Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Личностно-ориентированная система заданий для эффективного развития навыков речевой деятельности на уроках английского языка на начальном этапе обучения

 учителя английского языка
ГБОУ СОШ №139 Калининского района, г. Санкт-Петербурга
Денежной Любови Семеновны

 

    Процесс обучения иностранному языку начинается  в младшей школе. Именно тогда закладывается фундамент основных умений и навыков, происходит знакомство с фонетической системой чужого языка, иными грамматическими структурами, формируется лексический запас. В начальной школе ребенок должен овладеть огромным количеством умений  и навыков для освоения всех компонентов учебной деятельности. Предметом формирования в этот период  являются универсальные учебные действия. Задача педагога научить младшего школьника «умению учиться» и постепенно подвести его к освоению всех видов речевой деятельности: чтению, письму,  аудированию и говорению на доступном ребенку уровне.

     Изучение английского языка развивает у детей  мышление, расширяет кругозор, тренирует память, малыши получают навыки пользования книгой как источником нужной информации, словарями и справочниками (в том числе и электронными).

   Начальный этап обучения английскому языку очень важен  потому, что именно в раннем школьном возрасте можно добиться положительной мотивации в освоении одного из самых сложных школьных предметов.  Дети с удовольствием знакомятся с другой языковой системой, с любопытством воспринимают иноязычную речь и подражают интонациям и особенностям произношения на английском языке, с энтузиазмом выполняют задания и ждут поощрения в виде хороших отметок и похвалы учителя.                                                   

 Одной из особенностей организации учебной деятельности  на начальном этапе усвоения иноязычного материала и формирования основных умений и навыков  является  фактор активного сотрудничества с родителями и их влияния на успешность прохождения процесса обучения английскому языку.

Ученик - самый важный участник учебного процесса, так как именно он является причиной и следствием всего, что происходит в школе.

    Перед  учащимися на уроке ставятся сложные задачи, однако, не  у всех одинаковые стартовые возможности. Детская  аудитория весьма неоднородна.  Не все ребята способны одинаково реагировать на речь учителя на иностранном языке, не все обладают таким важным для учеников качеством, как усидчивость, не все могут сосредоточить внимание и сохранить его во время объяснения или в процессе отработки  определенных навыков.  Условно это можно представить следующим образом: учитель дает задание залезть на высокое дерево и достать плод, но в классе не все могут с этим заданием справиться.

   Поскольку на уроках английского языка иногда языковой материал подается  персонажами известных сказок или забавными животными, то и мы представим  себе класс, в котором сидят милые создания, напоминающие наших учеников. По многолетним наблюдениям,  психологический портрет младшего школьника выглядит так:

   птичка – отличник с высоким уровнем мотивации, легко воспринимает любой материал, для него не существует языкового барьера, самооценка может быть завышенной (как птичка, может вспорхнуть на любую ветку «древа познания»);

  обезьянка – успешный ученик, достаточно легко добирается до любого «плода просвещения», возникающие проблемы старается преодолеть самостоятельно, оптимист;

    жираф – возможности ограничены длиной шеи: что-то дается легко, а все что недоступно, может вызвать негативные эмоции;

    слоник – возможности также ограничены длиной хобота, но спокойно воспринимает неудачи;

   котик – доступен языковой материал любого уровня сложности, способен выполнить все задания, но зависит от настроения или физического состояния;

  собачка –  учиться не любит, залезть на «древо познания» ему трудно и «плоды просвещения» ему не нравятся,  при этом активен, иногда агрессивен;

  зайчик – испытывает трудности в общении с ровесниками, все виды деятельности на уроке наводят ужас, низкая самооценка;

  золотая рыбка  – абсолютно закрытая личность, молчун, выход за пределы своего аквариума воспринимает как смертельную опасность, но может быть очень способным и хорошо справляется преимущественно с письменными заданиями.

   Учитывая психологические особенности детской аудитории, необходимо осознавать важность индивидуального подхода к выполнению любых  заданий.  При обучении навыкам чтения и письма, аудирования и говорения на начальном этапе (2 класс) надо иметь в виду, что дети в возрасте 8-9 лет могут концентрировать внимание только  на достаточно  короткий промежуток времени. К тому же ребенок воспринимает иностранный язык интуитивно, осознанный подход к обучению еще впереди. Поскольку долговременная память у младшего школьника находится на стадии развития, очень важен принцип: «Повторение - мать учения». Дети не могут обойтись без помощи учителя, им необходимы поддержка и одобрение на каждом этапе урока.

   Для эффективного обучения английскому языку в начальной школе очень важен системный подход. Действия в классе направлены на развитие всех видов речевой деятельности в комплексе, но на каждом уроке уделяется внимание какому-то конкретному аспекту. При этом в системе заданий соблюдаются принципы доступности, наглядности и повторяемости. В соответствии со сказанным выше, задания можно условно разделить на несколько групп.

 

         1. Группа заданий на соотнесение ”Matching”  эффективна при введении и отработке лексики, разговорных структур или грамматического материала на элементарном уровне (соблюдается принцип наглядности и доступности)

 

alt




alt

 

 

 

alt     

           2. Эта группа заданий позволяет ученикам сконцентрировать внимание, найти  знакомую лексику, прочитать и написать слова (соблюдаются принципы повторяемости и наглядности, отрабатываются навыки чтения и орфографии)

alt

alt

 

 

         3. Дети любят рисовать и раскрашивать картинки.  Задания  “Read and colour”, “Read and draw”  помогают отрабатывать навыки чтения даже самым неусидчивым ученикам, приучают действовать по инструкции (в дальнейшем этот навык пригодится при выполнении заданий ЕГЭ)

alt

 

alt
 

            4. Заполнение пропусков с опорой на рисунок развивает ассоциативное  мышление.  Задания этой группы помогают детям научиться употреблять лексику и грамматические структуры в контексте.
alt
 

alt


alt

          5. Дети в самом начале обучения должны знать, что существует определенный порядок слов в английском предложении.  Задания такого типа помогают отработать навыки построения фразы в письменной  речи

alt

alt

 

         6. Работа с таблицами, схемами  и рисунками дисциплинирует и помогает сосредоточить внимание, дает возможность лучше усвоить языковой материал

alt
alt
alt
 

       Английский язык в школе является  не только «предметом для изучения», но и средством общения реальных людей в мире за пределами класса. Все, что дети узнают на уроке, может и должно пригодиться им в дальнейшем. Владение иностранным языком развивает личность, дает хорошие возможности в перспективе. Многие родители и дети это понимают. Если ребенок настроен на достижение хороших результатов и педагог стремится помочь ученику преодолеть все трудности, процесс обучения будет успешным.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»