Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Коммуникативные упражнения, тренирующие
употребление грамматических структур
в устной английской речи

Полякова Марина Всеволодовна,
учитель английского языка высшей категории
ГБОУ СОШ № 639 Санкт-Петербурга
 
Одним из требований, прописанных во ФГОСах, является развитие коммуникативной компетенции у детей. Коммуникативная компетенция включает в себя все виды речевой деятельности ребенка, включая монологическую и диалогическую речь. Эти два аспекта речи необходимы для приобретения навыков активного общения, что лежит в основе социализации ребенка. Как показывает практика, на начальном этапе изучения иностранного языка грамматически правильное построение устного высказывания вызывает наибольшие затруднения. Хорошо известно, что восприятие информации на слух и быстрая ответная реакция всегда были слабыми сторонами у детей начальной школы.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью совершенствования методик обучения диалогической речи в разных коммуникативных парадигмах.
Целью работы является разработка комплекса коммуникативных упражнений, тренирующих употребление лексико-грамматических структур в коротких диалогах в английском языке.
Не секрет, что прекрасное владение материалом грамматики не гарантирует свободное общение с носителями языка в естественных условиях. В этой связи, создавая упражнения для тренировки коммуникативных навыков необходимо исходить из того, что они должны максимально точно моделировать разные жизненные ситуации. Эти ситуации должны быть хорошо знакомыми детям, чтобы ребенок в принципе мог в ней хорошо ориентироваться. На первом этапе изучения иностранного языка обучающийся начальной школы испытывает существенные затруднения в продуцировании монологического высказывания. Даже если это высказывание состоит из двух-трех предложений.
Е.И.Пассов выделяет упражнения, основанные на однотипности повторяемости речевых единиц в условно-речевые. При этом они организованы так, что сохраняются все функции коммуникативной компетентности – социальная и личностная направленность. Соответственно, это возможно только при многократном повторении формальных словосочетаний, что в условиях урока затруднительно.
На основе этих положений нами был разработан комплекс упражнений, предназначенный для формирования устойчивых навыков употребления грамматических структур в мини диалогах, состоящих из вопроса и ответа. Следует отметить, что при разработке упражнений на иностранном языке важно учитывать специфику устной речи того или иного языка.
Хочется подчеркнуть, что данные упражнения с первых шагов изучения языка также и учат правильно ставить смысловое ударение в предложении, соблюдать ритм английской речи. Ударение в этих предложениях -  это не просто фонетическая особенность английского языка. Оно несет в себе очень важную функцию, необходимую для понимания высказывания. Данные упражнения базируются не на механическом повторении за учителем фразы, а учат давать быстрый ответ, используя разные грамматические структуры.
Например, в зависимости от положения слова, на которое падает ударение, зависит смысл ответа. Упражнения 1 и 2 хорошо иллюстрируют вышеизложенные положения. Короткие ответы «я» и «да» отличаются только положением ударения. В упражнении 1 ударение падает на подлежащее, а в упражнении 2 под ударением находится вспомогательный глагол. При идентичности слов в обоих случаях смысл ответа будет совершенно различным (См. упражнение 1 и 2).
Упражнение 1. Ответь «Я» (Вопрос к подлежащему).
Ответь по образцу. Ударение падает на подлежащие.
Who can play basketball?                 I can.
Who has got a sister?                       I have.
Who wants to be a pilot?                  I do.
Who is from Russia?                        I am.
Упражнение 2. Ответь «ДА» (Общий вопрос)
Ответь по образцу. Ударение падает на вспомогательный глагол
Have you got a sister?                      I have
Can you play tennis?                        I can.
Do you want to be a pilot?                I do
Are you from Russia?                      I am
 
Для закрепления материала на следующем этапе оба типа упражнений соединяются. Смысл этого шага заключается в том, чтобы ответы типа «я» и «да» автоматизировались (См. упражнение 3).
Упражнение 3. Ответь «ДА» или «Я»
Ответь по образцу. Ударение падает или на подлежащие или на вспомогательный глагол.
Who is from Russia?      I  am.
Who can play football?    I can.
Are you from Russia?  I     am.
Have you got a sister?   I     have
 
Считается, что в русском языке способ выражения согласия с каким-либо утверждением – слово «да», несогласия – «нет».
Например: «Мальчики любят играть в футбол». - «Да, любят».
«Они не играют с куклами». - «Да, не играют».
В отличии от русского языка, в английском языке эта парадигма не работает. Формула согласия и несогласия не соответствует русскому языку, что вызывает значительные затруднения в продуцировании быстрого ответа, выражающего согласие и несогласие. Поэтому мы разработали упражнения, которое позволяют автоматизировать ответ «да» на положительное утверждение (См. упражнение 4), и на отрицательное (См. упражнение 5).
Упражнение 4. Согласись. Ответь по образцу.
         You are fine.  I  am.
You have got a doll. I  have.
You like bananas.   I  do
Упражнение 5. Согласись. Ответь по образцу.
She isn’t 10.  She isn’t.
You haven’t got a bear. I haven’t.
 
Аналогично, мы отмечаем, что парадигма несогласия в русском и английском могут не совпадать: «Ты учитель.» - «Нет» (См. упражнение 6). «У тебя нет сестры». - «Да, нет» (См. упражнение 7).
Упражнение 6. Не согласись. Ответь по образцу.
You are a teacher.           I am not.
You have got a sister.     I haven’t.
Упражнение 7. Не согласись. Ответь по образцу.
You haven’t got a brother.                 I  have.
You don’t like to play with your toys.   I  do
 
И, наконец, на завершающем этапе обучения такого типа упражнения позволяют автоматизировать ответы «да» и «нет» на положительное или отрицательное утверждение. В качестве примера мы приведем один из вариантов (См. упражнение 8).
Упражнение 8. Согласись или не согласись. Ответь по образцу.
         You are a pupil. I  am.
You like to play football. I  do
She isn’t a pupil.  She  isn’t.
She hasn’t got a crocodile. She  hasn’t.
 
Важной особенностью данных упражнений является то, что их можно использовать в любое удобное время на уроке в качестве разминки. Мы, как правило, используем их в начале урока для активации учеников и настройки их на работу. Также существенно и то, что их выполнение очень скоротечно, поэтому их повторять можно часто и довести до автоматизма, что позволяет, как показывает практика, детям быстро ориентироваться в разговорной речи с носителем языка.
 
Литература
 
1.Е. И. Пассов. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. – М.,1993.- 278с.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»