Мастер-класс
Рождественский вертеп из бумаги своими руками
Семенова Инна Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №381
Тема занятия: Изготовление макета рождественского вертепа из бумаги.
Дидактические цели:
- обобщить знания о празднике Рождество Христово;
- воспитывать любовь к русским православным традициям;
-развивать творческие способности посредством практической деятельности.
Задачи урока:
-формировать навыки коллективной работы;
-активизировать познавательную деятельность учащихся;
-раскрыть желание творчески мыслить.
Планируемые результаты:
Личностные: положительное отношение к учению; уважительное отношение к одноклассникам, умение оценивать собственную учебную деятельность; свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка темы занятия, создание алгоритма деятельности с помощью учителя.
Регулятивные: планирование учебной деятельности, осуществление контроля, коррекции, регуляции своей деятельности при выполнении учебной задачи, оценка качества выполненной работы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.
Предметные: умение строить план работы, выполнять работу по составленному плану.
Методы обучения: словесные, наглядно-демонстрационные, практические.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,
индивидуальная, групповая.
Средства обучения:
http://mamaschool.ru/rozhdestvo/rozhdestvenskij-vertep-svoimi-rukami-master-klass
http://www.pravmir.ru/7-vertepov-svoimi-rukami-i-drugie-rozhdestvenskie-podelki/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рождественский_вертеп
http://dikmi.ru/christmas/rozhdestvenskij_vertep_osnova_rozhdestva.html
Материально-техническое обеспечение:
коробка, цветная бумага, цветной картон, фольга, упаковочная бумага,
альбомные листы, ножницы, клей, фломастеры, циркуль.
Ход проведения:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организация начала занятия. |
||
-Начинаем занятие. Поделимся своими улыбками, добротой и теплом со своими друзьями и с гостями. |
Обучающиеся улыбаются друг другу. |
Коммуникативные |
2. Подготовка к учебно-познавательной деятельности. |
||
Серебристый колокольчик Рождества Он звенит до самого утра, Слышен звон его повсюду далеко Это значит снова радость – РОЖДЕСТВО! -Что такое Рождество? -А вы знаете, где он родился? |
-Рождение Иисуса Христа. - В пещере (вертепе) |
Коммуникативные, личностные, метапредметные. |
3. Актуализация знаний учащихся. |
||
Богомладенец родился в пещере, которая называется вертепом. Мария и Иосиф шли пешком в город Вифлеем, но им не хватило места для ночлега в гостинице. Тогда они остановились отдохнуть ночью в пещере, где в непогоду прячутся стада животных. В этой пещере и родился Божий сын — Иисус. Божья матерь запеленала младенца и положила сыночка в ясли, в кормушку для животных. Малыш лежал на сене и животные своим дыханием согревали его. -Как называется пещера, где родился Иисус? -Кто знает другое значение слова вертеп? -Но вертепом также называлось старинное сценическое кукольное представление, рассказывающее о рождении Младенца Иисуса Христа. Принято считать, что с этого кукольного рождественского представления и начинается история кукольного театра на Руси. Устройство вертепа. Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями. Делали этот театрик свободные от своего летнего земледельческого труда крестьяне долгими зимними вечерами. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием. Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества. Соответственно этой рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления. С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цветсимволизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки. Ярусы делили домик на два пространства. Верхний ярус обозначал пространство небесное. Ведь с небес сходит на землю Младенец Христос. А нижний ярус – земное, в котором живем мы, грешные люди, со всеми своими страстями, радостями и надеждами. Вот на нижнем ярусе театрик и будет представлять само кукольное действие, которое расскажет, что произошло в год рождения Иисуса Христа в городе Вифлееме. |
Слушание.
-Вертеп. -Театр. |
Познавательные, предметные |
4.Составление плана работы. |
||
Кто догадался, что мы будем изготавливать на занятии? Мы будем делать рождественский вертеп из бумаги и картона в технике конструирование из бумаги. Какую цель мы поставим на сегодняшнем зянятии? Для изготовления рождественского вертепа нам нужна будет коробка, символизирующая пещеру. Ее можно оклеить тканью, цветной бумагой или фольгой. Для внешней стороны используйте синий цвет, для пола – коричневый или серый, для внутренних стенок – белый или теплый красный. Из альбомного листа сделайте небольшие конусы, которые будут служить основой для фигур матери Иисуса, Праведного Иосифа, волхвов и ангелов. Нарисуйте на бумаге лица, вырежьте их и аккуратно приклейте с лицевой стороны. Для ангелов надо нарисовать по 2 крыла и приклеить с задней стороны.Теперь можно приступить к раскрашиванию. Изобразите костюмы, также можно подрисовать руки. Фигурки овечек и осликов можно нарисовать на бумаге и разместить их на устойчивой подставке так, чтобы их можно было легко передвигать. Для изготовления яслей надо сделать небольшую коробочку из бумаги. Нарисовать на бумаге фигурку младенца. Нарисовать Вифлеемскую звезду на бумаге и вырезать. |
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Мы будем делать макет Рождественского вертепа. |
Коммуникативные, регулятивные, познавательные. |
5. Практическая работа. |
|
|
Учитель осуществляет помощь и координирует деятельность учащихся. |
Выполнение изделий. Учащиеся работают в группах. |
Коммуникативные, регулятивные, познавательные. |
6. Оформление работы. |
||
Учитель консультирует учащихся.
|
Учащиеся выставляют изготовленные ими объекты на основной фон. |
Коммуникативные, регулятивные, познавательные. |
7. Рефлексия. |
||
Ребята, я очень рада, что за урок вы изготовили интересные работы, соединив каждую сюжетную композицию воедино у нас получился макет Рождественского вертепа с помощью которого мы сможем рассказать нашу Рождественскую историю учащимся 1 класса, своим родителям. Оцените свою работу. |
Самооценка. |
Регулятивные. |