Использование игр на уроках английского языка в начальной школе
Лавренова Наталья Михайловна
Цель учителя – найти ключик к каждому ребенку, особенно на начальном этапе обучения, чтобы эта маленькая личность не закрылась сама в себе, а наоборот стала восприимчивой к дальнейшему обучению, раскрыла свои таланты, смогла реализовать весь свой потенциал, почувствовала себя успешной. Работая с младшими школьниками, становится понятно, что этим «ключиком» являются игры.
Игра является одним из основных видов деятельности ребенка. А.С. Макаренко утверждал, что «игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.» Игра – это своеобразная школа подготовки к труду и школа общения для ребенка. Игра требует максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное удовлетворение и развивает его личность.
Для того, чтобы достигнуть поставленных целей в игре, важно все тщательно продумать, разработать и правильно организовать. Например, если игра предполагает деление на команды, то необходимо продумать заранее как это деление будет происходить, чтобы затратить как можно меньше времени и никого не огорчить. Весь необходимый материал тоже нужно подготовить и отсчитать для каждой команды. Чем меньше времени мы тратим на подготовку к игре на уроке, тем интереснее она будет для детей, и мы сможем достигнуть поставленных целей. Иначе негативные стороны в использовании игр в процессе обучения будут очевидны: объяснение правил игры будет занимать много времени, и обучающиеся не успеют поиграть; будет трудно восстановить дисциплину в классе; при проведении некоторых игр соревнование между детьми, может перерасти в нездоровое соперничество, что приведет к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры.
Хочется поделиться опытом и рассказать о некоторых играх, которые особенно нравятся обучающимся 1-4 классов, развивают навыки и универсальные учебные действия необходимые на данном этапе обучения, помогая каждой отдельной личности реализовать свои способности, идеи и творческие фантазии.
Подвижные игры – это хорошая разминка и в начале урока, и в середине, а иногда и бонус для ребят в конце урока. Две самые любимые игры среди моих учеников – это Please, Mr Crocodile и Simon Says, которые популярны среди детей в англоговорящих странах.
В игре Please, Mr Crocodile все дети стоят в ряд с одной стороны класса. Мистер Крокодил стоит посреди комнаты. Игроки говорят: «Please Mr Crocodile may we cross your river?» Крокодил отвечает: «Yes, you may if you have … и называет цвет.» У кого из учащихся есть этот цвет, то они спокойно переходят реку. Но те, у кого нет такого цвета должны попытаться проскочить мимо голодного Крокодила. Игрок, которого все-таки поймал Крокодил, становится следующим мистером Крокодилом, и игра начинается снова.
В начале Мистер Крокодил – это всегда учитель. Я стараюсь делать так, чтобы дети смогли пробежать мимо меня, не быв «съеденными», от чего они в совершенном восторге. Сперва мы используем основные цвета. Когда ученики уже хорошо усвоили и фразу, которую им нужно выкрикивать и то, что нужно говорить Мистеру Крокодилу, то Крокодил может себе позволить кого-нибудь съесть и тот ученик становится Крокодилом. Иногда, «новый» крокодил берется за руки с первым Крокодилом, и они вдвоем пытаются поймать себе добычу. Так продолжается, пока крокодилы всех не съедят. Цвета тоже усложняются, и мы уже используем оттенки основных цветов, например: dark blue, light green, beige, hot pink, crimson, turquoise, silver. Для того, чтобы игра была интереснее, разрешается брать с собой три предмета до начала игры и использовать их в игре.
В игре Simon says учитель берёт на себя роль «Саймона» и отдаёт приказы ученикам в таком ключе: «Саймон говорит: сделай то-то»; как правило, это простые активные действия, например, «подпрыгни», «похлопай в ладоши» и т.п. Остальные игроки должны не задумываясь исполнить приказ. Суть состоит в том, что приказ должен обязательно начинаться со слов «Саймон говорит…», в противном случае его исполнять нельзя, и если кто-то из игроков сделает это, он выбывает. Также если игрок, замешкавшись, не сразу исполняет верно отданный приказ, он также выходит из игры. Приказы должны быть простые, чтобы их можно было мгновенно выполнить, а ведущий задаёт их как можно быстрее, чтобы как можно раньше выбить из игры участников. Последний оставшийся игрок побеждает. В игре важно внимательно слушать и быстро исполнять приказы, поэтому игра повышает внимательность и реакцию детей, а также обогащает их словарный запас обилием глаголов, названий предметов, окружающих их и цветов. По ходу игры, учитель объясняет незнакомые слова, которые слышат дети. Пример слов Саймона:
«Simon says: run!
