Применение метода интеллект-карт на уроках
английского языка в начальной школе
(УМК “Rainbow English”)
Сафонова Марина Анатольевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 684
«Берегиня» Санкт-Петербурга
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 684
«Берегиня» Санкт-Петербурга
Необходимость работы школьников с различными видами информации зафиксировано в ФГОС НОО. Современный школьник должен принимать активное участие в учебно-познавательной деятельности, научиться владеть методами и приемами поиска, построения и передачи информации, уметь представлять выполненную работу. Для получения нового знания по предмету, учащиеся учатся преобразовывать информацию и использовать в учебных ситуациях. В связи с этим одним из методов работы на уроках английского языка является метод интеллект-карт.
Интеллект-карта — это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, инструмент развития памяти и мышления. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.
Метод интеллект-карт может использоваться в различных целях:
Интеллект-карта — это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, инструмент развития памяти и мышления. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.
Метод интеллект-карт может использоваться в различных целях:
- актуализация знаний;
- обобщение полученных знаний;
- изучение нового материала;
- повторение и закрепление пройденного материала;
- проверки знаний;
- разработки проектов формирования УУД.
Эффективность данного метода обусловлена его особенностями:
- Наглядность — всю тему с ее многочисленными сторонами можно увидеть сразу.
- Запоминаемость — благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов, ассоциаций и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Своевременность — видя сразу все, интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
- Творчество — интеллект-карта помогает найти нестандартные пути решения задачи.
- Универсальность — методика построения интеллект-карт проста и может быть использована любым учителем-предметником на любом уроке.
Один из навыков, получаемых на уроках английского языка, это коммуникативный навык. Для развития этого навыка в начальной школе на уроках английского языка начинается работа с интеллект-картами.
Английский язык начинается со 2 класса начальной школы. В рамках первого года обучения по УМК “Rainbow English” ученики изучают английский алфавит, правила чтения, одно-, двусложные слова, местоимения и базовые предложения (изучают структуру предложения в игровой форме). Во втором классе ученики только-только знакомятся с новым для себя языком, культурой, адаптируются к новому для себя. Завершается курс английского языка введением настоящего простого времени (Present Simple) для местоимения «я» (I) и множественного числа.
В третьем классе в рамках второго года обучения английскому языку ученики изучают уже полностью настоящее простое время (Present Simple). Программа третьего класса уже подразделяется на 8 тематических юнитов (unit) (What We See and What We Have, What We Like, What Colour?, How Many?, Happy Birthday!, What’s Your Job?, Animals, Seasons and Months). Данный этап — подготовительный для работы с интеллект-картами. Цель данного этапа — подготовиться к созданию собственного текста. Для развития коммуникативного навыка была выбрана тема «Времена года» (Seasons). Учащиеся знакомятся с временами года, месяцами и начальным описанием природы. Они уже изучили структуру предложения, а также глаголом «быть» (to be). На данном этапе учащиеся отрабатывают создание рассказа о любимом времени года, используя клише из упражнения 2 (стр. 61, 2 часть учебника, см. Таблица 1), а также только знакомую лексику. Дано: начало предложений и несколько вариантов окончаний в зависимости от выбора времени года. На основе этого задания ученик формулирует собственный рассказ с использованием изученных слов и конструкций. Выбор окончаний предложений — это подготовительный этап перед составлением рассказа с применением метода интеллект-карт. Учащийся получает выбор, а не уже готовую фразу.
В четвертом классе в рамках третьего года обучения продолжается изучение темы «Времена года», она дополняется темой «Погода». Данный этап — начальный этап работы с интеллект-картами. Учащиеся уже знакомы с временами года и месяцами, поэтому здесь вводится графическое изображение: вместе с учителем создается схема для составления рассказа на тему «Мое любимое время года» (My Favourite Season). В центре рисуется круг, в него учащиеся вписывают выбранное время года. Далее на основе знакомых слов за прошлый и текущий года учащиеся дополняют полученные рисунки еще кругами: «месяцы» (months), «погода» (weather) и «действия» (actions) (См. Рисунок 1). Учащиеся говорят эти ассоциации сначала на русском языке, т.к. они только знакомятся с методом интеллект-карт, а также с «мозговым штурмом» (brainstorming), а потом на английском языке (но только те, которые они изучили). Если они не могут перевести ассоциацию с одного языка на другой, значит, они пробуют найти синонимы или переделать ассоциацию/фразу/слово на известное на английском языке. Далее, отталкиваясь от времени года, учащиеся рисуют от каждого из трех слов (actions, weather, months) линии (стрелочки) и дописывают ассоциации — какая погода в любимое время года, что делают в это время года и какие месяцы.
На основе данной интеллект-карты составляется схема текста учителем совместно с учащимися (см. Таблица 2). У текста есть начало, он структурирован и логически выстроен: начиная с месяцев, далее идет погода в эти месяцы и действия, что делается в эти месяц. В рассказе задействованы изученный глагол «быть» (to be) и Настоящее простое время (Present Simple).
