Формирование УУД на уроках английского языка
Антюшина Юлия Александровна,
методист Шебекинского
межмуниципального методического центра
ОГАОУ ДПО «БелИРО»
Современный образовательный стандарт требует от нас развивать личность, формировать универсальные учебные действия (УУД) и предметные знания. При выделении универсальных учебных действий опираются на концепцию развития УУД, которая была разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я Гальперин, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) группой авторов под руководством А. Г. Асмолова. Универсальные учебные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, выделение наиболее важной информации, формирование обобщенных знаний, самостоятельного усвоения новых знаний и формирование умений.методист Шебекинского
межмуниципального методического центра
ОГАОУ ДПО «БелИРО»
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) познавательный; 3) коммуникативный; 4) регулятивный (включающий также действия саморегуляции).
Личностные УУД направлены на личностное самоопределение учащегося, на его ценностно – смысловую ориентацию, нравственно – эстетическое осмысление и оценивание ситуаций, а также на смыслообразование и ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, а также позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Личностными результатами иностранного языка являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использование средств изучаемого иностранного языка.
Формированию личностых УУД на уроке иностранного языка может способствовать применение проектной методики, и информационно – коммуникативных технологий, а также упражнения типа «оцени поведение», «заполни анкету» и многие другие.
Познавательные УУД подразделяются на общеучебные, логические действия, а также действия, направленные на постановку и решение проблем. К общеучебным действиям относят умение поставить задачу, выбрать способы ее решения, а также умения работы с информацией. К логическим - относят умения в области анализа и синтеза новых знаний, в установке причинно – следственных связей. Таким образом, организуя самостоятельную работу с учебником, применяя метод «взаимообъяснение», используя задания, направленные на развитие логического мышления учеников и самостоятельный поиск информации, мы способствуем формированию данных УУД. Для развития познавательных УУД используются лексические упражнения типа «пчелиные соты» (составь слова из букв данного слова), «найди слово» и т.д. Анализировать учащихся можно научить и при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике: вставить недостающие слова, вставить недостающие буквы, завершить предложение, заполнить таблицу, догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д.
Коммуникативные УУД заключаются в формировании умений вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с людьми или особенности информации. Групповые, парные методы работы, а также дебаты, дискуссии, обсуждения в полной мере позволяют развить коммуникативные качества учащихся. В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: ребята учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.
Регулятивные УУД формируются при совместном целеполагании и определении темы занятия, учащиеся учатся планировать, корректировать, оценивать, регулировать собственную деятельность на уроке, направленную на достижение поставленных целей. Формированию регулятивных УУД на уроке английского языка способствуют действия, осуществляющие контроль учащихся: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие графические, орфографические, грамматические и т.д. виды ошибок. И для решения этой задачи можно совместно с учениками составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет каждому ребенку самостоятельно определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу. Технология оценивания образовательных учебных успехов направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
Условия формирования и развития регулятивных действий:
1. Необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
2. Обязательно поощрять детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже не верный.
3. Необходимо использовать такие формы работы как - организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп и так называемый учебный конфликт.
4. Использовать в образовательном процессе технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическую технологии, технологии оценивания достижений. Для диагностики и формирования регулятивных УУД уместно использовать такие упражнения как «преднамеренные ошибки», «прочитай начало текста – придумай его окончание», «придумай заголовок к части текста», «найди какую либо информации в тексте» и т.д.
Для формирования регулятивных УУД учитель оказывает помощь в виде - одобрения, поддержки; замечания “Попробуй еще раз”, “Выполняй дальше”; показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.
Одним из специальных средств развития УУД могут являться памятки.
Условия для успешного формирования УУД на всех ступенях образования:
1. Обеспечение последовательности в освоении учащимися коммуникативных действий, учитывая возрастные психологические особенности развития детей.
2. Педагогическая компетентность учителя.
Учитель играет главную роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, в рамках каждой предметной области, определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода. Важно убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта.
3. Включение в учебную деятельность.
Правильная организация учебной деятельности состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность учеников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, технично организует процесс выполнения обучащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).
4. Создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка.
5. Диагностика.
К средствам формирования и развития УУД относятся:
1. Ттехнология интерактивного обучения.
Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации учащихся к обучению.
2. Информационно-коммуникационная технология обучения.
Активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.
3.Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения содействует развитию коммуникативных УУД, побуждает интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.
4.Метод проектов.
Можно предложить ученикам создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде презентаций. Создавая проекты, учащимся предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность осуществления интеллектуальных и творческих способностей.
5. Игровая технология.
Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на уроках иностранного языка – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение учеников также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания творческого характера. Например:
- Отгадывание кроссворда.
- Составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике.
- «Нарисуй картинку и составь ее описание». (Например, при изучении тем “My pet", "My family", "Our House" и т. д. ).
- «Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение».
- «Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей».
- Придумайте загадку для своих друзей (например», при изучении темы "Animals") .
- «Нарисуй картинку к прочитанному тексту» и т.д.
Для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, можно предложить учащимся следующие задания:
- упражнение на логическое заполнение пропусков;
- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;
- поиск ошибок в письмах и текстах;
- составление текстов из предложенного набора предложений;
- выстраивание логических смысловых цепочек;
- подготовка творческих мини-проектов;
- заполнение анкет.
Процесс выполнения подобранных заданий стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление и самостоятельность.
В заключение хотелось бы сказать, что формирование УУД способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов. Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.
Из всего сказанного следует, что формирование и развитие системы УУД является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.