Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Реализация системно-деятельностного подхода
на уроках иностранного языка при обучении лексике 

Артемихина Наталья Сергеевна,
учитель немецкого языка ГБОУ СОШ № 222
«ПЕТРИШУЛЕ» Санкт-Петербурга
 
1. Актуальность темы. Сегодня общество и система образования предъявляют новые требования к системе обучения иностранному языку в школе. Перед школой стоит задача: формирование образа «человека-деятеля», готового к принятию ответственных решений в быстро и постоянно меняющемся мире и готового к свободному выбору и творчеству. Одним из важнейших механизмов формирования «человека-деятеля» признан системно-деятельностный подход, ориентированый на обучающегося и предполагающий организацию уроков как учебной деятельности, направленной на постановку и решение школьниками конкретных учебных задач.
2. Содержательная часть. Основы системно-деятельностного подхода к обучению были заложены в работах психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, рассматривающей деятельность в качестве основы и движущей силы развития личности. Системно-деятельностный подход является методологической основой ФГОС, отражает требования личностно-ориентированной парадигмы. Это значит, что каждый участник образовательного процесса создает свой продукт, проектирует что-то новое.
Целью обучения иностранному языку выступает развитие личности в процессе общения на иностранном языке. Согласно этой цели, ведущей деятельностью выступает деятельность общения. Общение осуществляется путем коммуникации с использованием языковых и речевых средств выражения желаний, мыслей и отношений. Поэтому обучение иностранному языку должно быть нацелено на развитие речевой деятельности учащихся в процессе овладения языком как средством и речью, как способом выражения мысли.
Речевая деятельность представляет собой совокупность речемыслительных действий, обусловленных другой деятельностью. Это значит, что речевая деятельность не существует автономно, сама по себе, она всегда обслуживает другую деятельность и не является самостоятельной формой поведения человека. Речевая деятельность не является врожденной. Она развивается в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками на основе врожденной речевой функции.
Для развития активной формы общения на уроке речевая деятельность должна умело сочетаться с другими значимыми для каждого возраста типами деятельности: познавательной, игровой, учебной.
Сложность в организации процесса общения на уроке состоит в том, что учитель использует внешние стимулы для развития мотивов общения: информировать, побудить, убедить учащихся. Эти внешние мотивы учителя не всегда соотносятся с внутренними потребностями и мотивами, с личностными предпочтениями учащихся. Если учителю удается создать воображаемую, игровую установку на уроке, то общение станет успешным.
Игровая деятельность как средство развития речевой деятельности на иностранном языке позволяет снять напряжение, которое всегда присутствует в учебной среде. Благодаря игровой деятельности у учащихся активизируется эмоциональная (бессознательная) сфера, подключается эмоциональная память и творческое мышление, что обеспечивает более прочное усвоение иностранного языка. Общаясь на иностранном языке в игровой деятельности, учащиеся увлекаются процессом игры и «забывают» про ошибки, которые демонстрируют реальный уровень владения иностранным языком. Но совершив ошибку в состоянии игрового накала, ученик запомнит ее на всю жизнь, так как именно она помешала ему «продвинуться вперед» и выиграть. Игровая деятельность несет в себе большой развивающий потенциал и выполняет различные функции (ее назначение), т.е. то, для чего и зачем учитель может её использовать на уроке. Зная назначение игровой деятельности, учитель сможет определить задачи, которые будут решаться в ходе ее проведения.
Личностный подход осуществляется как стратегия образования, как основа организации образовательного процесса, как направление деятельности педагога. При реализации личностного подхода как стратегии образования «мир взрослых» (педагоги и родители) должен выстраивать отношения с «миром детства» на основе принципов равенства, диалогизма, партнерства, демократии, целостности развития, реформации, суверенитета, обеспечивая культурно-историческое развитие личности.
Деятельностный подход предполагает организацию процесса общения на иностранном языке. Общение должно быть обусловлено познавательными мотивами, проходить в условиях учебной деятельности и развиваться в рамках игровой. Если общение будет строиться с учетом всех компонентов строения деятельности и будет нацелено на получение продукта, то это обеспечит устойчивую познавательную мотивацию, самообучение и саморазвитие учащихся.
Применительно к обучению иностранным языкам больше всего подходит следующее определение: деятельность — это процесс, мотивированный и ориентированный на достижение предполагаемого результата. Деятельность может быть репродуктивной или продуктивной, осознаваемой или неосознаваемой.
Таким образом, личностный и деятельностный подходы задают ориентиры на развитие личности в процессе общения, т.е. в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке и обеспечивают развитие познавательной активности, самостоятельности, стремления к достижению личного и коллективного успеха, уверенности в собственных силах.
Кроме того, следует помнить о системном подходе к обучению иноязычному общению. Учитель должен уметь использовать научно-теоретические основы преобразующего обучения иностранным языкам при моделировании образовательного процесса, реализуя технологию обучения и технологию развития учащихся. Принцип системности связан с умением учителя системно осуществлять отбор дидактических единиц социолингвистического материала, определяя единицу обучения/усвоения. При чем отбор единиц учитель должен проводить в соответствии с темой урока (занятия), учитывая системное строение сознания учащихся и уровень их языковых обобщений. Принцип системности связан с умением учителя моделировать процесс овладения учащимися речевой деятельностью на иностранном языке путем усвоения аспектов языка (как средства) и видов речевой деятельности (как способа общения). Принцип системности связан с реализацией стратегий персонального и социального развития учащихся в ходе обучения иностранному языку, ориентированных на развитие социальной активности, самостоятельности, ответственности и уверенности в себе. Системность проявляется в согласованности действий учителя и учащихся, когда учитель не указывает учащимся: что и как нужно делать, а вместе с ними организует образовательный процесс. При этом учащиеся овладевают действиями, которые они сами выбирают из тех, что предлагает учитель.
