Повышение мотивации обучающихся к изучению
иностранного языка в начальной школе
Антюшина Юлия Александровна,
методист Шебекинского
межмуниципального методического центра
ОГАОУ ДПО «БелИРО»
методист Шебекинского
межмуниципального методического центра
ОГАОУ ДПО «БелИРО»
Очень важным на сегодняшний день является вопрос мотивации у учащихся начальной школы. Так как в настоящее время иностранный язык изучается уже на начальном этапе образования, тема мотивации очень актуальна.
Владение английским языком сегодня, по существу, открывает окно в большой глобальный мир с его колоссальным потоком информации и инноваций. Овладение этим иностранным языком дает возможность обучения за рубежом в лучших вузах мира и создает возможность получения практического опыта в передовых странах, а также обязательное требование для делового общения и ведения бизнеса в любой точке мира. Но, несмотря на это, учителю приходится довольно часто сталкиваться с проблемой отсутствия мотивации у учащихся начальной школы. Решение данной проблемы является одной из самых главных задач, которую ставит перед собой учитель. Из-за отсутствия мотивации страдает дисциплина, и проблема обучения становится все серьезнее.
Все учёные, которые занимались проблемой мотивации учебной деятельности, подчёркивают большую значимость её формирования и развития у школьников, т.к. именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и, как следствие, развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.
Формирование учебной мотивации - это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей принятых в нашем обществе в сочетании с активным поведением ученика. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из базовых требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию.
При изучении иностранного языка используется большое разнообразие приемов организации учебной деятельности. Для повышения мотивации при изучении иностранного языка можно применять ролевую игру, игру вообще. Известно, что игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - что сказать, как поступить, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность. А если при этом ребенок еще говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности.
Наряду с игровым приемом на уроках большое количество учителей применяют приём «Образы», который способствует развитию у учащихся навыков говорения, творческой инициативы, воссоздающего воображения языкового умения, которому здесь придаётся особое внимание, - это умение передать образы средствами английского языка, используя формы вербальной и невербальной коммуникации. Активизируется словарный запас учащихся, формируется эмоционально-интеллектуальная установка на использование знаний в нетрадиционной коммуникативной ситуации. Еще один прием, «Опиши и изобрази», один из способов вовлечения учащихся в процесс общения с использованием собственного словарного запаса на иностранном языке. Этот прием универсальный, его можно использовать для закрепления лексики и грамматики.
Для развития коммуникативных способностей используются песни. Песни интересны учащимся тем, о чем они говорят и в какой музыкальной форме они представлены. При разучивании песни учащиеся получают новую информацию, благодаря чему стимулируется познавательная деятельность. Также нужно сказать об эстетической мотивации. Именно она влияет на формирование положительных чувств, эмоций, развивает воображение.
В работе с учащимися помимо текста учебного пособия и учителя есть богатая возможность использовать видеоуроки.
Наибольший интерес у обучающихся вызывают коммуникативные задания, связанные с иноязычным общением. Дети лучше запоминают слова, если приходится употреблять их в речи. Диалог на уроке английского языка служит для них мотивом усвоения новых слов.
Несмотря на все разнообразие методов и приемов в преподавании английского языка младшим школьникам, все же возникли некоторые трудности. Следует учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. На начальном этапе обучения английскому языку включается в урок зарядка с использованием различного вида движений и танцев. Но при ее проведении ставится перед учениками цель запомнить языковой материал. Использование стихов и рифмовок позволяет прочно запомнить основные грамматические модели и использовать их в повседневной практике. Кроме того, процесс обучения превращается в увлекательную игру, что поддерживает интерес к данному предмету. Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности, переводу обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся принадлежит нестандартным формам урока. Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей.
Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, необходимо организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Именно перечисленные методы и приёмы способствуют развитию широких познавательных мотивов в младшем школьном возрасте, именно этот возраст является благоприятным для развития познавательных мотивов.