Simon says: play football!
Simon says: touch the floor!
Simon says: touch the wall!
Simon says: touch the window!
Touch the chair! – На этом этапе невнимательные игроки, выполнившие эту команду, садятся. Остальные продолжают.
Simon says: climb a tree!
Simon says: dive!
Simon says: snorkel!
Simon says: swim!
Simon says: jump on one foot!
Simon says: skip!
Swing! – Выполнившие эту команду, а также те, кто выполнил ее неправильно опять выходят из игры. Однако учителю нужно быть снисходительным, особенно если это выражение еще мало повторялось в игре.
Дидактические игры. При выполнении письменных индивидуальных заданий или при работе в парах всегда есть дети, которые заканчивают раньше других. Работа с перфокарточками идеальна для дифференцированного подхода к обучающимся. На уроках мы активно пользуемся «Комплектом тестовых карточек для начальной школы. Английский язык. 2 – 4 классы», автор Степичев П.А.. В комплект входят 240 разнообразных, интересных и даже веселых заданий, которые сгруппированы по ключевым разделам языка и видам речевой деятельности: грамматика и письмо (80 заданий); лексика и фонетика (80 заданий); чтение, говорение, аудирование (80 заданий).
Итак, ученикам, которые освободились раньше других, даются карточки с заданиями, и они совершенно самостоятельно работают, не отвлекая других. Пособие очень удобно в использовании, так как имеет проверочную таблицу. Важно, что ученик, соединив номер на карточке с номером в проверочной таблице, сам может проверить свой ответ, причем, сам процесс проверки вызывает полнейшее изумление и удовольствие.
Занятия с карточками способствуют развитию наглядно-образного мышления, внимательности, наблюдательности, учат анализировать и логически объяснять решение, а также помогают усваивать значительный объем материала без формального заучивания. Их можно использовать и для работы всего класса, где обучающиеся делятся на пары, отвечают по очереди на вопросы, и, если это уместно, фиксируют количество правильных ответов друг у друга.
Примеры заданий: (см. рис.1,2,3)
Интеллектуальные игры. Отработка и закрепление изученного материала при помощи интеллектуальных игр-соревнований с использованием интерактивной доски привлекает и мотивирует детей. У обучающихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность и умения применять полученные знания в новой коммуникативной ситуации; развиваются интеллектуальные способности и умения работать в команде. Такие игры обычно занимают целый урок и могут вовлекать весь класс. Целесообразно проводить такие уроки-соревнования в конце изучения модуля или в конце четверти, чтобы подвести итог изученного и оставить яркие эмоции у участвовавших.
Одна из любимых игр – это «Кто хочет стать миллионером?» Презентация для игры составляется с помощью шаблона, куда необходимо вставить вопросы, варианты ответов и выделить правильный ответ, все остальное за вас уже сделано.
Класс делится на команды, состоящие из 2-3 человек. Игра проводится в 5 туров, где обучающиеся должны ответить всего на 23 вопроса. Ответы на вопросы каждая команда пишет на листочках бумаги, с указанием номера команды, правильные ответы высвечиваются после того, как все команды сдали свой вариант ответа. Количество вопросов, туров и команд безусловно может меняться. Учителю здесь может понадобиться помощник, который сможет быстро собрать бумажки с ответами у всего класса, отметить правильные ответы и записать это в свою таблицу. По окончании игры подсчитываются баллы, и выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов, но и остальные участники поощряются.
Подобными играми, которыми мы пользуемся на уроках, являются «Своя игра» - «Jeopardy», «Поле чудес» - «Wheel of Fortune». Для них также используются шаблоны презентаций, и учителю не стоит жалеть времени, чтобы найти их в интернете и отформатировать для себя. Тогда в дальнейшем, подготовка к таким играм будет занимать намного меньше времени и сил, но для обучающихся они не станут менее красочными и мотивирующими.
