Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Технология обучения диалогической и монологической
речи младших школьников на уроках английского
языка на основе игрового моделирования

Семенова Светланан Леонидовна
Методические рекомендации по проведению игр
Используя игры на уроках, нужно всегда помнить, что:
- выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснованным;
- нужно всегда знать цели использования игры;
- в играх должно быть задействовано как можно больше учащихся;
- игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям детей, т.е. быть доступными;
- игры служат развитию всех видов речевой деятельности и проводятся на иностранном языке. [24,67]
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Важно, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Речь учителя должна быть эмоциональной, выразительной. Ведь главная задача – добиться того, чтобы у детей не пропадал интерес к предмету, чтобы предложенный материал был доступным по трудности и своевременным по теме.
Что касается фиксации ошибок во время игры, то желательно анализировать их после игры. Подбадривание учащихся, поощрение их деятельности необходимы для создания правильных межличностных отношений в коллективе. [24,50]
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
-дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
1.Грамматические игры
Цели грамматических игр:
- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
- развить речевую активность и самостоятельность учащихся. [24]
Приведем примеры грамматических игр.
  1. Живые картинки (с применением ИКТ)
Цель этой игры – автоматизация употребления конструкции в устной речи.
Для игры учитель готовит слайды, с изображением предметов по изучаемой теме. Группа делится на две команды. Учащиеся по очереди сотавляют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету картинки. За каждое правильное предложение команда получает очко.
  1. Button (Колечко)
Цель игры - тренировать детей в употреблении вопросов и ответов с глаголом to have.
Ученики держат ладони лодочкой. Ведущий кладет пуговицу в руки учеников по очереди, а другой ведущий должен угадать, у кого она находится, используя вопрос “Have you got a button?” Варианты ответов учеников: “Yes? I have”, “No, I haven’t”. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не угадает, у кого в руках пуговица. Эта игра готовит учащихся к диалогической речи.
  1. Отгадай.
Цель игры - тренировать детей в употреблении вопросов и ответов с глаголом to be в Present Simple.
Учитель готовит слайды с изображениями предметов. Дети должны отгадать, что изображено на экране. Учащиеся задают вопросы.  Учащиеся: Is it a bear? (a book, a ball, etc)
Учитель: No, it isn’t.
Учащиеся: What colour is it? etc
4. Подарки (с использованием ИКТ)
Цель: закрепление лексики по теме, "автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. На экране слайд, на котором изображены подарки и список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием и составит предложения без ошибок.
5.Лото «Глаголы в картинках» (с использованием ИКТ)
Цель: тренировать грамматические формы в речи.
На слайде картинка, изображающая какие-либо действия человека, например: катание на коньках, игра в шахматы, чтение книги и т.д.  Один ученик (в роли учителя) задает вопрос: What is he doing? Учащиеся отвечают: He is skating. Кто ответил правильно становится учителем, т.е. задает вопрос.
 2. Лексические игры
Цели:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся.
- познакомить учащихся с сочетаемостью слов. [28]
Учителя используют на уроках такие хорошо известные игры как:
1. «Найди пару»
2. «Снежный ком»
3. «Почти антонимы»
4. «Опиши картинку»
5. «Кто есть кто»
6. Упражнения по транскрипции
7. Ребусы
8. Мини сочинение
9. «Найди ошибку»
10. Определи слова по двум буквам
11. Найди начало и конец слова
12. Чайнворд
13. Составь предложения по таблице
14. Заполни пропуски
15. Кроссворд
3. Игры по аудированию
           Цели:
- научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
- научить учащихся выделять главное в потоке информации;
- развивать слуховую память учащихся. [24]  
Без умения слушать и слышать нельзя говорить и об обучении говорению, поэтому эти игры особенно важны для обучения школьников устно- речевому общению.
           
