Использование песен и стихов на уроках
иностранного языка в начальной школе
Литвиненко Анна Александровна
Преподавание иностранного языка на начальном этапе встречает на своём пути много трудностей, так как в большинстве случаев дети ещё не знакомы с изучаемыми языковыми реалиями в родном языке, у них ещё нет внутренней потребности к изучению иностранного языка. Поэтому задачей педагога является заинтересовать детей в изучении иностранного языка, сделать учебную деятельность во время занятий разнообразной и эмоционально насыщенной, создать ситуацию успеха.Важно правильно построить обучение иностранного языка на начальном этапе. Необходимо учитывать такие психолого-педагогические особенности младших школьников, как пытливость и любознательность. Вместе с тем, важно помнить, что они не могут в течение длительного времени удерживать внимание на одном виде деятельности. Поэтому их деятельность на занятиях должна быть разнообразной, эмоционально насыщенной. Известно, что возможность пополнить словарный запас в непринужденной обстановке в форме игр, песен и стихов гораздо выше, чем на обычном уроке.
Песни и музыка сопровождают людей от самого рождения, и без них нельзя представить себе человеческую жизнь, поэтому совершенно естественно, когда песни звучат и на уроках иностранного языка, вызывая у учащихся всплеск эмоциональной восприимчивости к изучаемому языку. Использование песен на изучаемом языке актуально на начальном этапе обучения иностранным языкам. Обращаясь к пению на уроке, учитель одновременно решает сразу несколько задач. Пение на иностранном языке, особенно в том случае, когда оно предваряется соответствующими фонетическими упражнениями, способствует улучшению иноязычного произношения. Пение – это отличный способ оживить урок, избежать переутомления, снять напряжение, придать школьникам необходимую раскованность. Нельзя не учитывать эстетический и воспитательный потенциал пения, приобщающего учащихся к музыкальной культуре народа, чей язык они изучают. К тому же песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. Прочному запоминанию песенных текстов способствует комплекс таких факторов, как рифма, лад, тональность, мелодия. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствует легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций, тем самым, повышая эффективность тренировки.
В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется:
1. Для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
2. На этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки в употреблении лексического и грамматического материала;
3. На любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;
4. Как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.
Учитывая быструю утомляемость младших школьников на уроке, им предлагаются несложные, веселые песенки, музыкальные игры, сопровождаемые различными действиями или элементарными танцевальными движениями. Разучивание песни на уроке иностранного языка вносит в нее элемент занимательности и активизирует учащихся. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.
Одним из способов и приемов обучения является работа с поэтическим текстом. Использование стихов позволяет не только заинтересовать ребят творческой деятельностью, но и увеличить их лексический запас. Стихи могут изучаться с практической целью: для постановки произношения и запоминания грамматического материала, словообразовательных элементов, развития речи, обучения выразительному чтению. Многократное повторение одних и тех же языковых явлений в стихотворении, ритмичный рисунок, мелодика стиха помогают осуществить поставленные цели.
Важным фактором в этой работе является подбор стихотворений, соответствующих возрастным интересам школьников.
Поэзия обогащает духовный мир ребенка, учит его видеть красоту человека и природы, развивает чуткость к поэтическому слову, радует музыкальностью и яркостью языка. Работа над стихотворениями имеет большое значение для эстетического воспитания.
Поэзия обладает также огромным потенциалом эмоционального воздействия. Это немаловажно, ибо проблема эмоциональной насыщенности материала и урока иностранного языка в целом очень актуальна. Чтение стихов, их декламация и перевод делают занятия иностранным языком более содержательными, мотивационно направленными и повышают интерес к изучению предмета.
Последовательность действий при работе над стихотворением:
- Интонационно-фонетическое предъявление поэтического текста учителем. Учитель чётко выразительно прочитывает стихотворение.
- Снятие лексико-грамматических трудностей. Лексику, трудную для понимания, учитель записывает предварительно на доске, фонетически отрабатывает её с учащимися, разъясняет значение слов с помощью иллюстраций или перевода, делает это в той последовательности, в которой они следуют в тексте.
- Проверка понимания текста посредством вопросов.
- Интонационно-фонетическая отработка стихотворения:
б) стихотворение перечитывается учащимися по цепочке,т.е. друг за другом.
5. Хоровая отработка текста с соблюдением стихотворного ритма.
6. Заучивание текста с письменной опорой, которая в процессе работы изменяется. Если стихотворение записано на доске, стирается по одному слову в каждой строчке, но учитель вместе с учениками проговаривает все строчки полностью. Этот процесс повторяется три раза. Каждый раз стирается новое слово, и вся строчка воспроизводится с опорой на оставшиеся слова сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно учащимися.
7. Воспроизведение стихотворения. Три-четыре ученика читают стихотворение наизусть по очереди. На дом даётся задание выучить стихотворение, а также проиллюстрировать содержание. Рисунок поможет ученику прочитать стихотворение.
Важным итогом работы над стихами является эмоциональная и творческая наполняемость процесса обучения; расширение лексического запаса школьников; появление у них интереса к поэзии, стремления знать ее, пробовать свои силы в передаче собственного восприятия поэтического произведения.
Возросший интерес детей к поэзии и включение образцов поэтического творчества в занятия языком, несомненно, сделают их более содержательными, и повысят интерес учащихся к изучению иностранного языка.
Эффективность использования стихов в значительной степени зависит от правильно организованной последовательности работы с ними и выбора упражнений, стимулирующих мыслительную деятельность обучаемых и способствующих развитию у них мотивации. Адекватные приемы работы позволяют преодолеть объективные трудности, возникающие в процессе обучения.