Формирование информационной культуры учащихся
на уроках иностранного языка
Шубина Татьяна Александровна
Иностранный язык в современном обществе востребован как средство коммуникации и как инструмент познавательной и профессиональной деятельности. Как создать должный уровень информационной культуры у учащихся, изучающих иностранный язык? Информационная культура рассматривается как знания и умения современного человека использовать различные источники информации (учебник, книга, СМИ, Internet, реальная деятельность и т. д.) для реализации своих образовательных целей.Проблема формирования информационной культуры учащихся находится в прямой зависимости от специфических учебных компетенций обучаемых.
Стоит отметить, информационная компетенция учащегося, которая обеспечивает условия для его дальнейшего эффективного образования, является обязательным компонентом содержания обучения иностранным языкам в современной модели языкового образования
Выделяют следующие информационные умения: общеучебные, обеспечивающие поиск источников информации, нахождение нужной информации, работу с ней, переработку, хранение информации и использование ее для решения задач по формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
Учащимся необходимо овладеть следующими умениями:
- понимать задания в различных формулировках и контекстах;
- систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам;
- собирать и систематизировать тематическую информацию;
- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот;
- трансформировать информацию;
- аргументировать собственные высказывания;
- составлять рецензии информационных сообщений;
- вычленять главное в информационном сообщении;
- составлять план информационного сообщения;
- извлекать из предложенной информации данные и представлять их в табличной или иной форме.
Для формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД) необходимо:
- разработка мероприятий по созданию стратегий для обеспечения высокого уровня мотивации учебной деятельности;
- разработка учебных задач, формирующих алгоритм достижения цели
(стратегии целеполагания);
- разработка комплекса заданий для самостоятельного поиска информации;
- разработка заданий для создания учащимися собственного речевого продукта, развития навыков принятия решений, самостоятельности мышления и креативности.
При создании должного уровня информационной культуры учащихся, изучающих иностранный язык, ожидаемым продуктом является ученик, владеющий навыками конструктивно-творческой и самостоятельной работы с информацией, коммуникативными лингвистическими навыками, языковыми и культуроведческими знаниями, а также способностью совершенствовать приобретенные навыки в дальнейшей учебной и будущей профессиональной деятельности.
Чтобы активизировать детский потенциал, добиться развития творческих способностей, необходимо совершенствовать виды и формы учебной деятельности.
При этом необходимо:
1. Моделирование личностно-значимого контекста продуктивной учебной деятельности через применение:
- эффективных приемов освоения изучаемого языка, отвечающих личностным потребностям учащегося;
- способов закрепления языковых средств, организованных по контекстуально-коммуникативному принципу;
- приемов организации и использования различных ситуаций самостоятельной речевой практики.
2. Постановка проблемной творческой задачи на поиск материалов в том числе за счет использования проблемного характера самого языка и текста как продукта общения. Организация учителем такого контекста учебной деятельности, в которой реализуются познавательные, учебные, творческие виды деятельности:
- моделирование или восстановление текста по образцу;
- восстановление содержательных пропусков самостоятельными текстами;
- расширение текста и дополнение различного характера и с различными смысловыми задачами.
3. Формирование информационных умений в рецептивной текстовой деятельности (в чтении и аудировании). Обучение аудированию является одним из основных направлений работы учителя в школе, так как аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке:
- предтекстовые информационные задания;
- задания на проверку понимания, основанные на проблемных вопросах;
- переработка информации по смысловой цепочке; восстановление текста со смысловыми пропусками;
- постановка проблемных вопросов к заголовкам текстов для аудирования и чтения с целью формулировки вероятного контекста.
4. Формирование информационных умений в продуктивной текстовой деятельности (в говорении и письме):
- упражнения по интерпретации информации в устной и письменной речи;
- подбор текстов по смысловому соответствию заглавию или иллюстрации;
- деятельность по составлению текста по типу «снежного кома»;
- завершение текста.
5. Творческие задания в режиме проектной технологии: конструктивно-практические проекты, игровые и ролевые проекты, информационно-исследовательские проекты, творческие работы - переводы литературных произведений на родной язык.
6. Использование технологий интерактивного обучения, организация речевого взаимодействия в парах, в малых группах.
