Игра как неотъемлемый компонент внеурочной
деятельности на ИЯ с младшими школьниками
Перевалова Ольга Андреевна,
учитель немецкого и английского языковМБОУ СОШ 582
Приморского района Санкт-Петербурга
“Внеурочная деятельность организуется в формах, отличных от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений” (ФГОС ООО, П. 18.3.1).
Согласно выдержкам из ФГОС, главное, что отличает внеурочную деятельность от уроков - принципиально другие формы организации и добровольность. Как следствие, во главу угла при подготовке внеурочных занятий следует поставить мотивацию учеников, так как внеурочная деятельность должна не просто развивать различные стороны личности, но и приносить удовлетворение, создавать ситуацию успеха.
Если речь идет о младших школьниках, то главным компонентом внеурочного занятия будет ИГРА.
Различные виды игр помогают развивать у детей коммуникативные навыки, навыки командной работы, внимательность, креативность, так как в любой игре есть элемент свободы и творчества. Игры с соревновательным компонентом позволяют максимально вовлекать участников в процесс.
Особую роль имеют игры в обучении иностранному языку, так как в процессе игры создаются воображаемые и реальные ситуации общения, более глубоко и незаметно для самих учащихся можно прорабатывать определенные навыки и умения. Фонетические, грамматические, лексические игры, - как видим и называем их мы, педагоги, превращаются в увлекательные квесты и соревнования для детей.
Т.М. Максимова в своей статье “ИГРА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ” приводит высказывание Е.И. Пассова: «Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности» (Пассов, 1989). Е.И. Пассов отмечает следующие черты игровой деятельности как средства обучения: мотивированность, отсутствие принуждения; индивидуализированная, глубоко личная деятельность; обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; развитие психических функций и способностей; учение с увлечением”.
Действительно, на первое место при планировании игровой деятельности на внеурочном занятии необходимо ставить учебные цели, развитие ключевых компетенций. Для успешного внедрения игр в процесс внеурочной деятельности младших школьников следует соблюдать ряд условий:
-
Четкая организация, понятная и доступная инструкция (правила игры) для учащихся
-
Элемент новизны (известная игра по новым правилам)
-
Двигательная активность (особенно для младших школьников)
-
Атмосфера доброжелательности
-
Наглядность и использование необычных, ярких предметов (звоночки, карточки, игрушки, флажки), которые повышают мотивацию
-
Мультисенсорный подход. В рамках данного подхода активно задействуются все органы чувств, а на занятиях активно слушают музыку, песни, работают с изображениями и реальными объектами (игрушки, поделки, фигурки предметов ). “Теория мультисенсорного подхода является одной из самых передовых в обучении иностранному языку во всем мире. Понятие «Мультисенсорный» состоит из двух слов: «мульти» от лат. multum –много, и «сенсорный» от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение. Согласно этой теории, люди обладают неодинаковыми типами восприятия, мышления и памяти”.
Копилка проверенных временем и одобренных моими учениками игр представлена ниже.
“What’s In The Box?” или “Was ist in meiner Box?”, или “Что находится в коробке?”
Коробка с сюрпризом всегда интригует, развивает воображение. В процессе игры закрепляется изученная лексика (игрушки, еда, члены семьи и т.д.), можно сделать упор на отработку грамматики -да/нет вопросы (Yes/No Question, Ja/Nein Fragen).
Материалы:
Коробка
Предметы по выбранной тематике
Варианты проведения игры:
-
Учитель сам описывает предмет (цвет, форма, происхождение - страна, другие описания в зависимости от изученного материала, можно дополнять описания жестами, если учащиеся не знают слова на ИЯ, но могут догадаться о значении при помощи жестов). Учащиеся с места пытаются угадать, если догадка верна, - ученик идет и проверяет коробку, вытаскивая и еще раз называя предмет.
*Если учащиеся долго не могут отгадать предмет, - можно попросить учащегося, который назвал последнюю версию, вытащить предмет-загадку и назвать его на ИЯ правильно.
-
Доброволец из учащихся может пощупать предмет в коробке, не заглядывая в нее (*мультисенсорный подход) и попытаться на основе своих ощущений и догадок назвать предмет на ИЯ. Далее ход переходит к другому учащемуся в случайном порядке (можно вытаскивать бумажки с именами детей, чтобы никто не обижался).
*Halloween box* Очень здорово играть с такой коробкой на Halloween, повторяя c детьми “страшную” лексику. Можно взять одну большую коробку, поместить туда несколько конфет необычной формы, охапку резиновых пауков, чеснок, фигурку тыквы, яблоки и т.д., насколько хватит вашей фантазии, добавить чего-нибудь шуршащего, шелестящего для интриги. Главное, чтобы учащиеся не видели содержимого, - так страшнее. Задача - засунуть руку, нащупать предмет и назвать его, прежде чем вытащить из коробки.
*Christmas/Weihnachten box* На Рождество можно сделать несколько коробочек на проверку обоняния и, конечно, лексики по теме. Данные праздники связаны с выпечкой, домашними обедами, специальными блюдами. Предложите детям распознать по запаху специю/добавку/фрукт и назвать блюдо, где ее используют. Варианты наполнения коробок: апельсин, лимон, марципан, корица, шоколад …Как вариант - можно пробовать/проверять, как гремит предмет в коробочке. Специфическую лексику с иллюстрациями-подсказками можно вывесить на доску.
-
Можно устроить командные состязания. Группа делится на 2 команды. Один ящик с предметом-загадкой. Учитель называет или пишет на доске 3 ассоциации с предметом.