Рабочая программа 21 век. 4 класс
Федорова Марина Николаевна
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу по технологии для 4 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы начального общего образования по технологии (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования 2012 г.
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является формирование внутренней позиции школьников, адекватной мотивации учебной деятельности, овладения ими основами теоретического мышления, простейшими навыками самооценки, культуры поведения и здорового образа жизни. Рабочая учебная программа способствует реализации модели выпускника начальной школы: любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Общая характеристика учебного предмета.
В четвертом классе завершается начальное знакомство с технологией как преобразующей деятельностью человека-творца. Эта деятельность раскрывается на примере 20-го века, характеризующемся необыкновенными скоростями в развитии научно-технического прогресса, создании передовых технологий (промышленные, информационные и др.). Мир этого периода представляется с двух противоположных сторон: положительная созидающая и отрицательная разрушающая деятельность человека, в частности угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.
В плане истории развития техники и технологии учащиеся получают общее представление о ХХ веке, как веке технической революции, за короткий период которого человечество сделало несоизмеримые со всем предыдущим периодом своего развития шаги в эволюции техники и технологий. Школьники знакомятся с некоторыми направлениями технического прогресса, толчок которым был дан развитием науки (физика, химия, биология, медицина и др.). ХХ век – это, прежде всего век электричества, а также авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно-компьютерных технологий. Самые яркие изобретения начала века – электрическая лампочка и фонограф Эдисона, телефон, радио, самолет; в середине века – телевидение, ЭВМ и др.; открытие атомной реакции, лазера и др. Конец века – всеобщая компьютеризация во всех областях жизни человека. Данная информация – основа исторического контекста курса.
В технико-технологической части акцент сделан на основы изобретательской деятельности как одной из сторон творчества. Расширена тема эстетического в преобразующей деятельности человека. Показана тесная взаимосвязь науки, техники и технологии и их связь с экологией и проблемой безопасности человеческой цивилизации. Роль техники и технологии в решении экономических проблем.
Личностно-мировоззренческая линия курса подводит учащихся к пониманию и осознанию роли человека в сохранении природной чистоты, стабильности и гармонии на планете Земля. А также определению своей роли и возможных посильных действий для решения глобальной проблемы на доступном им уровне. Это должно начинаться с личной гигиены и культуры поведения, поддержания чистоты там, где постоянно находятся сами дети, с выращивания деревьев, кустарников, цветов, культуры общения (речь и этикет) и тому подобное.
В учебнике увеличено количество информационно-познавательного материала, расширены задания опытно-поискового характера, много иллюстративного материала. Материал выстроен таким образом, чтобы стимулировать самостоятельный поиск учащихся в решении проблем, поощряется и стимулируется обращение к дополнительной информации в любых источниках, развивается их творческая и изобретательская деятельность. Весь содержательный материал отражает историческую логику развития научной и технической мысли в ХХ века в их тесной взаимосвязи.
Специфические особенности курса технологии в 4 классе:
- обобщение представлений о современной технико-технологической картине мира и закономерностях ее развития;
- - формирование у учащихся преобразующего мышления, творческих, изобретательских способностей на уровне умения открывать и использовать приобретенные знания в собственной и коллективной проектной деятельности;
- формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания основ технологических знаний и компонентов художественно-конструкторской деятельности.
- формирование экологического мышления.
Целью учебного курса «технологии» является развитие личности младшего школьника, формирование умений и навыков учебной деятельности, готовности к самостоятельному учебному труду, что позволяет обеспечить качественно новый, высокий уровень подготовки младшего школьника к обучению в среднем звене школы.
Рабочая учебная программа курса «Технологии» создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения в современной начальной школе.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного и деятельностного подходов, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебных занятий
- Урок – игра
- Урок – путешествие
- Урок – защита проекта (ЗП)
- Урок - экскурсия
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные,
- групповые,
- фронтальные.
