Особенности обучения английскому языку в начальной школе
Байрамова Р.С.,
Михайлова И.Н.
С недавних пор иностранные языки в начальной школе — обязательное явление уже со второго класса. ФГОС диктует требования к работе с детьми нового поколения, в том числе к обучению иностранным языкам учеников младшего школьного возраста.Михайлова И.Н.
В начальной школе отбор содержания обучения ИЯ происходит в соответствии с присущими младшим школьникам интересами, с учетом их реальной потребности в интеллектуальной и практической сферах. На начальном этапе перед учителем ставится задача создать у учеников основу коммуникативной компетенции, поэтому все компоненты содержания следует минимизировать. При этом основное требование к отобранному минимуму – социальная приемлемость и коммуникативная достаточность материала к условиям обучения в младших классах.
В этот период предполагается предоставить ученикам такое содержание обучение, которое послужит надежным фундаментом для изучения ИЯ в средней школе. Отбирая содержание обучения исходить следует из условий реального применения школьниками иностранного языка. Здесь значимая роль отводится межпредметным связям, которые обеспечивают перенос знаний и навыков из других предметов и наоборот. Так, курс можно насытить значимой и интересной для младших школьников информацией о странах, различных видах деятельности – трудовой, музыкальной, изобразительной. При этом расширяется сфера практического применения ИЯ
Предметной стороной содержания обучения является: о чем слушать, говорить, писать, читать. Она отражает типичные сферы общения детей младшего школьного возраста – игровую, учебно-трудовую, социально-бытовую, социально-культурную. Общение детей строится в рамках тематики ситуаций обозначенных сфер:
1.Игровая – интересные и любимые игры.
2.Учебно-трудовая – школа, предметы и расписание уроков, каникулы, распорядок дня.
3.Социально-бытовая – дом и домашние обязанности, самочувствие, друзья и взаимоотношения с ними, еда, покупки в магазине, животные и отношение к ним, домашние питомцы.
4.Социально-культурная – город и достопримечательности, путешествия, транспорт, экскурсии, правила дорожного движения, спорт, увлечения, времена года и природа, погода, сказочные и мультипликационные герои, стихи, песни, поделки, праздники, традиции и обычаи.
Обучение ИЯ в качестве средства межкультурной коммуникации предполагает наличие в содержании обучения страноведческих и лингвострановедческих знаний, умений и навыков. Они необходимы для понимания аутентичных текстов и общения с носителями языка. Поэтому в содержание обучения должны входить:
1. знание учеников: имен собственных, страны, чей язык изучается, ее расположения, некоторых достопримечательностей столицы, природно-климатических особенностей этой страны, названий наиболее типичных для нее растений и животных, государственной символики, некоторых исторических фактов, детского фольклора.
2. умение: сравнивать обычаи, например празднования дня рождения, Нового года в своей стране и в той, чей язык изучается, употреблять в конкретных ситуациях формулы речевого этикета, играть в игры детей, проживающих в стране изучаемого языка.
Таким образом, в начальном обучении предмету рассматривается круг тем, которые касаются особенностей жизни и быта школьников родной страны и страны изучаемого языка
Процесс обучения иностранному языку с самого начала позволяет учащимся овладеть обще учебными умениями и навыками, которые включены в содержание обучения предмету. Их формирование помогает ученикам адаптироваться к условиям школы, включиться в учебную деятельность. Во время непосредственной формы общения (говорить и слушать) у учащихся развиваются:
1. навыки и умения организации учебной деятельности, а именно: слушать собеседника и учителя (аудитивное внимание); работать в разных режимах (в группе, в паре, индивидуально) и взаимодействие; контролировать и оценивать действия, как свои, так и товарищей.
2. навыки и умения интеллектуальных процессов, а именно: наблюдение за языковыми явлениями в речи говорящего, воспринимаемой на слух; сравнение языковых явлений иностранного и родного языка; распознавание и распределение языковых явлений и слов в ИЯ, к примеру, обозначения предметов, имена собственные, обозначения действий и т.д.; выделение главного при восприятии на слух.
3. Навыки и умения речевой направленности, а именно: планирование высказывания на основе вербальной установки учителя, смысловых опор в виде предметной и иллюстративной наглядности; соблюдение культуры общения в неречевом и речевом обращении к собеседнику, адекватной реакции, употреблении этикетных форм общения; выражение своей мысли при помощи ограниченного по сравнению с родным языком словарного запаса.
Учитывая все эти и другие особенности развития младших школьников,учитель способствует формированию различных навыков и умений, например как читать вслух выразительно и с правильной интонацией, узнавать в графической форме устные образы слов, читать про себя, выделяя основное и ориентируясь в читаемом, пользоваться словарем, догадываться по аналогии с родным языком, словообразовательным элементам, контексту о значении неизвестных слов. сравнивать написанное с образцом письма, выписывать ключевые слова, составлять план прочитанного.
Учителю на уроках английского языка в младших классах следует соблюдать те немногие условия для получения положительных результатов:
1. Тщательный отбор ситуаций.
2. Участие каждого в процессе общения.
3. Создание благоприятных условий для общения.
4. Новизна.
Что делать, если ребёнок не хочет заниматься английским?
Прежде всего, нужно доброжелательно поговорить с ребёнком и выяснить, чем именно вызвано его нежелание. Основных причин две: 1) заниматься английским ребёнку неинтересно и 2) заниматься английским ему трудно.
Чтобы понять как преподавать английский язык в младших классах средней школы необходимо определить особенности преподавания английского языка учащимися младших классов; изучить роль игр на начальном этапе обучения английскому языку; изучить основные методы обучения английскому языку младших школьников; проанализировать учебники и весь УМК, ознакомиться с опытом учителей.
Родителям также отводиться немаловажная роль в процессе обучения. На начальных этапах обучения английскому языку они могут помочь не только закрепить материал уроков дома, но и активизировать его.
Если у ребёнка нет интереса к английскому языку, необходимо постараться заинтересовать его с помощью обучающих мультфильмов, компьютерных программ, специальных детских сайтов об изучении английского языка.
В завершении хочется пожелать коллегам успехов в обучении юных первооткрывателей большого мира английского языка.