Раннее обучение иностранному языку
дошкольников и младших школьников
Задворнов Георгий Алексеевич,
учитель английского языка
школы №337 Санкт-Петербурга
Раннее обучение иностранным языкам дошкольников и младших школьников давно уже прочно вошло в нашу жизнь и не является чем-то удивительным. По этой проблеме написано много статей с научным обоснованием, созданы пособия по разным языкам для учителей, рассчитанные на разные группы детей с разными целями отечественных и зарубежных авторов Но возраст наших учащихся является одним из самых благотворных и благодарных, и вместе с тем наши учащиеся в этом возрасте еще не обладают достаточными для них общеучебными навыками, включающими отсутствие умений чтения и письма, которые в более позднем младшем возрасте являются активными помощниками учителя в обучении. Такая ситуация создает определенные проблемы в организации учебного процесса среди этой категории детей. Работая в этом направлении в течение целого ряда лет, я пришел к собственному видению решения данной проблемы.
Как и в любой возрастной категории, прежде всего следует хорошо знать психологические и физиологические особенности детей 5-7 лет, их интересы и увлечения, условия социальной среды, влияющей на их развитие, вместе с тем немаловажно учитывать желания родителей в развитии детей.
Я считаю, что определять цели обучения следует только после изучения психо-физиологических особенностей детей данного возраста, чтобы успешно решать поставленные задачи. Известно, что в любом возрастном периоде преобладают ведущие смены деятельности. Начиная с 5летнего возраста, ребенок уже начинает осознавать себя, как личность, то есть что он может, что он хочет, любит или не любит, к этому возрасту уже сформированы родителями вместе с воспитателями детского сада привычки трудолюбия, интересов, увлечений. Дети уже достаточно хорошо развиты физически, многие любят подвижные игры, бегать, прыгать, имеют образец для подражания. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются во внимании родителей, воспитателей, учителей, в которых они начинают находить своих друзей, тех на кого хотели бы походить в будущем, закладывая себе стереотип поведения, который потом трудно будет изменить, если он к этому возрасту не сформирован. Психологи считают этот период жизни детей наиболее удачным для начала обучения детей иностранному языку. Ребенок правильно и осмысленно говорит, умеет строить предложения, выражает симпатии и антипатии, активно воспринимает все новое. Не зря в печати замечен тот факт, что наши русские дети, выехавшие в зарубежные страны, имея определенное развитие и обучение в нашей стране, активно влияют на своих зарубежных сверстников в детских садах и начальных школах, обучая тех русскому языку.
С точки зрения анатомо-физиологических особенностей в этом возрасте происходят возрастные изменения во всех органах тела, требующие изменения и наполнения мозга пищей для размышления, так как активно развивается сердечная мышца и питает кровью мозг.
Поэтому в первом классе для учащихся характерен заряд любознательности
(переход из детского сада в школу, смена видов деятельности, появление чувства ответственности за свой труд) новизны и необычности, оценивания адекватности услышанного о школе.
Начинается начальный период формирования познавательных интересов, который будет длиться до переходного периода. Но именно здесь важно учителю иностранного языка попасть в струю детских интересов. Основная игровая деятельность ребенка сменяется учебной, поэтому здесь легко совместить игру, от которой ребенок еще не ушел, и первые навыки учебного труда. Изучение иностранного языка в этот период, когда психика развивается на основе ведущей деятельности - учения - трудно переоценить. Уроки иностранного языка развивают мышление, память, воображение, и особенно речь, для которой теперь свойственны два вида самовыражения: на русском и на иностранном языке. Изучение иностранного языка в начальной школе закладывает и основы мотивации его изучения, что очень важно будет в дальнейшем.
На основе всего сказанного теперь можно четко определить цели и задачи обучения иностранному языку. К ним мы отнесем коммуникативную (развитие диалогической и монологической речи), развивающую, учебно-образовательную и воспитательные цели .Само собой разумеется, что на реализацию целей будет влиять количество часов в неделю, установленное на изучение иностранного языка.
