Преодоление трудностей при обучении иностранному
языку детей с НОДА в младшей школе
Кочнева Наталия Алексеевна,
ГБОУ «Центр «Динамика»
школа 616 Санкт-Петербурга
Изучение иностранного языка - важное звено в системе образования. Коммуникативные навыки – способность понятно выражать свои мысли и интегрировать получаемую от других информацию, формирующиеся у учащихся на всех этапах изучения данного предмета, требуются для полноценной жизни в обществе. Поэтому, начиная с младшей школы, формирование элементарной коммуникативной компетенции учащегося на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме - является главной целью обучения. ГБОУ «Центр «Динамика»
школа 616 Санкт-Петербурга
Достижение цели при обучении детей с НОДА идет через преодоление сложностей, выявление индивидуальных возможностей ребенка, адаптацию
учебной программы под его особенности. В процессе обучения решаются такие коррекционные задачи как
- развитие и коррекция нарушений фонетического, лексического и грамматического строя речи;
- развитие зрительно-пространственной ориентировки;
- увеличение активного и пассивного словарного запаса;
- формирование связной речи;
- формирование мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение и обобщение;
- развитие речевого общения с окружающими;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем.
При восприятии иноязычной речи и ее производстве у детей с НОДА неизбежны языковые, речевые и поведенческие трудности и как результат для иноязычной коммуникативной компетенции характерны различной степени несовершенства.
Речевые нарушения учащихся с НОДА могут затрагивать различные компоненты речи и проявляются в виде
- невнятности речи, произнесения звуков;
- непонимания звукового состава слова;
- бедности словарного запаса, нарушении согласования слов в предложении.
В связи с этим на уроках с такими учащимися большое внимание уделяется артикуляции звуков, неоднократному их повторению, пояснению учителем, где и как артикулируется звук. Произнесение происходит медленно, нараспев, затем в обычном темпе. Задание произнести слово по звукам дает возможность сравнить количество произносимых звуков и написанных букв.
Для облегчения запоминания новых слов, тренировки памяти и внимания используются приемы пошагового запоминания и элементы игры: прослушай – покажи на картинке – назови сам; скажи, какое слово из представленных я загадал? Какое слово закрыто? и т.п.
Детям с нарушением речи учиться читать на иностранном языке сложнее. Зачастую они читают по буквам, пропускают буквы, строки, стремятся угадать читаемое слово. Нередко у них наблюдается чтение некоторых английских букв на русский манер [r] как [г], [n] как [п], [m] как [т] и т.д.
Дети также путают при чтении и написании буквы английского алфавита, имеющие похожие элементы, например, [b] и [d], [h] и [n] и т.д.
Данную особенность можно преодолеть путем многократной практики произнесения, чтения и\или написания таких букв и слов с этими буквами. Путем выдуманных историй: B – старшая сестра, b – младшая, послушная, смотрит в ту же сторону, что и старшая. D – старшая сестра, d – младшая, непослушная, смотрит в противоположную сторону и т.п. Используя задание «допиши букву», «на что похоже» и т.д.
Сформировать достаточный уровень навыков и умений чтения на раннем этапе изучения английского языка необходимо, чтобы обеспечить возможность его дальнейшего совершенствования на средней и старшей ступенях изучения.
При работе с детьми с НОДА над данным аспектом важно соблюдать постепенность и последовательность: букв-буквосочетание-слово-словосочетание-предложение-текст. При возникновении трудностей на любом этапе нужно возвращаться к началу, форсировать не следует.
Следует также формировать навыки чтения вслух и про себя, умения предвосхищать и прогнозировать содержание текста, извлекать главное, сокращать информацию, передавать содержание иными словами.
Для этого используются такие задания, как: догадайся о содержании текста по заголовку или картинке, по ключевым словам и т.п.
Разнообразие заданий; включение каждого учащегося в процесс изучения английского языка с учетом его индивидуальных особенностей; дозирование материал; использование яркой и четкой наглядности; предупреждение утомляемости путем включения в урок физкультминуток и зарядки для глаз; а также использование игровых моментов в обучении; поощрение усилий и прогресса ученика – все это способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке и достижению конечной цели – коммуникации, т.е. общению.