В заключении хочется сказать, что игра – это особый метод стимулирования ребенка, следовательно, благодаря игре, мы сможем раскрыть потенциал каждого и дать им возможность его реализовать.
Игра является одним из основных видов деятельности ребенка. А.С. Макаренко утверждал, что «игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.» Игра – это своеобразная школа подготовки к труду и школа общения для ребенка. Игра требует максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное удовлетворение и развивает его личность.
Для того, чтобы достигнуть поставленных целей в игре, важно все тщательно продумать, разработать и правильно организовать. Например, если игра предполагает деление на команды, то необходимо продумать заранее как это деление будет происходить, чтобы затратить как можно меньше времени и никого не огорчить. Весь необходимый материал тоже нужно подготовить и отсчитать для каждой команды. Чем меньше времени мы тратим на подготовку к игре на уроке, тем интереснее она будет для детей, и мы сможем достигнуть поставленных целей. Иначе негативные стороны в использовании игр в процессе обучения будут очевидны: объяснение правил игры будет занимать много времени, и обучающиеся не успеют поиграть; будет трудно восстановить дисциплину в классе; при проведении некоторых игр соревнование между детьми, может перерасти в нездоровое соперничество, что приведет к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры.
Хочется поделиться опытом и рассказать о некоторых играх, которые особенно нравятся обучающимся 1-4 классов, развивают навыки и универсальные учебные действия необходимые на данном этапе обучения, помогая каждой отдельной личности реализовать свои способности, идеи и творческие фантазии.
Подвижные игры – это хорошая разминка и в начале урока, и в середине, а иногда и бонус для ребят в конце урока. Две самые любимые игры среди моих учеников – это Please, Mr Crocodile и Simon Says, которые популярны среди детей в англоговорящих странах.
В игре Please, Mr Crocodile все дети стоят в ряд с одной стороны класса. Мистер Крокодил стоит посреди комнаты. Игроки говорят: «Please Mr Crocodile may we cross your river?» Крокодил отвечает: «Yes, you may if you have … и называет цвет.» У кого из учащихся есть этот цвет, то они спокойно переходят реку. Но те, у кого нет такого цвета должны попытаться проскочить мимо голодного Крокодила. Игрок, которого все-таки поймал Крокодил, становится следующим мистером Крокодилом, и игра начинается снова.
В начале Мистер Крокодил – это всегда учитель. Я стараюсь делать так, чтобы дети смогли пробежать мимо меня, не быв «съеденными», от чего они в совершенном восторге. Сперва мы используем основные цвета. Когда ученики уже хорошо усвоили и фразу, которую им нужно выкрикивать и то, что нужно говорить Мистеру Крокодилу, то Крокодил может себе позволить кого-нибудь съесть и тот ученик становится Крокодилом. Иногда, «новый» крокодил берется за руки с первым Крокодилом, и они вдвоем пытаются поймать себе добычу. Так продолжается, пока крокодилы всех не съедят. Цвета тоже усложняются, и мы уже используем оттенки основных цветов, например: dark blue, light green, beige, hot pink, crimson, turquoise, silver. Для того, чтобы игра была интереснее, разрешается брать с собой три предмета до начала игры и использовать их в игре.
В игре Simon says учитель берёт на себя роль «Саймона» и отдаёт приказы ученикам в таком ключе: «Саймон говорит: сделай то-то»; как правило, это простые активные действия, например, «подпрыгни», «похлопай в ладоши» и т.п. Остальные игроки должны не задумываясь исполнить приказ. Суть состоит в том, что приказ должен обязательно начинаться со слов «Саймон говорит…», в противном случае его исполнять нельзя, и если кто-то из игроков сделает это, он выбывает. Также если игрок, замешкавшись, не сразу исполняет верно отданный приказ, он также выходит из игры. Приказы должны быть простые, чтобы их можно было мгновенно выполнить, а ведущий задаёт их как можно быстрее, чтобы как можно раньше выбить из игры участников. Последний оставшийся игрок побеждает. В игре важно внимательно слушать и быстро исполнять приказы, поэтому игра повышает внимательность и реакцию детей, а также обогащает их словарный запас обилием глаголов, названий предметов, окружающих их и цветов. По ходу игры, учитель объясняет незнакомые слова, которые слышат дети. Пример слов Саймона:
«Simon says: run!