Выбрав коммуникативную цель, в ее осуществление мы положим метод личностно-ориентированного обучения, решая задачи обучения, развития и воспитания гармоничной и активной личности. В основу обучения положим игровую деятельность, наполняя ее учебным тематическим содержанием и опираясь на интересы и пожелания ребят.
Примерный список тем:
Домашние и дикие животные. Цирк. Новый год. Моя семья. Что вкусно?
Спорт и игры
Я приведу пример поурочного планирования по первой теме на материале английского языка. . Если в учебном году 30 недель, то отведем на каждую тему по 5 часов. А учитывая, что учебная нагрузка в первом классе на ребенка будет достаточно большой, то обратимся к здоровье сберегающей технологии и урок сделаем на 35 минут через час-два после окончания основного рабочего дня учащихся.
№ урока |
подтема |
Речевые образцы |
Лексические единицы |
Виды деятельности,игры |
Стихи, песенки |
1 |
знакомство |
I am Masha. And you? Stand up. Sit down. |
Good afternoon! Hi! Bye! |
Минидиалог «Знакомство» Игра на внимание Игра в учителя |
Считалка |
2 |
Глаголы движения |
My name is Masha. I run. |
OK! Go, run, jump Сat, dog, Monkey,bear Yes, no |
Игры на внимание, Зарядка, игра с комментарием Минидиалог Игра Who is it? |
Песенка What is your name? |
3 |
Домашние животные |
Show me a cat! You are a cat! |
Fly, swim, climb,sleep Crocodile, frog, Mouse, fish |
Игра-лото с карточками Игра в дрессировщика |
Песенка What is your name? |
4 |
Дикие животные |
What is it? This is a cat! |
Frog, tiger, lion, giraffe |
Игры на внимание с глаголами движения Игра в дрессировщика Игра лото |
Песенка, Считалка |
5 |
Повторение |
Повторение |
Повторение |
Игра What is it? Guess! Все игры в виде турнира |
Песенка, считалка |
Следует сказать, что с первого урока учащиеся заводят простую тетрадь и на внутренюю сторону обложки приклеивают с помощью родителей почтовый конверт для карточек. Карточки с изображением, например, животных, то есть изучаемых слов дети рисуют сами в качестве домашнего задания. Такие карточки очень полезны в отличие от покупных. Ребенок в деятельности сам создает себе учебник-игру. В подобную игру он может играть дома с братьями-сестрами и даже со взрослыми, с теми, кто заинтересован в развитии ребенка. С помощью собственной картотеки дети накапливают активный словарь . Далее я приведу схему одного из уроков.
На первых уроках целесообразно использовать оба языка и русский, и английский.
Лексика классно-урочного обихода остается прежней, что и на обычном уроке английского язык и вводится по нарастающей. Это каждый учитель сам спланирует в зависимости от ситуации, условий, контингента и т. д.
Схема урока (занятия)
Тема «Дикие животные»
Цели и задачи урока: Развитие словарного запаса, его пополнение и использование в деятельности. Развитие памяти, активизация новых лексических единиц frog, tiger, lion, giraffe. Введение речевых образцов What is it? This is a cat. Воспитание культуры поведения, правил поведения, внимания и уважения в коллективной игре друг к другу.
Дети выстраиваются в 2 шеренги пред дверями класса, где проходит урок. Мальчики в одной шеренге, девочки в другой. Сначала в класс входят девочки, а затем мальчики. Подобный прием учит взаимному уважению и вниманию учащихся с 1 класса. Учащиеся рассаживаются на свои места и учитель начинает урок.
Учитель. Good afternoon, children! Let’s start our English lesson. Stand up!
Учащиеся хором здороваются с учителем, называя его по имени и отчеству или говоря “Good afternoon, teacher!”
Учитель. How are you?
Учащиеся. I’m fine.
Учитель. I’m glad to see you! Sit down, please!
Учитель. (на первых уроках не всегда удается всех запомнить, поэтому и для детей и для учителя желательно каждый урок или через урок делать маленькую перекличку)
Давайте вспомним, как мы знакомимся по-английски. I’m Nikolay Ivanovich. Are you Katya?
Ученик. Yes, I’m Katya. (или No, I’m Sonya)
Учитель. А теперь, когда мы представили себя друг другу, давайте потренируем наши язычки.
