Проектная деятельность на уроках иностранного языка
Данельчук Марина Александровна,
учитель английского языка ГБОУ СШО № 583.
учитель английского языка ГБОУ СШО № 583.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения является важнейшим условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса.
ИЯ, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Поэтому не случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной культуре.
В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали обновленным содержанию и стандартам образования. Одной из широко известных педагогических технологий, причисляемых к сравнительно новым, является метод проектов.
«Что представляет собой метод проектов в педагогическом процессе?»
В педагогическом энциклопедическом словаре метод проектов описывается как «система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов». Здесь делается акцент на самостоятельную деятельность учеников, сопровождающуюся детальной разработкой проблемы, с завершением в качестве реального, практического результата.
Данный подход к обучению предполагает перенос акцента «со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся». Широкое применение метода проектов подтверждается огромным разнообразием типов проектов.
В ходе работы над проектом учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения.
В рамках проектной технологии появляется возможность использовать целый спектр методов: дискуссии, мозговые штурмы, поисковые и исследовательские методы.
Кроме того метод проектов обладает большим воспитательным воздействием. По мнению учителей, хорошо знакомых с данной технологией, метод проектов развивает ответственность, активную деятельность.
Подготовительная работа педагога по разработке широкого ряда подтем в рамках текущей темы позволяет также реализовывать принцип свободного выбора и принцип опоры на личный опыт учащихся, а значит — повышать мотивацию на учебный процесс, что чрезвычайно важно в ситуации развития негативного отношения школьников к обучению.
Более того можно сказать, что проекты по английскому языку имеют многочисленные межпредметные связи, так как иностранный язык в данном случае является средством реализации темы, которая может иметь отношение к другим учебным предметам, например, литературе, истории, географии и др.
Применяемый в системе обучения метод проектов играет особую связующую роль, в определенной степени открывая перед учениками механизмы взаимодействия в, так называемой, «взрослой жизни», так как в современном мире понятие «проект», как способ организации профессиональной деятельности и взаимодействия в обществе, становится все более популярным.
Такие особенности метода проектов, как опора на личный опыт, приоритет самостоятельной деятельности, преобладание групповой работы и новизна позволяют с большой уверенностью предположить успешность использования указанной технологии на уроках иностранного языка
Метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования, в том числе по причине его ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности.