Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игра как средство формирования социокультурной
компетенции учащихся начальной школы

Дмитриева Ирина Юрьевна
Игра – эффективное средство обучения различным видам деятельности в процессе обучения. Игровые формы способствуют созданию благоприятного психологического климата и активизируют деятельность учащихся. Игра также способствует усвоению учениками программного материала, также является одной из форм отдыха (релаксации) снимает раздражение служит разрядкой. Использование игр способствует интенсификации процесса обучения.
 Известный психолог А.Н. Леонтьев считал игру ведущей деятельностью, благодаря овладению и выполнению которой формируются центральные психологические новообразования, и происходит подготовка к другим видам деятельности. Один из ведущих современных российских психологов Р.С.Немов  в учебнике по психологии определяет игру как «вид деятельности, выполняющий две функции: психологическое развитие человека и его отдыха».
Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр. В частности, педагог-новатор А.С. Макаренко считал, что игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и  вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как хорошая игра обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, победы или радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности ребенка. Крупнейший знаток этой проблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.
 Игра - универсальное средство, помогающее учителю превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игра помогает вовлечь в процесс даже слабого ученика, так как в ней проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными, чем знание языка. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий-все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается новый языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения-«оказывается, я тоже могу говорить наравне со всеми». Игра универсальна еще и в том смысле, что ее (в разных видах и формах) можно применять на любом этапе развития учащегося (как с малоговорящими, так и хорошо говорящими учениками владеющими материалом на достаточно высоком уровне) и с любыми возрастными категориями учащихся. Тем более нельзя переоценить помощь, которую может оказать игра (как особо организованное занятие или эпизод занятия) при изучении языка.
 В книге Е.И. Пассова мы встречаем следующее определение игры:                  « ... Игра – это:                                                                                                                                                                           1) деятельность ,                                                                                      
2) мотивированность, отсутствие принуждения,                    
3)  индивидуализированная деятельность, глубоко личная,                                                                                           4)  обучение и воспитание в коллективе и через                                                                                                             коллектив (А.В. Петровский),                                                  
5) развитие психических функций и способностей,             
6) «учение с увлечением» (говоря словами С.Л. Соловейчика)»                                                                                                  В своей работе Е.И. Пассов также определяет  основные цели использования игры  на уроках:                                                               
1) формирования определенных навыков,                             
2) развитие определенных речевых умений,                          
3) обучение умению общаться,                                                 
4) развитие необходимых способностей и психических функций,                                                                                                                                           5) познание (в сфере становления собственно языка),          
6) запоминание речевого материала.
Формы игр чрезвычайно разнообразны.                                                                Это и приспособленные к учебным задачам настольные игры, такие как лото или домино, и шарады, загадки  и конкурсы. Это и сюжетно-ролевые игры, когда ученик  воображает себя водителем автобуса или пассажиром, гидом или туристом, родителем или ребенком, и мы присутствуем при импровизированном спектакле. Это и игра по заранее установленным правилам (прятки, фанты и т.д.), где между играющими происходит  в том или ином виде соревнование.                                                                                  Игры могут быть и специфически лингвистическими: грамматическими, лексическими, фонетическими и орфографическими. Это так называемые «подготовительные игры», способствующие формированию речевых навыков. Подобные игры могут сделать скучную работу, требующую многократного повторения одних и тех же  структур, более интересной. С помощью игр можно развивать наблюдательность при описании предметов и явлений, активизировать внимание, развивать навыки воспроизведения услышанного и многое другое.                                                                                       При работе с детьми младшего школьного возраста можно использовать игрушки. Превращая обычное словесное упражнение в игру, мы избегаем скуки и рассеивания внимания, неизбежного при рутинном заучивании, создаем эмоционально комфортную обстановку, повышаем интерес к обучению языка.
С другой стороны, любая игра представляет собой некоторую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. Ситуация игры - это отражение ситуации реальной жизни. Таким образом, мы создаем возможность повторения речевого образца в условиях, приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, целенапрвленностью речевого воздействия.
Игра, таким образом, способствует выполнению важных психологических и методических задач:
- снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Дети младшего возраста прявляют активность именно в игре. С помощью игры можно решить многие психолого-педагогические проблемы группы, помочь ее участникам преодолеть трудности и барьеры, выработать адекватные формы поведения. Игра способствует выявлению творческих способностей, развитию личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения.
Преимущество игрового подхода состоит в возможности творчески интерпретировать занятие, в привлечении к обучению детей и взрослых.
Изучение нового мотивировано творческим характером наглядных материалов и их личным значением для каждого ребенка.
Когда сдетьми разговаривают на языке, отличающемся от их родного, задача состоит в выборе ситуаций общения, которые:
- были бы доступны для понимания
- позволяли бы осуществлять конкретную деятельность
- открывали бы возможность выражения детьми своих потребностей, чувств, идей.
Использование компьютерных технологий на уроках повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применять личностно-ориентированную технологию, т.е. обучению во взаимодействии.                                                                         
Потребности общества определяют цель современной школы – сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию. Сегодня в современном обществе востребованы, как правило, те, кто умеет самостоятельно приобретать новые знания, осваивать новые технологии, т.е. те, кого называют субъектом познавательной деятельности и кто обладает способностью и желанием учиться. Министр образования и науки Андрей Фурсенко в своем интервью КП от 25 февраля 2011 года («Министерство сознательно вызывает огонь на себя») говорит (цитирую): «… Надо сделать еще одну вещь – внедрить и в сознание людей, и в практику, что процесс образования сегодня – непрерывный. Он требует новых усилий и от тех, кто учится, и от тех, кто учит… Новые стандарты – это только один из элементов изменения всей  системы школьного образования.
 Под них необходимо по-новому готовить педагогов. Чтобы они нацеливали ребят не на зазубривание, а на аналитическое обучение, самостоятельную работу…»
 Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности.
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.  Приведу  примеры формулировок компетенций в деятельностной форме:
Ценностно-смысловые компетенции
Учебно-познавательные компетенции
Социокультурные компетенции
Коммуникативные компетенции
Информационные компетенции
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции
Социокультурное образование – новый аспект в преподавании школьных предметов.
Социокультурные компетенции предполагают умения:    
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
  • уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;    
  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
  • владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
·        осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и форма социальной памяти, «культурный код нации», развитое умение сопоставлять факты языка и факты действительности;
  • владеть эффективными способами организации свободного времени;   
  • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;    
  • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;    
  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что игра является наиболее эффективным способом формирования социокультурной компетентности учащихся начальной школы.
                                                                                                                                                                                                                           

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»