нравится исполнять песни, читать стихи о войне, о Родине, о семье. Это можно почувствовать в их эмоциональном настрое, в понимании того, что они хотят донести до слушателя. Конечно, редко, когда сам ребёнок может прочувствовать это сразу, т.к. это зависит от степени развитости этого чувства – чувства патриотизма. Очень радует, когда учащийся на уроке говорит, что об этом мне рассказывали дома, в семье, приводит примеры героизма, отваги, смелости. А бывает и наоборот, когда ребёнок и не слышал о таком понятии вообще.
          В данный момент моя образовательная деятельность проходит в работе с младшими школьниками. На уроках музыки, а именно в календарно-тематическом планировании, есть целые разделы, посвящённые славной истории России.    Вся наша народная культура рождена трудом. И поэтому главное качество всех народных героев – трудолюбие. Человек живёт на земле, которая кормит, одевает, украшает его бытие, рождает стремление к творчеству, к искусству, формирует его духовность. Родная земля – Родина человека, которой надо помогать всеми силами, защищать её. Идея патриотизма, любви к Родине - малой, где ты родился, и к большой стране отражена практически во всех формах устного народного творчества, в классической музыке, поэзии, изобразительном искусстве.  Патриотизм всегда связывается с определёнными качествами человека: храбростью, отвагой, добродетелью, честью, достоинством даже в отношениях с противником. Это наши добрые, мудрые, храбрые, честные предки – князь Александр Невский, Минин и Пожарский, Сергий Радонежский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов. Дети с большим вниманием и интересом относятся к рассказам об этих героях. Слушая музыкальные произведения классиков патриотической тематики, ребята откликаются на них рассказами о своих впечатления, эмоциях об услышанном, рисуют, делают творческие проекты. Отзывы самые положительные!
К урокам патриотического содержания выбор песенного материала очень важен, а порой бывает и сложен. Нужно всегда учитывать возрастные особенности детей, индивидуальные особенности того или иного класса, их психологическую готовность исполнения выбранной песни: её смысловая нагрузка, образный строй, сложность мелодической линии, ритмические рисунки, ладовая окраска и т.д.
«Песня» имеет ряд преимуществ перед другими видами искусства. Она выражает чувства человека, неповторимые движения его души, она всеобщая.
На уроке музыки пению уделяется, к сожалению, не очень много времени, т.к. существует ещё и учебный материал, который тоже нужно усвоить учащемуся. На внеурочной деятельности времени для пения больше.   На уроках дети разучивают, поют в основном авторские песни. А вот на занятиях по внеурочной деятельности, которая посвящена народному творчеству, исполняются песни разных областей России, а также их обработки. Конечно, учитывается и соблюдается специфика работы с песней на уроке всем классом и работы в малой группе по определённому направлению. Но, и в том, и в другом случаях важным подготовительным этапом я считаю работу с текстом песни, с его так называемой «расшифровкой». Иногда бывает работа над одним определённым словом, которое может в дальнейшем стать основной составляющей песни. 
Примером послужит рекрутская, солдатская песня «Ой, да по дороженьке». Нужно сразу отметить, что не все дети восприняли её сначала на «ура!» Пришлось, действительно, порассуждать над песней, рассказать её историю, дать детям увидеть её их же глазами. С моей стороны было дано представление о том, кто такие рекруты, приведены исторические рассказы об этом времени. Детям было предложено найти стихи или какие-либо факты о героизме, смелости и отваге русских солдат, о нашем Отечестве. Смысловым акцентом для детей в этой песне послужило слово «кручина». Над ним пришлось всем задуматься, помыслить как его эмоционально исполнить -  с горечью ли или всё-таки с надеждой.  В словах песни есть определённые диалектные особенности: «робят», «думу думаёт», «разогнати». Несколько детей не хотели так петь.  Мне пришлось им объяснять, что так говорили раньше (к сожалению, в хрестоматии не обозначена географическая принадлежность песни). Даже в своих литературных произведениях, говорила я, русские писатели употребляли устаревшие слова. Но, действенным приёмом оказалось следующее высказывание девочки из 3 класса. Лиза сказала: «Так без этого песня потеряется!»  И после этой волшебной фразы работа пошла с большим энтузиазмом.
Как проверить, что этап работы над текстом двигается и усваивается детьми успешно? Они начинают задавать вопросы, у них включается процесс активного творческого мышления, появляются идеи по исполнению и художественному оформлению песни, дети рисуют словесно или на бумаге образы, обыгрывают их, проявляют положительные эмоции. Обязательно педагогу нужно продумать заранее, а далее предложить детям – какой будет творческий выход этой песни, где она сможет прозвучать: на школьном тематическом концерте или мероприятии, открытом уроке для учителей или родителей, на классном часе для своих сверстников, фестивале, конкурсе и т.д.
Следующий этап, непосредственно относящийся к вокальному исполнению, плавно перетекает из первого. В процессе работы над текстом всегда прослушивается или проигрывается сама мелодическая основа песни и тем самым мысленно, подсознательно она запоминается. Следует обратить внимание на мелодико-ритмические особенности разучиваемой песни: распев слова, ударение в нём. Вокально-техническая сторона также важна, имеется в виду настройка голосового аппарата на определённое исполнение. Обращаясь к той же песне «Ой, да по дороженьке», сложность составила, как ни странно, частичка «да», которая соединяет строфы и не имеет смысловой нагрузки, а дети восприняли её сначала как утвердительное «Да». Пришлось поработать над мелодическим ударением в песне и её фразировкой.
Песня «Ой, да по дороженьке» должна была прозвучать на празднике, посвящённому 75-летию Великой Победы. К сожалению, наш дебют не состоялся по карантинным обстоятельствам. Но от работы над этой песней мы с детьми получили большой эмоциональный заряд и море положительных эмоций. Были сделаны черновые звуковые записи, дети слушали себя, исправляли свои недочёты, трудились дома, работая над образом. Также к празднику готовился и другой песенный материал героико-патриотической тематики, к которому дети отнеслись с большой ответственностью и любовью.
Подводя итог вышеизложенного, хотелось бы отметить следующее. С каждым годом, приходя 1 сентября в школу, видишь и понимаешь, как меняются дети, как они раньше взрослеют и от этого многие из них быстрее теряют веру в некое чудо, в справедливость, в честность, во взаимовыручку, в совестливость, видя реальность современного бытия. Я думаю, что задача учителей, педагогов, родителей не только научить детей, а ещё и удержать как можно дольше огонёк этой веры, этих чувств, благодаря прекрасным песням, музыкальным произведениям, поэзии, прозе, образам изобразительного искусства, историческим рассказам и фактам, современным героям нашего времени, чувств, которые бы и дальше согревали их души.  

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»