Mr. Tongue встал утром и посмотрел в окно, чтобы узнать, какая сегодня погода. Обрадовался, что хорошая и сказал [o-o-o-o-o] (Дети повторяют услышанные звуки за учителем. При произнесении новых звуков следует объяснить их артикуляцию и позднее напоминать. Дети с удовольствием делают подобные упражнения, узнавая о природе образования звуков в нашем речевом аппарате)
Затем он решил навести в комнате порядок и решил выбить пыль из ковра [t-t-t-t-t]
Найдем кончиком язычка бугорки над верхними зубками и кончик язычка ударит по ним! А затем Mr Tongue cтал выбивать пыль из ковра [d-d-d-d-d-] [sɪt] [sɪt] [sɪt] [daun] [daun] [daun]
Учитель. It’s time to do exercises. Stand up, hands up! Hands down, sit down. Stand up! Fly! Sleep! Swim! Go! Run! Jump! (дети изображают или подражают движениям команды учителя.)
А теперь сыграем в лото. Разложите карточки с изображением животных, которые мы уже знаем и соберите по моей команде, кто раньше закончит, тот победитель. Show
me a cat! Show me a dog! Show me a bear! Good, children! Petya is the first. He is winner! Петя, какая карточка не названа?
Петя. A monkey.
Учитель. Thank you, Petya! Good for you! Masha, what is it?
Маша. This is a monkey.
(Можно играть в лото с комментарием, дети хором называют животное, показывая карточку с его изображением по просьбе учителя. Могут быть и другие варианты лото с усложнением)
Далее учитель вводит новые слова с использованием карточек frog, tiger, lion, giraffe. Дети смотрят на карточку учителя и повторяют за ним вводимую лексическую единицу. Здесь не требуется перевод. Далее вводятся все слова постепенно в хоровой работе. Затем проводится игра на внимание. Таким образом идет работа по запоминанию новых слов и формированию навыков фонематического слуха, развития первичных навыков аудирования. Учитель показывает карточки, называя животное, дети повторяют за ним, если изображение на карточке совпадает со звучащим названием и не повторяют или называют правильно, или хлопают в ладошки, развивая навык незапрограммированной реакции.
Учитель. Дети, давайте сыграем в нашу любимую игру «угадайку». Для начала выберем по считалке водящего. Goes out the cat, goes out the rat, goes out the lady with a big new hat. Сюда выходит тот, на ком закончилась считалка. Водящий выкладывает на столе карточки и одну из них прячет. Участники игры должны угадать, какая карточка спрятана .
Угадавший становится водящим. Например, Is it a cat? - No. Is it a dog? - Yes? It is!.
Учитель. Наш урок подошел к концу. Вы хорошо сегодня потрудились! Дома повторять новые слова и играть с карточками, рассказать, что изображено своим родным. Stand up, children! Good-bye!
В последнее время появилось много программ по разным каналам телевидения, которые могут использовать как родители, так и учителя. Есть несколько компьютерных программ, которые будут разнообразить учебный процесс, расширять или углублять при необходимости. Важно в конце каждой темы проводить турниры знатоков по пройденному материалу. Детям они очень нравятся, их ждут даже те дети, у которых бывают слабые знания. Группа делится на команды, каждая команда выбирает капитана, придумывает себе название на английском языке. Пройденный материал повторяется в виде заданий турнира, За каждый правильный ответ, команда получает один балл. Баллы записываются на доске с названиями команд и подсчитываются. Следует сказать, что надо ориентировать детей на то, чтобы они в случае поражения команды, не ссорились..Это происходит в том случае, если турниры проходят нерегулярно. Если учитель это проводит после каждой темы, или меняет состав участников, то и победа, и поражение происходит безболезненно. Команды в полном составе награждаются почетными знаками или сладкими призами. Подобные турниры помнятся детьми долго и они просят об их проведении и в более старших классах начальной школы.
Таким образом, изучение иностранного языка на начальном этапе для ребенка превращается в любимое занятие, которое способствует развитию детского мышления, реакции, увеличению объема памяти, развитию фантазии, делает жизнь ребенка яркой и эмоциональной в положительной сфере .
(Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)