Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рабочая программа 21 век. 4 класс

Федорова Марина Николаевна

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа к учебному курсу по технологии  для 4 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы начального общего образования по технологии  (базовый уровень) и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования 2012 г.

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения и  учитывает специфику адресата и условия обучения.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является формирование внутренней позиции школьников, адекватной мотивации учебной деятельности, овладения ими основами теоретического мышления, простейшими навыками самооценки, культуры поведения и здорового образа жизни. Рабочая учебная программа способствует реализации модели выпускника начальной школы:  любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

Общая характеристика учебного предмета.

В четвертом классе завершается начальное знакомство с технологией как преобразующей деятельностью человека-творца. Эта деятельность раскрывается на примере  20-го века, характеризующемся необыкновенными скоростями в развитии научно-технического прогресса, создании  передовых технологий (промышленные, информационные и др.). Мир этого периода представляется с двух противоположных сторон:  положительная созидающая и отрицательная разрушающая деятельность человека, в частности угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.

В плане истории развития техники и технологии учащиеся получают общее представление о ХХ веке, как веке технической революции, за короткий период которого человечество сделало несоизмеримые со всем предыдущим периодом своего развития шаги в эволюции техники и технологий. Школьники знакомятся с некоторыми направлениями технического прогресса, толчок которым был дан развитием науки (физика, химия, биология, медицина и др.). ХХ век – это,  прежде всего век электричества, а также авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно-компьютерных технологий. Самые яркие изобретения начала века – электрическая лампочка и фонограф Эдисона, телефон, радио, самолет; в середине века – телевидение, ЭВМ и др.; открытие атомной реакции, лазера и др. Конец века – всеобщая компьютеризация во всех областях жизни человека. Данная информация – основа исторического контекста курса.

В технико-технологической части акцент сделан на основы изобретательской деятельности как одной из сторон творчества. Расширена тема эстетического в преобразующей деятельности человека. Показана тесная взаимосвязь науки, техники и технологии  и их связь с экологией и проблемой безопасности человеческой цивилизации. Роль техники и технологии в решении экономических проблем.

Личностно-мировоззренческая линия курса подводит учащихся к пониманию и осознанию роли человека в сохранении природной чистоты, стабильности и гармонии на планете Земля. А также определению своей роли и возможных посильных действий для решения глобальной проблемы на доступном им уровне. Это должно начинаться с личной гигиены и культуры поведения, поддержания чистоты там, где постоянно находятся сами дети, с выращивания деревьев, кустарников, цветов, культуры общения (речь и этикет) и тому подобное.

В учебнике увеличено количество информационно-познавательного материала, расширены задания опытно-поискового характера, много иллюстративного материала.  Материал выстроен таким образом, чтобы стимулировать  самостоятельный поиск учащихся в решении проблем, поощряется и стимулируется обращение к дополнительной информации в любых источниках, развивается их творческая и  изобретательская деятельность. Весь содержательный материал отражает историческую логику развития научной и технической мысли в ХХ века в их тесной взаимосвязи.

Специфические особенности курса технологии  в 4 классе:

-        обобщение представлений о современной технико-технологической картине мира и закономерностях ее развития;

-       - формирование у учащихся преобразующего мышления, творческих, изобретательских способностей на уровне умения открывать и использовать приобретенные знания в собственной и коллективной проектной деятельности;

-        формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания основ технологических знаний и компонентов художественно-конструкторской деятельности.

-       формирование экологического мышления.

 

Целью учебного курса «технологии» является развитие личности младшего школьника, формирование умений и навыков учебной деятельности, готовности к самостоятельному учебному труду, что  позволяет обеспечить качественно новый, высокий уровень подготовки младшего школьника к обучению в среднем звене школы.
Рабочая учебная программа  курса «Технологии»  создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения в современной начальной школе.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного и деятельностного  подходов, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебных занятий

  • Урок – игра
  • Урок – путешествие
  • Урок – защита проекта (ЗП)
  • Урок - экскурсия

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • фронтальные.

