1 раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе Концепции учебно-методического комплекса «Школа России», Примерной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2010), Рабочих программ Н.И.Роговцевой, С.В.Анащенковой по технологии, утверждённых Министерством образования и науки РФ (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2011), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования.
2 раздел
Общая характеристика курса
Цели изучения технологии в начальной школе:
Øовладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
Øосвоение продуктивной проектной деятельности.
Øформирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
Ø духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
Ø развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
Ø формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
Ø формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
Ø развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
Ø формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
Ø развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
Ø формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
Ø гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
Ø развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
Ø формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
Ø развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
Ø формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
Ø обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
Ø формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
Ø обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
Ø формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
Ø формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
Ø формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
Ø формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
Ø формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
3 раздел
Место курса в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан 34 ч
4 раздел
Результаты изучения курса
Личностные результаты
Создание условий дляформирования следующих умений:
Ø объяснятьсвои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций,результатов трудовой деятельности человека-мастера;
Ø уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
Ø понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Ø определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
Ø учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
Ø учиться планировать практическую деятельность на уроке;
Ø под контролем учителявыполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
Ø учиться предлагатьиз числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
Ø работать по плану, совместно составленному с учителем, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
Ø определятьв диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
Øнаблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
Øсравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
Øучиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
Øнаходитьнеобходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
Øс помощью учителяисследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
Øсамостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
Ø уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
Ø уметь вести небольшой познавательный диалогпо теме урока, коллективно анализировать изделия;
Ø вступатьв беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Ø учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
К концу 2 класса обучающийся
научится:
Ø называть наиболее распространенные в своем регионе профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
Ø понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
Ø анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
Ø организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
Ø на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
Ø экономно расходовать используемые материалы;
Ø применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
Ø анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
Ø изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям;
Ø соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
Ø использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
Ø использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и Power Point.
5 раздел
Содержание курса
Основные содержательные линии «Технологии» определены стандартом начального образования и представлены 5 разделами:
ü«Давай познакомимся»,
ü«Человек и земля»,
ü«Человек и вода»,
ü«Человек и воздух»,
ü«Человек и информация».
6 раздел
Тематическое планирование
№ п.п |
Дата |
Тема урока |
Характеристика деятельности учащихся |
Страницы |
1 триместр (12 часов) |
||||
Раздел «Давайте познакомимся» 1 час |
||||
1 |
|
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. |
Вводная беседа; знакомство с условными обозначениями; работа с текстом учебника; создание рисунка; заполнение анкеты; беседа; работа со словарём; изготовление поделки; подведение итога урока. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. |
3-6 |
Раздел «Человек и земля» 22 часа |
||||
2 |
|
Земледелие Практическая работа № 1: «Выращивание лука» |
Красота окружающей природы нашего края.Беседа: «С/Х труд в нашем крае». Проводить наблюдения, оформлять результаты. |
8-9 |
3 |
|
Посуда Композиция из картона и ниток «Корзина с цветами». |
Вводная беседа; работа с текстом учебника; заполнение схемы; выполнение задания в учебнике; выполнение поделки; подведение итога урока; вывод Составлять по иллюстрации учебника рассказ о способах изготовления посуды из глины. Анализировать слайдовый план плетения корзины, выделять основные этапы и приёмы её изготовления.Использовать приемы плетения корзины при изготовлении изделия. |
10-15 |
4 |
|
Работа с пластичными материалами (пластилин)
Практическая работа № 2: «Съедобные и несъедобные грибы». «Плоды лесные и садовые».
