Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игра как неотъемлемый компонент внеурочной
деятельности на ИЯ с младшими школьниками

Перевалова Ольга Андреевна,
учитель немецкого и английского языковМБОУ СОШ 582
Приморского района Санкт-Петербурга

 “Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)” (ФГОС ООО, П. 13). 

“Внеурочная деятельность организуется в формах, отличных от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений” (ФГОС ООО, П. 18.3.1).

Согласно выдержкам из ФГОС, главное, что отличает внеурочную деятельность от уроков - принципиально другие формы организации и добровольность. Как следствие, во главу угла при подготовке внеурочных занятий следует поставить мотивацию учеников, так как внеурочная деятельность должна не просто развивать различные стороны личности, но и приносить удовлетворение, создавать ситуацию успеха. 

Если речь идет о младших школьниках, то главным компонентом внеурочного занятия будет ИГРА.

Различные виды игр помогают развивать у детей коммуникативные навыки, навыки командной работы, внимательность, креативность, так как в любой игре есть элемент свободы и творчества. Игры с соревновательным компонентом позволяют максимально вовлекать участников в процесс.

Особую роль имеют игры в обучении иностранному языку, так как в процессе игры создаются воображаемые и реальные ситуации общения, более глубоко и незаметно для самих учащихся можно прорабатывать определенные навыки и умения. Фонетические, грамматические, лексические игры, - как видим и называем их мы, педагоги, превращаются в увлекательные квесты и соревнования для детей. 

Т.М. Максимова в своей статье “ИГРА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ” приводит высказывание  Е.И. Пассова: «Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, ов­ла­де­ние видами речевой деятельности» (Пассов, 1989). Е.И. Пассов отмечает сле­дую­щие черты игровой деятельности как средства обучения: мотивиро­ван­ность, отсутствие принуждения; индивидуализированная, глубоко личная дея­тель­ность; обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; развитие пси­хических функций и способностей; учение с увлечением”.

Действительно, на первое место при планировании игровой деятельности на внеурочном занятии необходимо ставить учебные цели, развитие ключевых компетенций. Для успешного внедрения игр в процесс внеурочной деятельности младших школьников следует соблюдать ряд условий:

  • Четкая организация, понятная и доступная инструкция (правила игры) для учащихся

  • Элемент новизны (известная игра по новым правилам)

  • Двигательная активность (особенно для младших школьников)

  • Атмосфера доброжелательности

  • Наглядность и использование необычных, ярких предметов (звоночки, карточки, игрушки, флажки), которые повышают мотивацию

  • Мультисенсорный подход. В рамках данного подхода активно задействуются все органы чувств, а на занятиях активно слушают музыку, песни, работают с изображениями и реальными объектами (игрушки, поделки, фигурки предметов ). “Теория мультисенсорного подхода является одной из самых передовых в обучении иностранному языку во всем мире. Понятие «Мультисенсорный» состоит из двух слов: «мульти» от лат. multum –много, и «сенсорный» от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение. Согласно этой теории, люди обладают неодинаковыми типами восприятия, мышления и памяти”.

Копилка проверенных временем и одобренных моими учениками игр представлена ниже.

“What’s In The Box?” или “Was ist in meiner Box?”, или “Что находится в коробке?”

Коробка с сюрпризом всегда интригует, развивает воображение. В процессе игры закрепляется изученная лексика (игрушки, еда,  члены семьи и т.д.), можно сделать упор на отработку грамматики -да/нет вопросы (Yes/No Question, Ja/Nein Fragen).

Материалы:

Коробка

Предметы по выбранной тематике

Варианты проведения игры:

  1. Учитель сам описывает предмет (цвет, форма, происхождение - страна, другие описания в зависимости от изученного материала, можно дополнять описания жестами, если учащиеся не знают слова на ИЯ, но могут догадаться о значении при помощи жестов). Учащиеся с места пытаются угадать, если догадка верна, - ученик идет и проверяет коробку, вытаскивая и еще раз называя предмет. 

*Если учащиеся долго не могут отгадать предмет, - можно попросить учащегося, который назвал последнюю версию, вытащить предмет-загадку и назвать его на ИЯ правильно.

  1. Доброволец из учащихся может пощупать предмет в коробке, не заглядывая в нее (*мультисенсорный подход) и попытаться на основе своих ощущений и догадок назвать предмет на ИЯ. Далее ход переходит к другому учащемуся в случайном порядке (можно вытаскивать бумажки с именами детей, чтобы никто не обижался).

*Halloween box* Очень здорово играть с такой коробкой на Halloween, повторяя c детьми “страшную” лексику. Можно взять одну большую коробку, поместить туда несколько конфет необычной формы, охапку резиновых пауков, чеснок, фигурку тыквы, яблоки и т.д., насколько хватит вашей фантазии, добавить чего-нибудь шуршащего, шелестящего для интриги. Главное, чтобы учащиеся не видели содержимого,  - так страшнее. Задача - засунуть руку, нащупать предмет и назвать его, прежде чем вытащить из коробки. 

*Christmas/Weihnachten box* На Рождество можно сделать несколько коробочек на проверку обоняния и, конечно, лексики по теме. Данные праздники связаны с выпечкой, домашними обедами, специальными блюдами. Предложите детям распознать по запаху специю/добавку/фрукт и назвать блюдо, где ее используют. Варианты наполнения коробок: апельсин, лимон, марципан, корица, шоколад …Как вариант - можно пробовать/проверять, как гремит предмет в коробочке. Специфическую лексику с иллюстрациями-подсказками можно вывесить на доску.

  1. Можно устроить командные состязания. Группа делится на 2 команды. Один ящик с предметом-загадкой. Учитель называет или пишет на доске 3 ассоциации с предметом.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»