Simon says: play football!
Simon says: touch the floor!
Simon says: touch the wall!
Simon says: touch the window!
Touch the chair! – На этом этапе невнимательные игроки, выполнившие эту команду, садятся. Остальные продолжают.
Simon says: climb a tree!
Simon says: dive!
Simon says: snorkel!
Simon says: swim!
Simon says: jump on one foot!
Simon says: skip!
Swing! – Выполнившие эту команду, а также те, кто выполнил ее неправильно опять выходят из игры. Однако учителю нужно быть снисходительным, особенно если это выражение еще мало повторялось в игре.
Дидактические игры. При выполнении письменных индивидуальных заданий или при работе в парах всегда есть дети, которые заканчивают раньше других. Работа с перфокарточками идеальна для дифференцированного подхода к обучающимся. На уроках мы активно пользуемся «Комплектом тестовых карточек для начальной школы. Английский язык. 2 – 4 классы», автор Степичев П.А.. В комплект входят 240 разнообразных, интересных и даже веселых заданий, которые сгруппированы по ключевым разделам языка и видам речевой деятельности: грамматика и письмо (80 заданий); лексика и фонетика (80 заданий); чтение, говорение, аудирование (80 заданий).
Итак, ученикам, которые освободились раньше других, даются карточки с заданиями, и они совершенно самостоятельно работают, не отвлекая других. Пособие очень удобно в использовании, так как имеет проверочную таблицу. Важно, что ученик, соединив номер на карточке с номером в проверочной таблице, сам может проверить свой ответ, причем, сам процесс проверки вызывает полнейшее изумление и удовольствие.
Занятия с карточками способствуют развитию наглядно-образного мышления, внимательности, наблюдательности, учат анализировать и логически объяснять решение, а также помогают усваивать значительный объем материала без формального заучивания. Их можно использовать и для работы всего класса, где обучающиеся делятся на пары, отвечают по очереди на вопросы, и, если это уместно, фиксируют количество правильных ответов друг у друга.
Примеры заданий: (см. рис.1,2,3)
Интеллектуальные игры. Отработка и закрепление изученного материала при помощи интеллектуальных игр-соревнований с использованием интерактивной доски привлекает и мотивирует детей. У обучающихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность и умения применять полученные знания в новой коммуникативной ситуации; развиваются интеллектуальные способности и умения работать в команде. Такие игры обычно занимают целый урок и могут вовлекать весь класс. Целесообразно проводить такие уроки-соревнования в конце изучения модуля или в конце четверти, чтобы подвести итог изученного и оставить яркие эмоции у участвовавших.
Одна из любимых игр – это «Кто хочет стать миллионером?» Презентация для игры составляется с помощью шаблона, куда необходимо вставить вопросы, варианты ответов и выделить правильный ответ, все остальное за вас уже сделано.
Класс делится на команды, состоящие из 2-3 человек. Игра проводится в 5 туров, где обучающиеся должны ответить всего на 23 вопроса. Ответы на вопросы каждая команда пишет на листочках бумаги, с указанием номера команды, правильные ответы высвечиваются после того, как все команды сдали свой вариант ответа. Количество вопросов, туров и команд безусловно может меняться. Учителю здесь может понадобиться помощник, который сможет быстро собрать бумажки с ответами у всего класса, отметить правильные ответы и записать это в свою таблицу. По окончании игры подсчитываются баллы, и выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов, но и остальные участники поощряются.
Подобными играми, которыми мы пользуемся на уроках, являются «Своя игра» - «Jeopardy», «Поле чудес» - «Wheel of Fortune». Для них также используются шаблоны презентаций, и учителю не стоит жалеть времени, чтобы найти их в интернете и отформатировать для себя. Тогда в дальнейшем, подготовка к таким играм будет занимать намного меньше времени и сил, но для обучающихся они не станут менее красочными и мотивирующими.
В заключении хочется сказать, что игра – это особый метод стимулирования ребенка, следовательно, благодаря игре, мы сможем раскрыть потенциал каждого и дать им возможность его реализовать.