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
• Тестирование
Ожидаемые образовательные результаты:
К концу 4 класса обучающиеся будут
Знать:
- о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
- о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;
- о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
- об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.);
- о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.;
- современные профессии, появившиеся в XX-XXI веках и связанные с изученным содержанием;
- технические изобретения конца XIX – начала XX века, вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);
- название основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);
- названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся; этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
- петельную, крестообразную строчки и их варианты;
- луковичный и клубневый способ размножения растений;
Уметь:
- определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
- подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в конкретном случае;
- эстетично изготовлять изделия;
- соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;
- выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из интернета);
- выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения – речь, этикет и т.д.)
- разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
-
экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- выбирать темы для практических и проектных работ;
- искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.
Изучение технологии в 4 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, социокультурной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений;
- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, здоровому образу жизни в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и социальных учебных умений.
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)
|
Кол-во часов
|
Использование ИКТ
|
Использование проектной деятельности
|
Использование исследовательской деятельности
|
1 |
Научно-технический прогресс. Совершенствование технологий производства
|
8 |
3 |
|
3 |
2 |
Природа-кормилица. Добыча и переработка сырья
|
7 |
3 |
2 |
3 |
3 |
Жилище человека |
3 |
3 |
2 |
6 |
4 |
Дизайн. Художественное конструирование |
5 |
1 |
2 |
4 |
5 |
Компьютерный мир. Информационные технологи |
6 |
1 |
|
4 |
Итого |
34ч |
11 |
6 |
20 |
Основное содержание тематического плана
№ п/п |
Тематический блок, тема учебного занятия
|
Дата: |
1-3 |
Современное производство. Штучное и массовое. Урок с использованием исследовательской деятельности |
|
4-5 |
От мастерской ремесленника к промышленному комбинату. Быстрее, больше. Урок с использованием исследовательской деятельности |
|
6-7 |
Что такое научно-технический прогресс. Научно-технический прогресс. Современное производство Урок с использованием ИКТ, Урок - защита проекта |
|
8 |
Как люди совершают открытия. Урок с использованием ИКТ |
|
9-10 |
Как работает современный завод. Урок с использованием ИКТ |
|
11-12 |
Какие бывают двигатели. Урок с использованием ИКТ |
|
13-15 |
Что изготавливают из нефти. Черное золото. Как добывают нефть и газ Урок с использованием исследовательской деятельности |
|
16 |
Проблемы экологии. Урок с использованием ИКТ |
|
17 |
Что такое предприятия высокой технологии. Новые технологии в земледелии и животноводстве. Урок с использованием исследовательской деятельности |
|
18 |
Агротехнические приемы выращивания луковичных растений. Урок с использованием исследовательской деятельности |
|
19 |
Чудеса в саду и огороде. Урок - защита проекта |
|
20 |
Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий. Как питаются космонавты. Урок с использованием ИКТ |
|
21 |
Жилище человека О чём рассказывает дом. Дом для семьи Урок с использованием исследовательской деятельности |
|
22 |
Как дом стал небоскребом. Урок с использованием исследовательской деятельности |
|
23 |
Города будущего. Урок с использованием ИКТ |
|
24 |
Что такое дизайн. Дизайн упаковки. Урок с использованием исследовательской деятельности |
|
25 |
Дизайн интерьера и ландшафта. Дизайн и маркетинг. Урок с использованием исследовательской деятельности |
|
26 |
Дизайн одежды. Пять задач дизайнера – модельера. Урок с использованием исследовательской деятельности |
|
27 |
Отделка одежды. Урок защита проекта |
|
28 |
Аксессуары в одежде. Урок с использованием ИКТ |
|
29 |
Современный информационный мир и информационные технологии. Правила техники безопасности при работе с компьютером. Урок с использованием исследовательской деятельности |
|
30 |
Компьютеры в медицине. Правила пользования компьютером. Урок с использованием исследовательской деятельности |
|
31 |
Компьютеры и прогнозирование погоды. Правила пользования компьютером. Урок с использованием исследовательской деятельности |
|
32 |
Практикум овладения компьютером. Как создать документ |
|
33 |