|
Учиться приёмам лепки из целого куска пластилина; продолжать формировать умение работы в группе; Воспроизводить реальный образ предмета (гриба) при выполнении композиции. Композиция из пластилина «Семейка грибов на поляне» Составлять рассказ о грибах, правила поведения в лесу (на основе собственного опыта и наблюдений). |
16-17 |
5 |
|
Работа с пластичными материалами (тестопластика) Магнит из теста |
Организовывать рабочее место для работы с солёным тестом. Выполнять изделие и оформлять его при помощи красок. Сравнивать приёмы работы с солёным тестом и пластилином. |
18-21 |
6 |
|
Посуда. Работа с пластичными материалами (глина или пластилин) Проект «Праздничный стол» |
Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приёмы изготовления изделия. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность |
22-23 |
7 |
|
Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше |
Осваивать технологию изготовления изделия «папье-маше». Использовать приёмы работы с бумагой и ножницами. Делать выводы о значении народных промыслов для развития декоративно – прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций. |
24-25 |
8 |
|
Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Разделочная доска «Городецкая роспись» |
Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. Использовать навыки работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону. Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно – прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций. |
26-27 |
9 |
|
Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин) Дымковская игрушка |
Использовать приёмы работы с пластилином. Анализировать образец, определять материалы, инструменты, приёмы работы, виды отделки и росписи. Составлять самостоятельно план работы по изготовлению игрушки. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать работу по заданным критериям. Сравнивать виды народных промыслов |
28-29 |
10 |
|
Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование) Матрешка из картона и ткани |
Составлять самостоятельно план работы по использованию изделия, контролировать и корректировать работу по слайдовому плану. |
30-31 |
11 |
|
Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы. Пейзаж «Деревня» |
Использовать умения работать с пластилином, создавать новые цветовые оттенки путём смешивания пластилина. Организовывать рабочее место. Осваивать технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создавать собственный эскиз. |
32-33 |
12 |
|
Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование. Практическая работа № 3: «Домашние животные» Игрушка «Лошадка» |
Осваивать соединение деталей изделия скрепками для достижения эффекта движущейся конструкции. Анализировать, контролировать, корректировать и оценивать выполнение работы по планам, предложенным в учебнике. Составлять рассказ о лошадях, их значении в жизни людей, о профессиях людей, занимающихся разведением домашних животных (на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений). Понимать значимость этих профессий. |
34-36 |
2 триместр (10 часов) |
||||
13 |
|
Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Композиция «Курочка из крупы |
Использовать свои знания о материалах и приёмах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий). Экономно расходовать материалы при выполнении. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять последовательность выполнения работы. Находить в словаре и объяснять значение новых слов. Составлять рассказ об уходе за домашними птицами. |
37-39 |
14 |
|
Работа с бумагой. Конструирование. Проект «Деревенский двор» |
Конструировать объёмные геометрические фигуры животных из развёрток Использовать приёмы работы с бумагой и клеем, правила работы с ножницами. Размечать ивырезать детали и развёртки по шаблонам. Оформлять изделия по собственному замыслу. Создавать иоформлять тематическую композицию. Составлять рассказ об уходе за домашними животными и их значении в жизни человека на основе иллюстративного материала. |
40-41 |
15 |
|
Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. Композиция «Изба» |
Выполнять разметку деталей по шаблону. Осваивать приемы работы с бумагой: разметка деталей сгибанием и скручивание на карандаше. Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия. Оценивать качество выполнения работы. Осваивать технику кракле. Осваивать новые понятия, находить их значение в словаре учебника и других источниках информации. |
45-47 |
16 |
|
В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Практическая работа № 4: «Наш дом». Домовой |
Применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать). Оформлять изделия по собственному замыслу (цветовое решение, учёт национальных традиций). Выполнять самостоятельно разметку и раскрой детали для отделки изделия. Осуществлять поиск информации и сравнивать традиции убранства жилищ, поверья и правила приёма гостей у разных народов России. |
49-51 |
17 |
|
Работа с различными материалами. Ёлочные игрушки из яиц |
Осваивать при изготовлении ёлочной игрушки правила подготовки скорлупы к работе и технику работы с целой яичной скорлупой.Самостоятельно оформлять готовое изделие. Использовать элементы художественного творчества, оформлять изделие при помощи красок. Создавать разные изделия на основе одной технологии. |
42-44 |
18 |
|
Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка. Композиция «Русская печь» |
Анализировать конструкцию изделия по иллюстрации учебника, выделять детали, определять инструменты, необходимые для выполнения работы. Составлять самостоятельно план выполнения работы. Использовать умения работать с пластилином, организовывать рабочее место. Оформлять изделие по собственному замыслу. (Возможно изготовление модели печи, традиционной для данного региона). |
52-54 |
19 |
|
Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение. Коврик |
Выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу.Осуществлять поиск информации о традиционных для русской избы ковриках и сравнивать их с традиционными плетеными изделиями для жилища региона проживания. |
55 |
20 |
|
Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование. Стол и скамья. |
