Методика обучения иностранному языку младших школьников
Липская Екатерина Андреевна
В связи с быстрыми темпами глобализации и растущим количеством межкультурных связей знание иностранного языка стало базовым знанием, которое обеспечивает конкурентоспособность личности на самых ранних этапах её становления.
Методику обучения иностранному языку в школах можно по праву считать одним из самых проблемных вопросов современного школьного образования. Как правило, предметом дискуссий становится отсутствие у выпускников школ навыков реального общения на иностранном языке. Федеральным государственным образовательным стандартом установлено, что предметное школьное образование должно воспитать в учащемся ряд компетенций, что подразумевает умение на практике применить полученные теоретические знания. Однако учащийся, в совершенстве знающий сложности, скажем, английской грамматики и синтаксиса, не способен зачастую поддержать простейшую спонтанную беседу на бытовую тему, что доказывает отсутствие этой самой иноязычной коммуникативной компетенции. Увлекаясь поиском виновных, мы часто забываем, что знакомство с иностранным языком происходит ещё в начальной школе. Основное представление о дисциплине, базовые знания и умения закладываются именно на этой ступени, а не в выпускных классах.
Современные исследователи во главе с А.М. Акопянц отмечают, что: «Методика обучения продолжает опираться в своём развитии на традиционную лингвистику, тогда как подобный подход не поспевает за современным образом языка [Акопянц 2009, 34]. Всё больше отечественных и зарубежных исследователей видят решение сложившейся проблемы в применении лингвопрагматических методов обучения.
Чтобы понять организацию обучения иностранному языку младших школьников, необходимо проанализировать требования, которые содержатся в Государственном стандарте начального общего образования. Итак, предмет «иностранный язык» входит в образовательную область «филология», на его изучение в начальной школе отводится 102 часа в год, из расчёта 3 часа в
неделю. Федеральный компонент образовательного стандарта по английскому языку предусматривает достижение эквивалентного уровня владения языком в рамках российского и общеевропейского образовательного пространства. Важно отметить, что в условиях введения ФГОС образовательный стандарт впервые предписывает обязательное изучение иностранного языка на всех этапах школьного обучения, кроме того содержит такое нововведение как ориентация на воспитание коммуникативной культуры. Основными предметными задачами дисциплины «иностранный язык» являются:
1) Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
2) Освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
3) Сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Важно отметить, что важны не только предметные результаты, которые регламентированы стандартом, но и ряд метапредметных, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями [ФГОС 2012, 32].
Кроме того, нельзя не сказать о личностных результатах, которые отражают социальные компетенции учащихся.
В федеральном компоненте общего образования подчёркивается, что ключевой целью дисциплины является формирование компетентностной языковой личности, готовой к диалогу культур. В вышеназванном документе также подчёркиваются особенности дисциплины «иностранный язык» как учебного предмета. К этим особенностям относят:
· Межпредметность (содержание устных заданий, текстов может быть взято из любой области знаний: литературы, биологии, географии, истории)
· Многоуровневость (необходимость овладения одновременно всеми видами речевой деятельности на иностранном языке и всеми языковыми средствами)
· Полифункциональность (иностранный язык мыслится как самостоятельная область знания и вместе с тем как «инструмент» расширения познавательных горизонтов в других дисциплинах и источниках)
Необходимо отметить, что приоритетными технологиями обучения в рамках работы с иностранным языком ФГОС считает «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов». Кроме того, на начальном этапе обучения смена видов активности на уроках иностранного языка чрезвычайно важна: в урок должны быть интегрированы игровые, двигательные элементы.
Основными методиками обучения иностранному языку являются:
1) Ассоциативный метод Детям с их развитым воображением этот метод подходит отлично. Его суть в том, что изучаемая фраза или слово связываются с каким-то очень ярким образом, картинкой. То есть, запоминая слово apple, они представляют вкусное сочное яблоко. Впоследствии яркий образ позволяет легко отыскать в памяти нужное слово.
2) Коммуникативный метод (лексический подход) Это метод изучения языка через общение, обсуждение – так дети постепенно учатся думать на английском. Можно обсуждать, как прошел день, насколько была интересной новая книжка или фильм, куда ходили на выходных. Таким образом дети разучивают фразы и выражения, которые впоследствии легко используют в речи.
3) Аудио-лингвальный и аудиовизуальный методы С помощью этих методов хорошо отрабатывается устная речь. В
основе их – интересные диалоги, разучивая которые, дети легко учатся говорить.
4) Метод погружения Дети смотрят фильмы, слушают песни, воспринимая таким образом оригинальную английскую речь. Хороший способ – общаться с носителем языка, который не сможет отвечать по-русски. Метод погружения учит думать на английском – хороший навык, который очень пригодится в будущем.
Младший школьный возраст – это также время исследования и познания мира. Дети в этот период очень любознательны, активны, им еще сложно усидеть на месте, и они могут быстро утомляться. Поэтому зачастую для младшего школьного возраста также используются игры, подвижные задания, стихи и песни, мультфильмы. Ребенок уже не так быстро теряет интерес во время занятия, однако важно все-таки выстраивать процесс в увлекательной форме, чередовать разные задания.
Важный аспект этого возраста – начало учебной деятельности. Возрастает внимание ребенка, оно становится более устойчивым. К 7-9 годам детям уже намного проще в течение определенного периода выполнять заданную программу. Улучшается память – она становится сознательно регулируемой. В этом же возрасте растет стремление детей к достижениям. Они уже умеют ставить цели и добиваться результата. Эта особенность позволяет привить интерес к английскому языку.
Особую роль в процессе воспитания языковой личности играет школа, в круг обязанностей которой входит формирование навыков и умений, необходимых для коммуникации на иностранном языке. Комплекс поставленных перед дисциплиной задач определяет государственный образовательный стандарт, ориентирующийся на компетентностный подход. Именно проблема несформированности коммуникативных компетенций
российских выпускников объясняет необходимость модернизации методики обучения иностранному языку, активное внедрение коммуникативно-деятельностного подхода на самом раннем этапе изучения иностранного языка. Для того чтобы обучающиеся впоследствии могли применить имеющиеся знания на практике, процесс обучения должен готовить к этому школьников, а значит отработка языкового материала должна преследовать не столько академическую цель, сколько прагматическую. В связи с этим встаёт вопрос, как организовать процесс обучения иностранному языку так, чтобы школьники не просто «учили язык», а владели им, стали компетентными языковыми личностями.