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы                     контроля:

•  Тестирование

Ожидаемые образовательные результаты:

К концу 4 класса обучающиеся будут

Знать:

  • о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
  • о положительном и отрицательном влиянии  современной деятельности человека на природную среду;
  • о глобальных проблемах  экологии и роли человека в сохранении среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
  • об отдельных элементарных аспектах  экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.);
  • о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.;
  • современные профессии, появившиеся в XX-XXI веках и связанные с изученным содержанием;
  • технические изобретения конца XIX – начала XX века, вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);
  • название основных частей  персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение;
  • основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);
  • названия и свойства материалов, используемых  в работах учащихся; этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
  • петельную, крестообразную строчки и их варианты;
  • луковичный и клубневый способ размножения растений;

Уметь:

  • определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
  • подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в конкретном  случае;
  • эстетично изготовлять изделия;
  • соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;
  • выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
  • находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из интернета);
  • выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения – речь, этикет и т.д.)
  • разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;
  • организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
  • экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
    • выбирать темы для практических и проектных работ;
    • искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.

Изучение технологии в 4 классе направлено на достижение цели развития коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой,  социокультурной, учебно-познавательной:

- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений;

- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, здоровому образу жизни в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы;

-  учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и социальных учебных умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

 

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)

 

Кол-во часов

 

Использование

ИКТ

 

Использование

проектной деятельности

 

Использование исследовательской

деятельности

 

1

Научно-технический прогресс. Совершенствование технологий производства

 

8

3

 

3

2

Природа-кормилица. Добыча и переработка сырья

 

7

3

2

3

3

Жилище человека

3

3

2

6

4

Дизайн.

Художественное конструирование

5

1

2

4

5

Компьютерный мир. Информационные технологи

6

1

 

4

Итого

34ч

11

6

20

Основное содержание тематического плана

 

№ п/п

Тематический блок, тема учебного занятия

 

Дата:

1-3

Современное производство. Штучное и массовое. Урок с использованием исследовательской деятельности

 

4-5

От мастерской ремесленника к промышленному комбинату. Быстрее, больше. Урок с использованием исследовательской деятельности

 

6-7

Что такое научно-технический прогресс. Научно-технический прогресс. Современное производство Урок с использованием ИКТ, Урок -  защита проекта

 

8

Как люди совершают открытия. Урок с использованием ИКТ

 

9-10

Как работает современный завод. Урок с использованием ИКТ

 

11-12

Какие бывают двигатели. Урок с использованием ИКТ

 

13-15

Что изготавливают из нефти. Черное золото. Как добывают нефть и газ Урок с использованием исследовательской деятельности

 

16

Проблемы экологии. Урок с использованием ИКТ

 

17

Что такое предприятия высокой технологии. Новые технологии в земледелии и животноводстве. Урок с использованием исследовательской деятельности

 

18

Агротехнические приемы выращивания луковичных растений. Урок с использованием исследовательской деятельности

 

19

Чудеса в саду и огороде. Урок -  защита проекта

 

20

Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий. Как питаются космонавты. Урок с использованием ИКТ

 

21

Жилище человека О чём рассказывает дом. Дом для семьи Урок с использованием исследовательской деятельности

 

22

Как дом стал небоскребом. Урок с использованием исследовательской деятельности

 

23

Города будущего. Урок с использованием ИКТ

 

24

Что такое дизайн. Дизайн упаковки.

Урок с использованием исследовательской деятельности

 

25

Дизайн интерьера и ландшафта. Дизайн и маркетинг. Урок с использованием исследовательской деятельности

 

26

Дизайн одежды. Пять задач дизайнера – модельера. Урок с использованием исследовательской деятельности

 

27

Отделка одежды. Урок защита проекта

 

28

Аксессуары в одежде. Урок с использованием ИКТ

 

29

Современный информационный мир и информационные технологии. Правила техники безопасности при работе с компьютером. Урок с использованием исследовательской деятельности

 

30

Компьютеры в медицине. Правила пользования компьютером.

