Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование ментальных карт
для формирования читательской грамотности

Кукушкина Анна Анатольевна,
ГБОУ гимназия № 171
В сегодняшнем мире книг становится всё меньше, больше электронных устройств. И школа является одним из немногих мест, где люди, большие и маленькие, каждый день держат в руках настоящие бумажные книги.
При этом мы знаем, что одной из основных задач образования является формирование читательской грамотности.
Однако представьте себе юного человека 9-11 лет, привыкшего к яркой примитивной картинке телефона,  оказавшегося перед страницей учебника, понятность и информативность которой равна для него свитку с иероглифами.
Мозг человека устроен таким образом, чтобы экономить ресурсы, а поэтому он как-бы «проглатывает» тексты, которые ему сложно понять. То есть в сознание поступает информация: текст прочитан, можно закрывать страницу. И просмотрев текст, ученик захлопывает учебник, хотя, возможно, ничего толком и не понял. После такого прочтения он никаким образом не может использовать полученную информацию.
Согласно исследованиям Центра оценки качества образования сегодня мировое образовательное  сообщество нацелено на поиск педагогических средств для того, чтобы обеспечить переход от обучения чтению к чтению для обучения.
Встает задача научить ребенка увидеть за однообразным безликим текстом яркую интересную информацию, которую можно использовать в дальнейшей жизни. Для этого можно постараться упростить восприятие текста, а точнее информации из текста, превратив текст в набор картинок-символов.
Картинки воспринимаются ребенком как адресованное ему графическое послание и заставляют выстроить правильные логические связи для запоминания и воспроизведения информации.
Подобный процесс происходит в мозгу при чтении текста, в голове создается ментальная карта со связями и переходами. Качество карт обусловлено вовлечением зрительной памяти, кинестетической информации, пространственной памяти.
Поскольку мозг ребенка еще только развивается, мы можем помочь ему визуализировать подобную карту, прорисовать информацию и связи. Одним из способов работы с текстом является создание ментальных карт.
Ментальная карта (интеллект-карта, мнемокарта) - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя креативное мышление и творческий потенциал.
При самостоятельном создании интеллект – карт реализуется деятельный подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда.
Каким образом строится процедура создания ментальной карты? Предварительно ознакомившись с новыми лексическими единицами и грамматическими конструкциями, ученики при помощи учителя читают статью в учебнике, определяют основные пункты, затем  составляют  ментальные карты.
Для создания плана-схемы ученику на выбор предлагаются 3 возможные варианта построения схемы, соответствующие различным типам структуры мышления: центрист, конструктор, рефлектор.
Дети интуитивно быстро подбирают наиболее понятную и близкую им схему. Текст представляется в виде простой и понятной ребенку информации – схемы.
Последним этапом становится восстановление текстовой информации по схеме, это может быть пересказ, рассказ на заданную тему, ответы на вопросы. При рассматривании картинки ребенок опознает ее элементы, устанавливает связи между ними, выстраивает целостную ситуацию. Картинка приглашает ребенка к «чтению».
Обработанная информация из текста таким образом превратилась в голове ребенка в интеллектуальный объект, который мозг использует, сталкиваясь с новой ситуацией. Знания стали опытом, текст инструментом познания.
Так учащиеся обучаются анализировать, классифицировать, систематизировать, структурировать информацию, переводить из текстового формата в графический и обратно, связывать ее между собой.
Эффективность использования ментальных карт состоит в том, что:
развивает навык осознанного чтения;
помогает структурировать и усваивать новую информацию, обнаруживать связи, формирует продуктивное мышление;
создаются условия для формирования у учащихся ярких визуальных ассоциаций;
внимание учащихся акцентируется на важных деталях текста;
повышается мотивация к изучению предмета,  активизируется учебная деятельность, улучшается качество знаний;
Ментальные карты - это интересно и современно. Метод ментальных карт созвучен содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»