Проектно-технологическая деятельность
учащихся в процессе трудового обучения
Беликова Татьяна Владимировна
В последнее время в нашей стране идет процесс модернизации образовательной системы. Эти изменения происходят по трем основным направлениям: вхождение в мировое образовательное пространство; поиск новых средств и методов формирования творческой личности; дальнейшая интеграция образовательных факторов (школы, семьи, общества). Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов технологии трудового обучения внесли П.Блонский, М.Гончаров, А.Калашников, С.Шабалов и другие. Изучению подходов к определению содержания трудового обучения посвящены работы П. Атутова, С. Батыщева, В. Мадзигона, В. Сидоренко, Д. Тхоржевского.Одной из педагогических технологий, направленной на улучшение и развитие трудового обучения, является метод творческих проектов или проектно-технологический метод. Теория и практика проектного подхода к обучению берет начало с конца XIX – начала ХХ века благодаря научным поискам отечественных и зарубежных ученых-педагогов. В Советском союзе этот метод широко использовался в школах сельской молодежи и опытно-показательных учебных заведениях до 1931 года. Затем было запрещено использование в практике советской школы.
Сейчас происходит возрождение метода проектов в обучающих программах. В Российской Федерации метод проектов был предложен в 1993 году в связи с включением образовательной отрасли "Технология" в базовые учебные планы общеобразовательных учебных заведений. Элементы метода проектов вошли и в программу трудового обучения общеобразовательных учебных заведений.
В программе по трудовому обучению, в частности, отмечается, что метод проектов является основным методом обучения, используемым в образовательной области "Технология". Это обусловлено тем, что образовательные задачи в этой области не могут быть решены только традиционными методами обучения.
Следует отметить, что понимание сущности теории и практики проектной деятельности и проектного метода обучения различно в зарубежной и отечественной литературе. В ходе общения с учителями и методистами трудового обучения оказалось, что большинство из них отождествляют понятия "проектно-технологический метод обучения" и "обучение проектно-технологической деятельности", тогда как эти понятия отличаются своей целью. Под проектно-технологическим методом обучения следует понимать такой метод обучения, когда школьники приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения самостоятельных техническо-творческих задач-проектов. Обучение проектно-технологической деятельности обуславливается способом взаимодействия с окружающим миром, то есть формированием проектно-технологической культуры.
Современный этап развития школы предполагает применение в образовательной отрасли "Технология" новой системы обучения, проектно-технологической, цель которой состоит в разработке и изготовлении учебного творческого проекта, предусматривающего самостоятельное разработку и изготовление учеником изделия от идеи до ее воплощения в материальный образ. В первую очередь это предполагает наличие субъективной или объективной новизны проекта, выполненного учеником с определенным контролем и консультацией учителя.
Проектно-технологический подход к трудовому обучению, как отмечается в трудах А.Коберника, Н.Ретивых, В.Симоненко, С.Ящука, направлен на формирование у учащихся основательной системы творчески-интеллектуальных и предметно-технологических знаний и умений; предусматривает самостоятельное или под контролем учителя исполнение творческих проектов как на этапе проектирования, так и на этапе изготовления, защиту своего проекта. Основной предпосылкой этого является развитие техническо-творческих способностей учащихся.
Анализируя научно-педагогическую литературу по этой проблеме, сталкиваемся с тем, что на сегодняшний день вопросы организации проектной работы ученика и учителя рассмотрены недостаточно, то есть необходимо более развернутое и основательное его освещение, прежде всего содержания, цели и этапности проектирования. В своих работах ученые чаще всего рассматривают проектирование как процесс создания и изготовления объекта. Мы считаем, что проектирование – это научно обоснованное (определенное) технически творческое конструирование нового проектного объекта, по определенной системе параметров или преобразования существующего прототипа в качественно новое состояние.