Ведущим показателем реализации принципа системности является высокая эффективность образовательного процесса, в ходе которого речевая деятельность учащихся занимает большее количество времени, чем аналогичная деятельность учителя. Следовательно, реализация принципа системности связана с умением учителя моделировать процесс обучения, адекватный условиям и возрасту учащихся: осуществлять поэтапное развитие речевой деятельности учащихся на иностранном языке в других видах деятельности. При этом все учащиеся класса принимают участие в разработке заданий и упражнений для проведения урока. [Горлова Н. А., 2010, с. 189.]
В методике преподавания иностранных языков системно-деятельностный подход получил свое воплощение в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, предложенного И.А. Зимней и разработанного в трудах И.Л. Бим. Суть такого подхода означает, что организация обучения иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на уроках иностранного языка осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которой участники общения стремятся решить реальные и воображаемые задачи.
Важным средством при обучении иностранным языкам являются практические действия, с помощью которых учащиеся овладевают речевой деятельностью на иностранном языке, продуктивные виды деятельности, с помощью которых учащиеся могут реализовать свой внутренний потенциал и проявлять индивидуальные способности. К продуктивным видам деятельности относятся: изобразительная (лепка, рисование, аппликация), музыкальная, конструктивная, художественно-поэтическая, художественно-графическая деятельность и т.п. Использование этих видов деятельности позволяет получить продукт (например, рисунки или фотографии) и организовать выставку или презентацию. К деятельностным средствам относится тот раздаточный материал, с которым учащиеся непосредственно взаимодействуют при изучении иностранного языка: игрушки и карточки, различные предметы, атрибуты, необходимые для стимулирования и повышения речевой активности учащихся и усвоения программного содержания. Следовательно, организуя процесс обучения иностранным языкам, следует использовать деятельностные средства: значимые и продуктивные виды деятельности, раздаточный материал, с которым учащиеся непосредственно взаимодействуют. Самая близкая деятельность для учащихся – это игра. [Горлова Н. А., 2010, с. 193.]
Об игре как методе обучения упоминалось еще в Древней Греции. В эпоху Возрождения ученые предлагали рассматривать игру как принцип обучения детей разным наукам. Игра социализирует, несет в себе развлекательную функцию, помогает снять усталость и нервное напряжение, приобщает к культуре. Одна из основных задач игры — это все-таки обучение, в процессе которого воспроизводятся реальные практические задачи и ситуации с целью их освоения. Игра широко применяется в методике преподавания иностранных языков и является эффективным средством при обучении. Как показывает многолетний опыт не только в России, но и в зарубежных странах, игра является одним из общепризнанных методов обучения иностранному языку и воспитания, поскольку этот прием обучения соответствует естественным потребностям и желаниям учащихся: склонностью к игровой деятельности и ролевому перевоплощению, потребностью в речевом взаимодействии. Бесспорно, игры способствуют активизации всех познавательных процессов учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Как отмечалось выше, обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры в любом возрасте. [Баринова К.В.,2015,1/8]
Игры при обучении лексике и аудироаванию.
Учащиеся должны усвоить и запомнить значение и форму лексических единиц, изучаемых на уроках (слова, устойчивые выражения, клише, пословицы, поговорки и т.д.), научиться пользоваться этими единицами в разных видах речевой деятельности; научиться распознавать и понимать лексические единицы при аудировании и при чтении. Другими словами, учащийся должен уметь употреблять лексику для осуществления продуктивной деятельности (говорение, письмо), и понимать её в рецептивной деятельности (чтение, аудирование).
Так при обучении лексике, можно записать новые слова на доске, прочитать их вслух, а затем их перевести. Этот имитативный метод на данном этапе малоэффективен, так как не способствует развитию творческих способностей учащихся. В рамках проблемного метода лучше включить слова или словосочетания в контекст и раскрыть их значение, используя визуальные средства, например, картинки. После рассказа можно предложить учащимся выполнить упражнение на соответствие, где они должны соединить карандашом слова (или словосочетания) с соответствующей картинкой. Младшим школьникам можно предложить новый материал в игре (например, подвижной), в ходе которой они учатся договариваться, выполнять правила игры и взаимодействовать.
Далее лексику следует закрепить освоить способы действия с ней в стандартных ситуациях и сферах общения. Общаясь с учащимися в стандартных ситуациях, ученик упражняет свои силы, закрепляет, тренирует и автоматизирует способы деятельности, овладевает навыками.
Задания на запоминание буквенного образа слова. Найди слова одинаковые по написанию. Для игры можно придумать сюжет с зашифрованным посланием из цифр справа.
ZIRKUS ZIRKUS  ZAPRUS  ZEPRUS ZIRKUS  ZIRKUS ZEPRUS 3
STRAßE STRAßE STRAUß STRAßE STRAßE STRAUß STRAßE 4
MUSEUM MUSEUM MUMMEL MUSEUM MUMMEL MUSEUM 3
 
Соедини, что называет Петя*.(как вариант раскрась одним цветом)
Kino   Straße
Museum Zoo
Straße Kino
Haus Fabrik
Zirkus Museum
Zoo Schwimmhalle
Theater Haus
Fabrik Freizeitpark
Sportplatz Zirkus
Schwimmhalle Sportplatz
Freizeitpark Theater
 
Найди слова. (Gitterrätsel). Желательно указать тему указать коли

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»