Цель начального этапа работы с интеллект-картами — познакомить учащихся с данным методом, научить работать с ассоциациями, а также на основе интеллект-карты составлять собственный рассказ, используя изученную ранее лексику и грамматические структуры. На следующих этапах уже будет полноценная работа с интеллект-картами и самостоятельным составление рассказов.
Работа с использованием интеллект-карт даёт положительные результаты: легче запоминается материал учащимися, они учатся работать с информацией, а неоднократное составление интеллект – карт способствует систематизации знаний учащихся.
Список литературы
Английский язык начинается со 2 класса начальной школы. В рамках первого года обучения по УМК “Rainbow English” ученики изучают английский алфавит, правила чтения, одно-, двусложные слова, местоимения и базовые предложения (изучают структуру предложения в игровой форме). Во втором классе ученики только-только знакомятся с новым для себя языком, культурой, адаптируются к новому для себя. Завершается курс английского языка введением настоящего простого времени (Present Simple) для местоимения «я» (I) и множественного числа.
В третьем классе в рамках второго года обучения английскому языку ученики изучают уже полностью настоящее простое время (Present Simple). Программа третьего класса уже подразделяется на 8 тематических юнитов (unit) (What We See and What We Have, What We Like, What Colour?, How Many?, Happy Birthday!, What’s Your Job?, Animals, Seasons and Months). Данный этап — подготовительный для работы с интеллект-картами. Цель данного этапа — подготовиться к созданию собственного текста. Для развития коммуникативного навыка была выбрана тема «Времена года» (Seasons). Учащиеся знакомятся с временами года, месяцами и начальным описанием природы. Они уже изучили структуру предложения, а также глаголом «быть» (to be). На данном этапе учащиеся отрабатывают создание рассказа о любимом времени года, используя клише из упражнения 2 (стр. 61, 2 часть учебника, см. Таблица 1), а также только знакомую лексику. Дано: начало предложений и несколько вариантов окончаний в зависимости от выбора времени года. На основе этого задания ученик формулирует собственный рассказ с использованием изученных слов и конструкций. Выбор окончаний предложений — это подготовительный этап перед составлением рассказа с применением метода интеллект-карт. Учащийся получает выбор, а не уже готовую фразу.
В четвертом классе в рамках третьего года обучения продолжается изучение темы «Времена года», она дополняется темой «Погода». Данный этап — начальный этап работы с интеллект-картами. Учащиеся уже знакомы с временами года и месяцами, поэтому здесь вводится графическое изображение: вместе с учителем создается схема для составления рассказа на тему «Мое любимое время года» (My Favourite Season). В центре рисуется круг, в него учащиеся вписывают выбранное время года. Далее на основе знакомых слов за прошлый и текущий года учащиеся дополняют полученные рисунки еще кругами: «месяцы» (months), «погода» (weather) и «действия» (actions) (См. Рисунок 1). Учащиеся говорят эти ассоциации сначала на русском языке, т.к. они только знакомятся с методом интеллект-карт, а также с «мозговым штурмом» (brainstorming), а потом на английском языке (но только те, которые они изучили). Если они не могут перевести ассоциацию с одного языка на другой, значит, они пробуют найти синонимы или переделать ассоциацию/фразу/слово на известное на английском языке. Далее, отталкиваясь от времени года, учащиеся рисуют от каждого из трех слов (actions, weather, months) линии (стрелочки) и дописывают ассоциации — какая погода в любимое время года, что делают в это время года и какие месяцы.
На основе данной интеллект-карты составляется схема текста учителем совместно с учащимися (см. Таблица 2). У текста есть начало, он структурирован и логически выстроен: начиная с месяцев, далее идет погода в эти месяцы и действия, что делается в эти месяц. В рассказе задействованы изученный глагол «быть» (to be) и Настоящее простое время (Present Simple).
Цель начального этапа работы с интеллект-картами — познакомить учащихся с данным методом, научить работать с ассоциациями, а также на основе интеллект-карты составлять собственный рассказ, используя изученную ранее лексику и грамматические структуры. На следующих этапах уже будет полноценная работа с интеллект-картами и самостоятельным составление рассказов.
Работа с использованием интеллект-карт даёт положительные результаты: легче запоминается материал учащимися, они учатся работать с информацией, а неоднократное составление интеллект – карт способствует систематизации знаний учащихся.
Список литературы
- Бершадская, Е. А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся [Текст] / Е. А. Бершадская // Пед. технологии : проф. журн. для технологов образования. - 2009. - N 3. - С. 17-21.
- Бьюзен, Тони. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации [Текст] / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд ; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] - М: "Росмэн", 2007. - 326 с.
- Бьюзен, Тони. Карты памяти: используй свою память на 100% [Текст] / Тони Бьюзен, Сюзанна Эббот; [пер. с англ. У. В. Сапциной] - М: "Росмэн", 2007. - 192 с.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения ИЯ [Текст] / Н.Д. Гальскова - М: "Аркти-Гласа", 2000. - 328 с.
- Учебники «Английский язык» (3—4 классы, серия “Rainbow English”). Авторы Афанасьева О.В., Михеева И. В.
- https://school1-velizh.smol.eduru.ru/media/2018/07/19/1239622145/Smirnova_T.V.pdf