Преимущество проектно-технологического метода трудового обучения, по сравнению с предыдущими, прежде всего заключается в том, что учащиеся во время этой деятельности более активно вовлекаются в самостоятельную, практическую, плановую и систематическую работу, у них воспитывается стремление к поиску путей создания нового или более качественного совершенствования. существующего изделия (материального объекта), формируется представление о его будущем применении; развиваются нравственные и трудовые свойства учащегося, мотивы выбора профессии. При этом следует особое внимание уделять сословию интереса учащихся к этому процессу, угасание интереса сигнализирует учителю о недостатках в работе. Необходимо следить, чтобы учащиеся доводили свои замыслы до конца, особенно на технологическом этапе.
Как уже отмечалось, основное содержание проектирования состоит в техническо-творческом конструировании, то есть в определенной совокупности действий, средств и методов, позволяющих учащимся найти свое решение проблемной задачи, которая поставлена перед ними или выбрана самостоятельно. Все это должно быть направлено на достижение определенных целей. Эти действия и средства предлагается фиксировать в двух формах:
1) как систему параметров проектного объекта и их количественных показателей;
2) как совокупность конкретных средств, обеспечивающих реализацию запроектированных характеристик и качественных черт будущего объекта.
Как техническо-творческая деятельность, проектирование направлено на создание нового (субъективно или объективно) материального объекта. Изготавливая изделие, учащийся расширяет и закрепляет свои знания по другим учебным предметам (математике, физике, чертежу, основам предпринимательской деятельности и другим); совершенствует приобретенные умения и навыки при выполнении технологических, экономических и других операций.
В то же время вместе с указанными выше решаются и техническо-творческие задачи: определение функционального назначения выбранной конструкции; развитие умения читать чертежи; составление эскизов будущего изделия; планирование технологического процесса; организация творческой деятельности; формирование у учащихся технологической культуры.
Успешность проектирования невозможна без взаимосвязанных целей: социально-экономическая эффективность, социальная интегрированность, социальная активность, социальная управляемость. Но самым важным фактором выступает правильно определенная и последовательно организационно спланированная работа как ученика, так и учителя. А это прежде всего правильная логическая последовательность соблюдения этапов выполнения творческих проектов.
Опираясь на научную литературу по теории и практике проектно-технологического подхода к трудовому обучению, можно определить структуру и последовательность проектно-технологической деятельности учащихся в таком виде:
1. Этап подготовки и организации проектно-технологической деятельности;
2. Этап техническо-творческого конструирования;
3. Этап технологического процесса;
4. Заключительный этап.
По этой структуре проектирование как составная часть проектно-технологической деятельности имеет четко определенные этапы и стадии его осуществления.
Первый этап – этап подготовки и организации. На этом этапе учащиеся должны выбрать объект труда и поставить перед собой техническо-творческую проблему, определить значение проектного объекта. На этом этапе учащиеся предлагают разные варианты конструкции изделия, осознают варианты предлагаемой конструкции.
Второй этап – этап техническо-творческого конструирования. На этом этапе учащиеся составляют эскизы изделия, выбирают необходимые материалы и инструменты, определяются по более оптимальной технологии изготовления проектного изделия.
Третий этап – технологический, учащиеся выполняют определенные технологическим действием операции, проводят самоконтроль своей деятельности. Технологический этап требует от учащегося соблюдения технологии, трудовой дисциплины и культуры труда. На заключительном этапе учащиеся выполняют корректировку выполненного изделия по сравнению с запланированным, осуществляют испытания объекта, проводят самооценку и анализ итогов проекта, защищают свой проект.
На каждом из этих этапов учащиеся осуществляют соответственно определенную систему последовательных действий при решении проблемной задачи проекта. При этом немаловажная роль, несмотря на самостоятельность ученика, отводится учителю. Самая главная его задача – определить структурный план работы, предложить учащимся интересные и посильные, с учетом развития уровня их физических, интеллектуальных, творческих способностей, проектные задачи (объекты); помогать каждому учащемуся в решении тех или иных проблем, возникающих как на каждом этапе, так и в целом, например в выборе рационального подхода к решению проблемы, определении оптимального варианта технологии изготовления материального объекта.
