Необходимость использования игровых форм
на начальном этапе обучения иностранному языку
Агеева Диана Эрнестовна
Игра в контексте обучения представляет собой социально-педагогическое явление. Она представляет собой феномен, личностно-ориентированную деятельность, в которой неразрывно связаны обучение и воспитание [12]. Отрицание значения игры в образовательном процессе невозможно, поскольку она всегда занимала особое место в жизни человека и влияла на развитие его личностных качеств и определенных способностей. Игра является важным педагогическим инструментом, она помогает сделать активным учебный процесс, мотивировать людей к изучению иностранного языка и создать эмоциональную вовлеченность, что особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые только начинают знакомство с миром другой культуры и языка.
Игра служит активным способом достижения различных педагогических задач. Игровая деятельность особенно привлекательная для ребенка, поэтому становится возможным эмоциональная вовлеченность и мотивация на дальнейшее изучение иностранного языка.
Известно, что младший школьный возраст – это самое продуктивное время для развития умственной деятельности. Этим вопросом занимались многие ученые, такие как Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов и многие другие.
В связи с этим, начало обучения иностранному языку детей этого возраста должно быть ориентированно на их психофизиологические особенности [1]. Многие ученые определяют наиболее благоприятный возраст для начала изучения иностранного языка в период с 4 до 8 лет. Дети до 9 лет показывают хорошие результаты в овладении речью. Скорость и прочность усвоения иноязычного материала можно объяснить преобладающим механизмом долговременной памяти, а также имритингом – запечатлением материала в сознании при условии необходимого стимула и мотивации [1].
На восприятие детей данного возраста огромное значение имеет то, что вызывает эмоциональный отклик. Именно поэтому в процессе обучения принято использовать красочный демонстративный материал или вовлечение в необычные ситуации.
Давно доказано, что ребенок овладевает иностранным языком быстрее, если он вовлечен в ситуацию особенно важного для него общения. Такую ситуацию призвана создавать обучающая игра. Она провоцирует интерес ребенка и обеспечивает настоящую внутреннюю мотивацию изучения иностранного языка.
На начальном этапе жизни ребенка игровая деятельность является для него основополагающей. Ее значение не уменьшается и в начальной школе. Не смотря на то, что основной деятельностью в этот период является учебная, нельзя недооценивать значение обучающих игр.
В младшем возрасте популярны подвижные игры, появляется элемент состязательности. Дети начинают проявлять интерес к настольным, познавательным и дидактическим играм. Для таких игр характерны следующие элементы: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач [1].
Обучающая игра является особым видом игры. Она обладает четкой целью обучения и ожидаемым педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью [2].
Игры оказывают положительное влияние на формирование когнитивных способностей младших школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они помогают детям проявить в себе такие качества как самостоятельность, умение работать в коллективе и т.д. Учащиеся получают право самим управлять игрой, учитель лишь контролирует учебную деятельность.
Следует отметить, что игровые формы работы необходимо правильно сочетать с основной учебной деятельностью.
Продуктивность использования игр зависит от нескольких факторов[1]:
1) Систематического использования
2) Целенаправленности сочетания игр с дидактическими упражнениями.
Многие известные педагоги, такие как Л.В.Выготский, отмечали обучающий потенциал игр на иностранном языке.
Для детей игра выступает мощным стимулом к обучению. Использование игровых форм работы и умение создавать речевые ситуации способствует возникновению у учащихся желания общаться и играть. Игра помогает детям выразить себя, действовать и соперничать.
Главное воздействие, которое оказывает игра на учащихся – эмоциональное. Кроме того, она помогает раскрыть скрытые возможности личности. Игра помогает сделать процесс овладения знаниями проще, интереснее, способствует их актуализации.
Игра-упражнение служит для закрепления и коррекции знаний, создает наглядность в изучении определенного материала.
Игра-задание, в которой содержится учебная задача, помогает учащимся самостоятельно принимать решения, способствует их интеллектуальной деятельности.
При обучении иностранному языку игры помогают выполнить следующие задачи [1]:
- создание психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе правильного речевого варианта.
В настоящее время на начальном этапе обучения иностранному языку большое значение приобретают обучающие компьютерные игры. Основная их особенность заключается в том, что они повышают мотивацию к изучению иностранного языка у школьников.
Важно отметить, что игра как форма обучения доступна даже слабым ученикам, в связи с чем появляется возможность ее использования на любом из этапов урока.
Список использованной литературы:
1. Алексеев Н.Г., Золотник Б.А., Громыко Ю.В. Организационно-деятельностная игра: возможности в области применения // Вестник высшей школы.- 1987.- №7. С.30-35
2.Беляева Е.Б. Готовность младших школьников к изучению иностранного языка в начальной школе. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.- №6. С. 44-48
3.Горбунова Т.С., Киселева Е.Ю. Фонетические игры и упражнения на начальном этапе обучения русскому как иностранному и английскому языкам. Ученые записки Казанской Государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э.Баумана. – 2014. - №3. Казань. С.180-184
4.Дудина Е.Н. Формирование коммуникативной компетенции при интенсивном обучении младших школьников иностранному языку. Вестник ТГПУ. -2009.- № 2 (80). Томск. С. 80-85
5.Душина Е.В. Лингвистические игры на уроках русского и иностранного языка в аспекте формирования коммуникативной компетенции учащихся. Филологический класс. – 2014. - № 4 (38). Санкт-Петербург. С.54-58
6.Ефимова Р.Ю. Организационно-обучающие игры на уроках иностранного языка. Инновационные проекты и программы в образовании.-2011.- №6. Москва. С. 58- 64
7.Комарова Ю.А. Методология интегративного подхода к процессу обучения иностранным языкам в вузе. Сибирский педагогический журнал.- 2009.-№4. С.115-124
8.Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку – Изд. 2-е, стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2004.–176 с.
9.Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 256 с.
10.Пряничникова Л.В. Психологическая готовность ребенка к изучению иностранного языка. Сибирский педагогический журнал.-2011.- № 8. Астрахань. С. 183-190
11.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для пед.вузов и ин-ов повышения квалификации. – М.: Народное образование, 1998. – 255 с.
12.Семенов В.Г. Динамическая классификационная модель игры. – Киев, 1984. – 240 с.