Многие игры по аудированию целесообразно проводить с помощью магнитофона (CD проигрывателя). При этом более эффективно, если записать текста для игры осуществит не сам учитель, а, скажем, его коллега. Это создает дополнительные трудности восприятия речи на слух, но вместе с тем повышает эффективность тренировки. Важно только, чтобы и аудио запись и речь учителя звучали в естественном темпе и предъявлялись однократно. В противном случае эти игры потеряют всякий смысл.
Значительный эффект в обучении аудированию имеют командные игры, в которых после прослушивания текста члены команды составляют и затем задают вопросы соперникам по содержанию текста. Побеждает та команда, которая более точно ответит на поставленные вопросы. [11]
 Особый интерес вызывают игры, в которых после прослушивание текста (желательно, с большим количеством персонажей) необходимо разыграть сценку по содержанию текста. В этих играх дети демонстрируют не только свои способности к аудированию, но и свои артистические способности. Вот почему эти игры особенно нравятся детям.
Обучение аудированию целесообразно проводить с использованием разнообразных интересных игр. В них ребёнок может проявить себя как личность, а также как член коллектива. Нет универсальных игр для обучения аудированию, но можно любое упражнение, любой текст превратить в игру. Для этого необходимо подготовить необходимые аксессуары, создать атмосферу соревнования, сделать задания к текстам разнообразными, но в то же время доступными и интересными.
Тексты можно использовать из учебников, дополнительных книг по английскому языку, придуманные самим учителем или учениками. Главное, на наш взгляд, превратить элементарный текст в интересную, притягивающую ребенка игру. [11]
  1. Узнай одноклассника!
Учитель заранее пишет на листочках фамилию и имя ученика из данной группы. Один ученик вытаскивает бумажку с фамилией своего товарища и начинает описывать его, не называя имени. Кто угадает первым фамилию и имя одногруппника, становится ведущим.
Ведущий:  She is a schoolgirl. She is ten. She has got a sister. She is not tall. Her hair is dark. Неr eyes are blue. She has got  а red coat and a white hat on.
2.  Хлопаем в ладоши!
Ученики становятся в круг. Ведущий – в центре круга. Он называет вперемежку домашних и диких животных. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название домашнего животного, то топает два раза. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
  1. Игры- загадки.
Учитель: У меня есть хорошие друзья. Это особенные друзья. Они пришли к нам из сказок. Вы их тоже знаете, а вот сможете ли угадать, о ком я рассказываю?
-  I have a friend. Не is a small boy. Не can read, write and count, but not well. He can run and jump and play. He cannot draw and he cannot swim.  /Незнайка/.
-  I have a friend. Не is a big fat boy. He cannot read and write, but he can run, sing, dance and play. He can fly! /Карлсон/
-   I have a friend. He is not a boy. He is not a girl. He is green. He can swim. He cannot jump and he cannot fly. /КрокодилГена/. [24]
2.5. Сказка как игровая ситуация на уроке
Одной из эффективных игровых методик при обучении английскому языку является использование в качестве игровой ситуации сказки. Описывая методику использования сказки, Н.А. Малкина отмечает: «Звучащий текст сказки рассматривается как постоянное взаимодействие элементов языковой, паралингвистической и кинестетической систем, в котором авербальным компонентам принадлежит важнейшая роль». [21,18] Во время рассказывания сказок на уроке реакция учеников может выражаться в следующем:
- выбором картинки (например, в сказке "Three little ducks" ученикам предлагается выбрать одну из картинок: на первой нарисованы три утенка, на другой — три цыпленка и на третьей — пять утят);
- в виде фонации после соответствующих слов (например, после того, как ученики услышат слово "корова" — "cow", они все должны сказать "moo-moo");
- посредством движений (в устном рассказе это будут жестовые движения, которые учащиеся могут повторять за учителем):
Если учитель читает сказку о волшебном горшочке, то руками он изображает круг (котел), при этом он приседает и произносит "Ph-ph"; если учитель читает (рассказывает) сказку про репку, то руками в воздухе он очерчивает контур репки; если он читает сказку про трех утят, то вверх поднимает три пальца (что означает, что утят было трое), полусомкнутые ладони прижимаются друг к другу (они маленькие), ладони хлопают по бокам (это утята); если сказка о маленькой овечке, то учитель прикладывают пальцы к голове, показывая, что у животного есть рожки, затем полусомкнутые ладони прижимаются друг к другу, руки поднимаются вверх, прижимаются к груди, ладони вниз. [21,34]  
Такие жесты рекомендуются Н.А. Малкиной. Но, несомненно, что каждый учитель может придумать и свои жесты вместе с учащимися. Ученики очень изобретательны в этих вопросах. Также можно предложить учащимся в процессе аудирования изображать то, о чем они услышали в тексте. Такое игровое задание можно предлагать только в том случае, если учитель уверен, что ученики в основном поняли содержание сказки.
2.6. Коммуникативные игры
  1. Коммуникативные игры, в основе которых лежит прием ранжирования.
Данный прием предполагает распределение определенных предметов или явлений в порядке значимости, важности их предпочтения. В процессе игры обычно возникает дискуссия, поскольку существуют различия в точках зрения при ранжировании информации, и учащиеся объясняют или обосновывают свой выбор, работая в парах или группах. [26]
 Возможны следующие варианты игры:
 -обучающийся работает самостоятельно, записывая свои решения проблемы. Затем эти решения обсуждаются в парах, небольших группах или целой группой;
 -обучающиеся в небольших группах пытаются найти общее решение, которое должны будут представить и обосновать в итоговой общей ди скуссии;
 - все обучающиеся, варианты ответов которых совпали, собираются в группу, чтобы дать как можно больше аргументов в защиту своего варианта ранжирования.
В качестве примера приведем игру «Reaching a consensus»: We are going on two weeks holiday to London and we have to decide what ten subjects to take with you.
You will have to reach a consensus with your groupmates on these subjects.
 Сначала все учащиеся записывают наименования 10 предметов, которые они хотели бы взять с собой. Затем перечень согласуется в парах, подгруппах, группах. Приходят к единому мнению.
2. Коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у учащихся.
Этот прием предполагает распределение определенной информации между учащимися, что стимулирует их речевую активность и желание выяснить, уточнить неизвестные им факты, события. Обмен информацией может быть односторонним или 2-сторонним. В первом случае один из речевых партнеров имеет доступ к определенной информации, которой не обладает второй. Задача второго участника общения состоит в том, чтобы получить недостающую информацию и успешно завершить полученное задание. Во втором случае оба участника имеют частичную информацию, которую они должны объединить для решения общей проблемы.
Так, например, игра для активизации устной речи по теме «Профессии». Учитель пишет названия различных профессий на стикеры (например, teacher, waiter, doctor, vet и т.д.) и закрепляет по одному из них на спину каждого ученика. При этом дети не должны знать, какая у них профессия. Объясните детям, что они должны ходить по классу и задавать друг другу вопросы по очереди, чтобы узнать свою профессию. Например, Do I work at school? Do I wear a uniform? Do I help people? Do I like animals?

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»