По содержанию этапы организации и подготовки и технически творческого конструирования имеют следующие стадии проектно-технологической деятельности: поиск проблемы, выбор объекта, определение проблемы, выработка идей и вариантов решения проблемы, анализ и синтез идей, выбор оптимального и рационального варианта и обоснование проекта, анализ будущей деятельности, прогнозирование будущих результатов, разработка конструкторско-технологической документации, составление эскизов, выбор материалов и оборудования, выбор технологии обработки деталей их соединения, отделка изделия, организация рабочего места.
Содержание совместной работы учителя и учащихся на уроках трудового обучения в процессе проектно-технологической деятельности на этапах подготовки и организации проектно-творческой деятельности и технически-творческого конструирования должно соответствовать четко выраженной и логической последовательности организации работы как ученика, так и учителя по определенному, предварительно спланированному и обоснованным планом.
Для этапа подготовки и проектно-творческой деятельности рассмотрим стадии выполнения работы.
1. Стадия поиска проблемы. Учитель предлагает учащимся ряд проблем, ориентировочный перечень объектов проектирования, сообщает требования, предъявляемые к проектам, какую технологию следует придерживаться при выполнении проектов и критерии их оценки. Учащиеся внимательно воспринимают информацию и анализируют предложенные проекты.
2. Стадия определения проблемной сферы. Учитель дает советы, консультации, помогает учащимся осознать проблему. Каждый ученик выбирает одну из предложенных учителем проблем – наиболее понравившуюся ему.
3. Стадия выработки идей и вариантов решения проблемы. Учитель организует наблюдение, дает консультации, помогает точнее сформулировать тему проекта, дает советы по вспомогательной литературе. Учащиеся, используя приобретенные знания и перспективу в соответствующих изделиях, формируют ряд идей, а затем и варианты конструкций проекта.
4. Стадия формирования главных характеристик и конечных требований. Учитель уточняет, дает советы и консультации. Учащиеся определяют основные параметры проекта (габаритные размеры, область применения и т.п.) и конечные требования, которые предъявляются к будущему изделию.
5. Стадия выбора оптимального варианта и обоснования проекта. Учитель осуществляет контроль, консультирует, уточняет представленные учащимися варианты, дополняет их в соответствии с технологическими условиями. Учащиеся определяют наиболее удачный вариант, анализируя предложенные проекты.
6. Стадия прогнозирования будущих результатов. Учитель выслушивает учащихся, дает советы, консультации. Учащиеся уточняют эскиз и оформление проекта.
Для этапа технически творческого конструирования на каждой стадии работа учитель-ученик имеет следующее содержание:
1. Стадия составления эскиза. Учитель контролирует, уточняет, помогает советам. Учащиеся разрабатывают рабочий эскиз изделия с необходимыми техническими пояснениями.
2. Стадия выбора материала для реализации проекта. Учитель только дает советы. Учащиеся определяют несколько наименований материалов и выбирают те, что, по их мнению, наиболее устраивают их.
3. Стадия выбора инструментов и оборудования. Учитель снова только дает советы. Учащиеся определяют необходимые инструменты и оборудование, необходимые для изготовления проектного объекта.
4. Стадия выбора технологии обработки деталей изделия, их соединения, видов отделки изделия. Учитель наблюдает, осуществляет контроль, дает советы и консультации.
5. Последняя стадия – организация рабочего места. Учитель оказывает помощь. Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, проверяют освещение, соблюдение норм и правил техники безопасности.
Дидактической и методической задачей в процессе проектно-технологической деятельности является, безусловно, не репродуктивное соблюдение стадий и этапов вообще, а формирование у учащихся элементов технологической культуры, развитие способности к генерации идей, их анализу, самостоятельному принятию решения, формированию собственного мнения, позиции, взаимодействия в процессе решения общих и индивидуальных задач. И, безусловно, одним из главных условий решения этих педагогических задач является в достаточной степени развитые техническо-творческие способности учащихся.
