Приём комплексной музыкальной рифмовки при
обучении английскому языку младших школьников
Федорова Любовь Юрьевна
Урок является важнейшей структурной единицей учебного процесса, и его правильная организация имеет огромное значение для плодотворной работы учителя и учащихся.Чёткая структура, правильное соотношение всех звеньев, их взаимосвязь, гибкие формы перехода от одного комплекта заданий к другому, возможность включения в систему данного урока заданий, закрепляющих пройденное ранее и направленных на усвоение нового материала -это задачи, которые пытаются решить учителя с помощью самых разных методических приёмов.
Важным средством оптимизации структуры урока на начальном этапе обучения может стать система многоцелевых комплексных рифмовок.
Под фонетической, грамматической и лексической рифмовкой понимается четверостишье или восьмистишье, содержащее в себе основные характеристики предъявляемого или обобщаемого материала. При работе с такими рифмовками решается целый комплекс методических задач от презентации и отработки фонетики до закрепления и творческого использования лексико-грамматических структур в адекватных речевых ситуациях.
Приём комплексной рифмовки освещён в концептуальном курсе «Happy English»,автор Г.Доля.Он базируется на принципе интенсивного обучения английскому языку, то есть в опоре на речевые модели высказываний в процессе реальной коммуникации.
Приём тактовой музыкальной рифмовки предложен также методистом Оксфордского университета Carolyn Graham.
Модель комплексной рифмовки включает в себя:
- Конкретный фонетический и лексико-грамматический материал
- Музыкальное сопровождение (заданный ритм и такт)
- Графическое изображение рифмовки в виде опорных схем/ рисунков
- Набор определённых двигательных упражнений (do activities)
- Pre-reading activities
- While –reading activities
- Post –reading activities
Missing words. Учащиеся восстанавливают по памяти пропущенные слова (ключевые слова, формы смысловых глаголов, глагола To be )
Role play. Cоставление мини диалогов на основе рифмовки
- Сочинение собственной версии
Следует отметить ,что если последовательно ввести систему музыкальных рифмовок в канву традиционного курса обучения иностранному языку на каждом уроке, то:
- будет достигнуто комплексное интегративное обучение всем видам речевой деятельности
- благодаря музыке будет создаваться благоприятный психологический климат, повысится мотивация к изучению иностранного языка и эмоциональный тонус урока
-двигательная активность детей будет отвечать требованиям валеологии
-будут развиваться внимание, память, творческие способности учащихся
Вместе с тем, это позволит ввести детей в мир богатой лингвистической среды,в которой отражается жизнь и культура страны изучаемого языка.
Изучение практики и результатов внедрения метода музыкальных рифмовок в начальной школе подтверждает эффективность выбранного метода. Материал усваивается детьми быстро и легко. Хоровая работа способствует консолидации группы детей. Данный приём может быть использован при изучении иностранного языка не только в начальной школе, но и в дошкольных учреждениях.
Приведём некоторые виды рифмовок.
- Фонетические рифмовки: отработка конкретного звука [t]
Ticks Tommy’s clock
«Tick-tock, tick-a-tock»
Ticks and ticks his clock
- Лексические рифмовки: отработка звука [ð] и слов по теме « Семья»
This is my mother
This is my brother Paul
This is my sister
This is my uncle
How I love them all!
- Грамматические рифмовки: отработка глагола to be и лексики по теме « Школа»
We are students It is a book
We are at school Come and look
We are at school Come and look
School is cool
School is cool
- Релаксационные рифмовки: отработка счёта и глаголов движения
All the children run
Two, two, two
Touch the shoe
Three, three, three
Climb on the tree
Four, four, four
Touch the floor
Таким образом, приём комплексной рифмовки предоставляет широкую возможность для творчества детей и учителя, вносят новизну на уроках английского языка и помогают в реализации образовательных, развивающих и воспитательных целей в процессе обучения иноязычному общению.
Литература:
- Доля Г.Н. « Happy English»
- Фурсенко С.В. Грамматика в стихах. – СПб.: КАРО, 2006. – 160 с.
- Шапиро Т.Л. Знакомство с английским через рифму. М.: Филоматис, 2004. – 48 с.