7. Использование приемов работы с инструментальными компьютерными и сетевыми средствами -создание презентаций, участие в Internet-олимпиадах и тематических онлайн-
конференциях, использование сайтов международных библиотек и музеев и д.р.
Стоит отметить, информационная компетенция учащегося, которая обеспечивает условия для его дальнейшего эффективного образования, является обязательным компонентом содержания обучения иностранным языкам в современной модели языкового образования
Выделяют следующие информационные умения: общеучебные, обеспечивающие поиск источников информации, нахождение нужной информации, работу с ней, переработку, хранение информации и использование ее для решения задач по формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
Учащимся необходимо овладеть следующими умениями:
- понимать задания в различных формулировках и контекстах;
- систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам;
- собирать и систематизировать тематическую информацию;
- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот;
- трансформировать информацию;
- аргументировать собственные высказывания;
- составлять рецензии информационных сообщений;
- вычленять главное в информационном сообщении;
- составлять план информационного сообщения;
- извлекать из предложенной информации данные и представлять их в табличной или иной форме.
Для формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД) необходимо:
- разработка мероприятий по созданию стратегий для обеспечения высокого уровня мотивации учебной деятельности;
- разработка учебных задач, формирующих алгоритм достижения цели
(стратегии целеполагания);
- разработка комплекса заданий для самостоятельного поиска информации;
- разработка заданий для создания учащимися собственного речевого продукта, развития навыков принятия решений, самостоятельности мышления и креативности.
При создании должного уровня информационной культуры учащихся, изучающих иностранный язык, ожидаемым продуктом является ученик, владеющий навыками конструктивно-творческой и самостоятельной работы с информацией, коммуникативными лингвистическими навыками, языковыми и культуроведческими знаниями, а также способностью совершенствовать приобретенные навыки в дальнейшей учебной и будущей профессиональной деятельности.
Чтобы активизировать детский потенциал, добиться развития творческих способностей, необходимо совершенствовать виды и формы учебной деятельности.
При этом необходимо:
1. Моделирование личностно-значимого контекста продуктивной учебной деятельности через применение:
- эффективных приемов освоения изучаемого языка, отвечающих личностным потребностям учащегося;
- способов закрепления языковых средств, организованных по контекстуально-коммуникативному принципу;
- приемов организации и использования различных ситуаций самостоятельной речевой практики.
2. Постановка проблемной творческой задачи на поиск материалов в том числе за счет использования проблемного характера самого языка и текста как продукта общения. Организация учителем такого контекста учебной деятельности, в которой реализуются познавательные, учебные, творческие виды деятельности:
- моделирование или восстановление текста по образцу;
- восстановление содержательных пропусков самостоятельными текстами;
- расширение текста и дополнение различного характера и с различными смысловыми задачами.
3. Формирование информационных умений в рецептивной текстовой деятельности (в чтении и аудировании). Обучение аудированию является одним из основных направлений работы учителя в школе, так как аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке:
- предтекстовые информационные задания;
- задания на проверку понимания, основанные на проблемных вопросах;
- переработка информации по смысловой цепочке; восстановление текста со смысловыми пропусками;
- постановка проблемных вопросов к заголовкам текстов для аудирования и чтения с целью формулировки вероятного контекста.
4. Формирование информационных умений в продуктивной текстовой деятельности (в говорении и письме):
- упражнения по интерпретации информации в устной и письменной речи;
- подбор текстов по смысловому соответствию заглавию или иллюстрации;
- деятельность по составлению текста по типу «снежного кома»;
- завершение текста.
5. Творческие задания в режиме проектной технологии: конструктивно-практические проекты, игровые и ролевые проекты, информационно-исследовательские проекты, творческие работы - переводы литературных произведений на родной язык.
6. Использование технологий интерактивного обучения, организация речевого взаимодействия в парах, в малых группах.
7. Использование приемов работы с инструментальными компьютерными и сетевыми средствами -создание презентаций, участие в Internet-олимпиадах и тематических онлайн-
конференциях, использование сайтов международных библиотек и музеев и д.р.
Учитель английского языка ГБОУ школы №603 г.Санкт-Петербурга,
Шубина Татьяна Александровна