Обучение чтению на уроках английского языка
Кугач Вера Алексеевна
Обучение чтениюПри обучении чтению необходимо учитывать личные интересы учеников, соотносить свои мысли и речевые действия, а также собственные интересы.
По мере изучения лексического материала и пополнения словарного запаса многие ученики нуждаются в зрительной опоре на текст или картинки, так как воспринимать речь исключительно на слух крайне трудно. Особенно это касается тех детей, у которых зрительная память развита лучше слуховой.
Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности. Таким образом, деятельность направлена на извлечение информации из письменного текста. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития обучающихся.
При обучении чтению на начальном этапе необходимо научить школьника правильно читать слоги, слова и так далее, обучить детей навыкам поискового чтения, извлекать главное, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста или аудиосообщения. Эти умения напрямую зависят от скорости чтения и усвоения информации. Под техникой чтения мы понимаем соотнесение звука с буквой, но и звукобуквенной связки со смысловым значением читаемого. Именно высокий уровень овладения техникой чтения позволяет достичь результата – быстрого и качественного извлечения нужной информации, данной в тексте. Однако, это невозможно, если школьник недостаточно владеет языковыми средствами, не умеет или неправильно воспроизводит звуки.
Таким образом, обучение технике чтения с последовательным произношением является на начальном этапе как целью так и средством обучения.
Обучение чтению на уроке английского языка
Формирование данного навыка является важным составляющим процесса обучения иностранному языку на всех этапах. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму общения.
Начальный этап обучения чтению имеет своей целью формирование у учащихся техники чтения на иностранном языке.
Психологические особенности младших школьников.
Младший школьный возраст охватывает период с 6-7 до 10-11 лет. На данном этапе кардинальным образом меняется протекание психических процессов у обучающихся. Основной вид деятельности претерпевает изменения, на смену игровой приходит учебная. Формируется положительное отношение к обучению, мотивация к обучению возрастает.
Развиваются познавательные процессы. Восприятие становится более четким, распределяются отношения между анализом и синтезом, учащиеся могут переходить от общего к частному и от частного к общему. Идет развитие интеллектуальных действий: сравнения, обобщения, классификации, кодирования информации, переход от наглядно-образного к словесному, появляются навыки критического мышления. Резко увеличивается объем запоминаемого. Формируются навыки логического мышления, продуктивные способы запоминания.
Исходя из вышеперечисленных особенностей психических процессов учащихся младшего школьного возраста, можно сформулировать педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном языке в начальной школе.
1. Практическая направленность процесса обучения:
- формулирование конкретных заданий и вопросов, направленных на решение практических задач и проблем, позволяющих понять содержание и смысл прочитанного;
- чтение вслух, способствующее закреплению навыков артикуляции и интонирования, фонетически правильной речи.
- учет возрастных психологических особенностей учащихся;
- использование упражнений и заданий дифференцированных по степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей учащихся;
- выбор адекватных приемов работы по обучению чтению вслух и про себя.