Роль пальчиковой гимнастики в развитии
высших психических функций ребёнка
Кулагина Ольга Юрьевна
Я работаю с детьми младшего школьного возраста уже 7 лет и 3 года с детьми старшего дошкольного возраста. Дети по уровню их развития встречаются очень разные.И, к сожалению, очень многие дети в той или иной степени страдают нарушениями речи. В дальнейшем это приводит к большим проблемам в школьном образовании и особенно много проблем возникает при изучении иностранного языка в школе.
В работе по устранению логопедических нарушений используются различные типовые методы и способы по развитию речи, но результаты не всегда бывают стабильными. Традиционные формы и методы работы не дают желаемого результата.
На современном этапе инновационные подходы воспитания и обучения приобретают особое значение.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Доказано, что в коре головного мозга центры, отвечающие за развитие мелкой моторики и развития речи, а, следовательно, и памяти и мышления, расположены совсем рядом. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированости тонких движений пальцев рук.
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
В процессе развития речи ребенок овладевает языковыми средствами мышления, развивая речь у ребенка, развиваются и остальные психические процессы, такие как память и внимание.
Исходя из этого, необходимо использовать пальчиковую гимнастику при работе с детьми дошкольного возраста для развития их речи, памяти, мышления, внимания и интеллекта в целом. Упражнения подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Пальчиковая гимнастика дает положительные результаты при закреплении лексических тем, использовании как часть занятия для закрепления темы, повторение темы, использовании её в режимных моментах, а также на индивидуальных занятиях.
Эффективнее использовать пальчиковую гимнастику, сопровождаемую речью, что способствуют развитию дикции, грамматического речи, развитию памяти, внимания, эмоциональности.
Столько задач одновременно не решает ни одна из дидактических, словесных игр и др. С помощью пальчиковых игр это происходит непроизвольно, ненавязчиво. Ребенок с удовольствием играет в такие игры. Самое ценное в игру включаются малоактивные дети.
Инновационные формы работы помогают решать сложные задачи в развитии ребенка. Они захватывают и увлекают даже родителей. Всем известно, что без участия родителей педагогический процесс будет осуществляться на половину.
Уважаемые коллеги, смело используйте в своей работе новые подходы. Это даст толчок вашему творческому и профессиональному росту.
На своих занятиях я очень люблю пальчиковые игры. А моим маленьким ученикам особенно полюбилась игра
«Where is Mr. Thumb?»
C помощью этой игры детей также можн познакомить с названиями всех пальчиков на руке и разучить про каждого из них песенку.
Учитель: Look! (Показывайте свой большой палец, на котором нарисована маленькая рожица) Это весёлый человечек, Давайте спросим как его зовут.
Дети: What is your name?
Учитель: My name is Mr. Thumb. (Показывайте детям правый большой палец.) This is Thumb. (Показывайте левый большой палец.) This is Thumb, too.
Таким же образом учитель знакомит детей с названиями других пальцев на руке: Pinky (мизинец), Ringman (безымянный), Middleman (средний), и Pointer (указательный).
Далее песня сопровождается движениями.
Where is Mr. Thumbkin?
Where is Mr. Thumbkin?
(Обе руки за спиной)
Here I am.
(Вынимается правая рука и большой палец на ней «кивает». Вынимается левая рука и большой палец на ней тоже «кивает»)
How are you this morning?
(Спрашивает большой палец на правой руке).
Very well, thank you.
(Отвечает большой палец на левой руке).
Run away!
Run away!
(Правая рука прячется за спину, левая рука прячется за спину).
И так со всеми пальчиками.
Ребятам очень нравится эта весёлая игра. Я играю на английском, вы играйте на русском. Желаю успехов!!!