Использовать умения работать с бумагой, ножницами. Организовывать свою деятельность. Овладевать способами экономного и рационального расходования материалов. Соблюдать технологию изготовления изделий. Осуществлять поиск информации о традиционной для русской избы мебели и сравнивать её с традиционной мебелью жилища региона проживания. |
56-57 |
21 |
|
Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Композиция «Русская красавица». |
Выполнять аппликацию на основе материала учебника с учётом национальных традиций. Осваивать приемы плетения косички в три нити. Использовать приёмы работы с бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними. Изготавливать с помощью учителя детали для создания модели национального женского головного убора, предварительно определив материалы для его изготовления. |
58-63 |
22 |
|
Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Костюмы Ани и Вани. |
Осваивать элементы художественного труда: оформлять национальный костюм в соответствии с выбранным образцом, использовать различные виды материалов (тесьму, мех, бусины, пуговицы и др.). Организовывать, контролировать и корректировать работу по изготовлению изделия с помощью технологической карты. |
64-65 |
3 триместр (12 часов) |
||||
23 |
|
Работа с ткаными материалами. Шитье. Кошелек |
Выполнять строчку косых стежков для соединения деталей изделия. Использовать умение пришивать пуговицы разными способами. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать работу по заданным критериям. |
66-67 |
Раздел « Человек и вода» 3 часа |
||||
24 |
|
Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Композиция «Золотая рыбка»
|
Искать и отбирать информацию о роли воды в жизни человека по материалам учебника, из собственного опыта и других источников. Составлять рассказ о рыболовстве и объяснять назначение инструментов и приспособлений для рыбной ловли (по материалам учебника и собственным наблюдениям). Самостоятельно заполнять графы «Инструменты» и «Материалы» в технологической карте. Оценивать качество изготовления изделия по заданным критериям. Делать выводы о значении воды в жизни человека (с помощью учителя). |
72-75 |
25 |
|
Работа с бумагой. Аппликационные работы. Проект «Аквариум» |
Организовывать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты для аппликации. Составлять композицию из природных материалов. Контролировать и корректировать свою деятельность. Предъявлять и оценивать изделие. Проводить презентацию готового изделия. |
76 |
26 |
|
Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Композиция «Русалка» |
Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности по слайдовому плану и после промежуточного оценивания. По заданным критериям оценивать работы одноклассников Заполнять с помощью учителя технологическую карту, определять основные этапы изготовления изделия. |
77-78 |
Раздел «Человек и воздух» 3 часа |
||||
27
|
|
Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание. Оригами «Птица счастья»
|
Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план изготовления изделия с опорой на слайдовый план учебника, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям. |
80-81
|
28 |
|
Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование. Ветряная мельница |
Организовывать рабочее место, соблюдать правила работы ножницами. Составлять план работы и заполнять технологическую карту. Осваивать подвижное соединение деталей (при помощи стержня). Конструировать объёмное изделие на основе развёртки, выполнять практическую работу по плану в учебнике |
82-83 |
29 |
|
Использование ветра. Работа с фольгой. Флюгер |
Осваивать способ соединения деталей при помощи скрепки. Самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия. Делать выводы о значении использования силы ветра человеком (с помощью учителя). |
84 |
Раздел «Человек и информация» 5 часов |
||||
30
|
|
Ищем клад. Работа с пластичными материалами (глина). Рельефные работы. Композиция«Карта на глиняной дощечке» |
Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности по слайдовому плану и после промежуточного оценивания. По заданным критериям оценивать работы одноклассников. |
86 |
31 |
|
Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном. Книжка – ширма |
Создавать книжку-ширму и использовать её как папку своих достижений. Отбирать для её наполнения собственные работы по заданным критериям (качеству, оригинальности и др.) |
87-89 |
32 |
|
Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 5: «Ищем информацию в Интернете». |
Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах поиска её в Интернете. |
90 |
33 |
|
Правила набора текста. Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 5: «Ищем информацию в Интернете». |
Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о ком- пьютере и способах поиска её в Интернете. |
91-93 |
34 |
|
Конференция для обучающихся «Что я узнал во 2 классе?»
|
Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы.Оценивать выступления по заданным критериям |
- |
7 раздел
Материально- техническое обеспечение
Программа:Авторы: Роговцева Н. И., Анащенкова С. В.
Технология. Рабочие программы. 1 - 4 классы.
УЧЕБНИКИ
ØРоговцева Н. И., Богданова Н. В., Н.В. Добромыслова Технология. Учебник. 2 класс. М., Просвещение, 2012г.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ØРоговцева Н. И., Богданова Н. В., Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс. М., Просвещение, 2012г.
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ØРоговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Уроки технологии: 2 класс. М., Просвещение, 2012г.
Ø «Технология. Технологические карты» для 1 и 2 классов — сайт издательства «Просвещение» http: //www.prosv.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
1) Романина В.И., Дидактический материал по труду. М., просвещение, 1990
2) Гульянц Э.К., Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение 1984.
3) Щеблыкин И.К., Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 1990.
4) Богатеева З.А., Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях М., Просвещение, 1986.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
5) Интерактивная доска «Смарт»
6) DVD – диски: электронное приложение к учебнику Роговцевой Н. И., Богдановой Н. В., Технология. Учебник. 2 класс.