Файлы и папки. Создание текстов. Урок с использованием исследовательской деятельности |
|
34 |
Форматирование текста. Как вставить картинку в документ Урок с использованием исследовательской деятельности |
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Элементы содержания урока |
Дата
|
Корректи ровка |
|
план |
факт |
|||||
1 четверть (9часов) |
||||||
1 |
Современное производство. Штучное и массовое. Урок с использованием исследовательской деятельности. |
3 |
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. |
|
05.09 |
|
2 |
12.09 |
|||||
3 |
19.09 |
|||||
4 |
От мастерской ремесленника к промышленному комбинату. Быстрее. Больше. Урок с использованием исследовательской деятельности. |
2 |
Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. |
|
26.09 |
|
5 |
03.10 |
|||||
6 |
Что такое научно-технический прогресс. Современное производство. Макет автомобиля. |
1 |
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) |
|
10.10 |
|
7 |
17.10 |
|||||
8 |
Как люди совершают открытия. Урок с использования ИКТ. |
1 |
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». |
|
24.10 |
|
9 |
Как работает современный завод. Макет самолёта. |
2 |
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
|
31.10 |
|
10 |
14.11 |
|||||
11 |
Какие бывают двигатели. Макет самолёта. |
2 |
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. |
|
21.11 |
|
12 |
28.11 |
|||||
13 |
Что изготавливают из нефти. Черное золото. Как добывают нефть и газ. |
3 |
Уважение к своему народу, к своей родине. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. |
|
05.12 |
|
14 |
12.12 |
|||||
15 |
19.12 |
|||||
16 |
Работа с разными материалами Новогодняя мастерская. |
1 |
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир». |
|
26.12 |
|
17 |
Дизайн одежды. Пять задач дизайнера-модельера. |
1 |
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. |
|
16.01 |
|
18 |
Отделка одежды. Работа с компьютером. |
1 |
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы |
|
23.01 |
|
19 |
Аксессуары в одежде |
1 |
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. |
|
30.01 |
|
20. |
Урок с использованием исследовательской деятельности |
1 |
Уважение к своему народу, к своей родине. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
|
06.02 |
|
21. |
Компьютеры в медицине. Правила пользования ПК |
1 |
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. |
|
13.02 |
|
22 |
Проблемы экологии. Коллективная работа «Спасём планету Земля!» |
1 |
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир». |
|
20.02 |
|
23 |
Что такое предприятия высокой технологии. Новые технологии в земледелии и животноводстве. |
1 |
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. |
|
27.02 |
|
24 |
Агротехнические приемы выращивания луковичных растений. |
1 |
Уважение к своему народу, к своей родине. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы |
|
06.03 |
|
25 |
Чудеса в саду и огороде. Кормушка для птиц. |
1 |
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. |
|
13.03 |
|
26 |
Как питаются космонавты. Модель ракеты. |
1 |
Уважение к своему народу, к своей родине. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
|
20.03 |
|
27 |
Правила пользования компьютером. |
1 |
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. |
|
03.04 |
|
28 |
Практикум овладения компьютером. Создание документа |
1 |
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. |
|
10.04 |
|
29 |
Файлы и папки. Создание текстов. |
1 |
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. |
|
17.04 |
|
30 |
Шрифты. Создание текстов. |
1 |
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. |
|
24.04 |
|
31 |
9 мая – День Победы. Поздравительная открытка. |
1 |
Уважение к своему народу, к своей родине.
|
|
08.05 |
|
32 |
Форматирование текста. Работа с компьютером. |
1 |
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. |
|
15.05 |
|
33 |
Как вставить картинку в документ. |
1 |
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. |
|
22.05 |
|
Информационно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект «Начальная школа 21 века»
Литература для учащихся:
- Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: учебник для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Литература для учителя:
- (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополненное – М.: Вентана-Граф, 2011г. – 176 с.).
- ЭУП «Человек – природа - общество». (ООО «ДОС», 2004 г.)
.Адреса сайтов:
-
Министерство образования и науки РФhttp://www.ed.gov.ru
- Русский образовательный портал
http://www.gov.ed.ru
- Белгородский региональный институт ПКППС http://ipkps.bsu.edu.ru/
- Академия повышения квалификации работников образования
- Федеральный российский общеобразовательный портал
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
7.Образовательный портал «Учеба» http://www.uroki.ru
8. Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.km.
9. E-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://vgf.ru