Актуальность способа проектов обуславливается, до этого всего, необходимостью понимать сущность и предназначение полученных знаний, собственной работы, без помощи других ставить профессиональные цели и задачки, обдумывать методы их воплощения. Проектная технология используется для изучения какой-либо школьной дисциплины, но особенно эффективна для предметов, обладающих потенциальной способностью к установлению интегративных связей с другими предметами. С этой точки зрения, перспективы использования проектной деятельности в учебном процессе имеют социогуманитарные дисциплины. В современном обществоведческом образовании метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением и становится интегрированным компонентом структурированной системы образования.
Метод проектов, как определяет Л.Иванова, – это система учебно-познавательных приемов, решение конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Работа над проектом – практика личностно ориентированного обучения в процессе конкретного труда учащегося на основе его свободного выбора с учетом его интересов. Для педагога это стремление найти разумный баланс между академическими и прагматическими знаниями, умениями и навыками.
Учебное проектирование ориентировано, прежде всего, на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Технология проектирования предполагает решение учащимся или группой учащихся какой-либо проблемы, которая предполагает, с одной стороны, использование различных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из разных областей науки, техники, творчества.
При использовании проектного метода решается целый ряд разноуровневых дидактических, воспитательных и развивающих задач. Целями формирования содержательного компонента, который должен существовать как интегрированная целостность: ориентация на актуализацию знаний, которые уже есть, на приобретение новых, развитие умения отбирать необходимую информацию, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение анализировать, приближать, синтезировать знания отдельных наук, умение рассматривать явление или процесс как интегрированный объект, активно развивать критическое мышление, выдвигать гипотезы, уметь делать выводы.
Существуют разные подходы к классификациям проектов, видовое разнообразие которых достигает цифры двадцати. Среди них наиболее распространены: исследовательские проекты, творческие, ролевые, игровые, информационные, практико-ориентированные. В педагогической практике при изучении социогуманитарных дисциплин наиболее часто используются следующие виды обучающих проектов.
Исследовательские проекты – требуют хорошо обдуманной структуры, цели, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманности методов, в том числе экспериментальных методов обработки результатов. Они полностью подчинены логике исследования и имеют соответствующую структуру: определение темы исследования, аргументация ее актуальности, определение предмета и объекта, задач и методов, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы и обозначение путей ее решения.
Информационные проекты – направлены на сбор информации о каком-либо объекте, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты нуждаются в хорошо продуманной структуре, возможности систематической коррекции в ходе работы над проектом. Структуру такого проекта можно обозначить следующим образом: цель проекта; его актуальность; методы получения информации и ее обработки; результат (статья, реферат, доклад, видеофильм); презентации. Такие проекты могут являться органической частью исследовательских проектов, их модулем.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она развивается, подчиняясь конечному результату, принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Они заранее договариваются о запланированных результатах и форме их представления – рукописный журнал, коллективный коллаж, видеофильм, вечер, праздник и т.д. И тогда требуются сценарий фильма, программа праздника, макет журнала, альбома, газеты.
Разновидностью проектов есть способ телекоммуникационных проектов. Под понятием телекоммуникационный проект понимается общая учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, которая организована на основе компьютерной телекоммуникации, имеет общие цели, согласованные методы, способы деятельности и целенаправленная на достижение общего результата. Специфика телекоммуникационных проектов состоит прежде всего в том, что они по своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, являющейся основой любого проекта, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно в международном, осуществляется более глубокая интеграция знания. Она формирует систему не только из предметных знаний, но и национально-культурных, мировоззренческих. Знания выступают не как цель, а как способ развития личности.
Реализация интегративных основ проектной деятельности осуществляется на разных содержательных уровнях. Исторический или обществоведческий проект может строиться как межпредметный проект (интеграция знаний социогуманитарных предметов); внепредметный (интеграция знаний на пересечении разных циклов); и межцикловый (интеграция знаний обществоведческой и других отраслей).