Урок с использованием исследовательской деятельности

 

31

Компьютеры и прогнозирование погоды. Правила пользования компьютером. Урок с использованием исследовательской деятельности

 

32

Практикум овладения компьютером. Как создать документ

 

33

Файлы и папки. Создание текстов. Урок с использованием исследовательской деятельности

 

34

Форматирование текста. Как вставить картинку в документ Урок с использованием исследовательской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема урока

 

Кол-во

часов

 

Элементы содержания

урока

Дата
проведения

 

Корректи

ровка

план

факт

1 четверть (9часов)

1

Современное производство.

Штучное и массовое. Урок с использованием исследовательской деятельности.

3

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

 

 

05.09

 

2

12.09

3

19.09

4

От мастерской ремесленника к промышленному комбинату. Быстрее. Больше. Урок с использованием исследовательской деятельности.

2

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

 

26.09

 

5

03.10

6

Что такое научно-технический прогресс. Современное производство. Макет автомобиля.

1

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

иллюстрация и др.)

 

10.10

 

7

17.10

8

Как люди совершают открытия. Урок с использования ИКТ.

1

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

 

24.10

 

9

Как работает современный завод. Макет самолёта.

2

Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 

31.10

 

10

14.11

11

Какие бывают двигатели. Макет самолёта.

2

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

 

21.11

 

12

28.11

13

Что изготавливают из нефти. Черное золото. Как добывают нефть и газ.

3

Уважение к своему народу, к своей родине.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

 

05.12

 

14

12.12

15

19.12

16

Работа с разными материалами Новогодняя мастерская.

1

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир».

 

26.12

 

17

Дизайн одежды. Пять задач дизайнера-модельера.

1

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 

16.01

 

18

Отделка одежды. Работа с компьютером.

1

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

 

23.01

 

19

Аксессуары в одежде

1

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

 

30.01

 

20.

Урок с использованием исследовательской деятельности

1

Уважение к своему народу, к своей родине.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

 

06.02

 

21.

Компьютеры в медицине. Правила пользования ПК

1

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

 

13.02

 

22

Проблемы экологии. Коллективная работа «Спасём планету Земля!»

1

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир».

 

20.02

 

23

Что такое предприятия высокой технологии. Новые технологии в земледелии и животноводстве.

1

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 

27.02

 

24

Агротехнические приемы выращивания луковичных растений.

1

Уважение к своему народу, к своей родине.  Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

 

06.03

 

25

Чудеса в саду и огороде. Кормушка для птиц.

1

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

 

13.03

 

26

Как питаются космонавты. Модель ракеты.

1

Уважение к своему народу, к своей родине.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

 

20.03

 

27

Правила пользования компьютером.

1

Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

 

03.04

 

28

Практикум овладения компьютером. Создание документа

1

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

 

10.04

 

29

Файлы и папки. Создание текстов.

1

Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

 

17.04

 

30

Шрифты. Создание текстов.

1

Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

 

24.04

 

31

9 мая – День Победы. Поздравительная открытка.

1

Уважение к своему народу, к своей родине.

 

 

08.05

 

32

Форматирование текста. Работа с компьютером.

1

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

 

15.05

 

33

Как вставить картинку в документ.

1

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

 

22.05

 

 

 

 

Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект «Начальная школа 21 века»

Литература для учащихся:

- Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: учебник для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2009.

- Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Литература для учителя:

- (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополненное – М.: Вентана-Граф, 2011г. – 176 с.).

- ЭУП «Человек – природа - общество». (ООО «ДОС», 2004 г.)

.Адреса сайтов:

  1. Министерство образования и науки РФhttp://www.ed.gov.ru
    1. Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

  1. Белгородский региональный институт ПКППС  http://ipkps.bsu.edu.ru/
  2. Академия повышения квалификации работников образования

http://www.apkro.ru

  1. Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

  1. Федеральный портал «Российское образование»   http://www.edu.ru

7.Образовательный портал «Учеба» http://www.uroki.ru

8. Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.

9. E-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,http://vgf.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»