Статья
Гражданско-патриотическое воспитание через проектную деятельность
в основной средней школе
Пахомова Екатерина Михайловна,
Учитель истории и обществознания
ГБОУ школа №462
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания подростков и молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.В Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.
В процессе реализации программы гражданско-патриотического воспитания, я отдала предпочтение методу проекта, так как являюсь учителем истории и понимаю, что в современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни. Будучи классным руководителем 7 класса привлекла на первом этапе именно их, а 4,5,6 класс приняли участие в наших проектах в середине учебного года по собственной инициативе.
Метод проектов– это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Для нас такой проблемной ситуациейвыступило понятие патриотизма и духовно- нравственные качества патриотов Санкт-Петербурга, Пушкинского района.
Цель проекта:
Создание условий для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей страны, активного участника в общественной жизни класса, школы, города. Воспитание у подрастающего поколения правовой культуры, любви и уважения к своему Отечеству.
Задачи проекта:
-
Развивать чувство патриотизма, активную гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности.
-
Способствовать развитию интереса у детей и подростков к военно-историческому прошлому России и воспитанию национального самосознания через проектную деятельность.
-
Расширять и углублять знания по героическому прошлому Санкт-Петербурга и Пушкинского района.
-
Формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и традиций.
-
Провести ряд тематических мероприятий гражданско-патриотической направленности.
-
Вовлекать детей и подростков в мероприятия патриотической направленности и совместную общественно-полезную деятельность.
-
Установить партнерские взаимоотношения с учреждениями и общественными организациями, работающими в гражданско-патриотическом направлении.
-
Способствовать реализации индивидуальных, творческих, личностных и научных возможностей школьников.
-
Формировать проектно-исследовательские, коммуникативную, информационную компетенции у обучающихся.
-
Обеспечить возможности для самореализации, социализации подростков.
Особенностями проекта является возможность:
-
использовать образцы патриотизма людей различных эпох и сфер деятельности, например князей, священников, военных;
-
в процессе реализации проекта ребята могут принять участие в различных конкурсах, творческих и экскурсионных группах;
-
проявить свои разнообразные способности интеллектуального и творческого характера;
-
интегрировать в работу максимальное количество метапредметных связей;
-
осуществлять объединение и преемственность различных возрастных групп;
-
на практике объединение детей из Украины, Крыма и России в совместной поисковой деятельности.
Реализация проекта осуществляется с сентября 2014 г. по май 2015 г.
Включает в себя три этапа:
1. Подготовительный – сентябрь 2014 года.
2. Основной – октябрь 2014 года – апрель 2015 года.
3. Заключительный – май 2015 года.
Принципы реализации проекта:
1. Целенаправленность – соответствие содержания проекта целям и задачам гражданско-патриотического воспитания подростков.
2. Комплексность – оптимальное сочетание всех содержательных компонентов гражданско-патриотического воспитания при планировании, организации и реализации проекта.
3. Оптимальность – эффективное достижение поставленных целей и задач путем подбора оптимального сочетания содержательного компонента и наиболее подходящих ему форм и методов гражданско-патриотического воспитания.
4. Дифференцированность - учет в содержательном компоненте проекта индивидуально-психологических, возрастных особенностей подростков и специфики воспитательной деятельности в подростковом коллективе.
5. Преемственность – изучение героического прошлого России, её духовно-нравственных ценностей и традиций.
Проект реализуется путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:
1. Культурно-историческое направление включает в себя:
• воспитание у учащихся любви к Отчизне, своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
• формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
2. Гражданско-правовое направление включает в себя:
• изучение государственной символики РФ, прав и обязанностей гражданина России, формирование культуры правовых отношений;
• формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности.
3. Военно–патриотическое направление включает в себя:
• изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны;
• сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда.
Мероприятия по основным направлениям
№ |
направление |
Название мероприятия |
Время проведения |
Участники |
Результат |
|
Военно–патриотическое |
Конкурс «Знатоки истории и литературы. Великая Отечественная война» игра на базе 6 музей Санкт-Петербурга и ЦГБ им. Пушкина |
Октябрь 2014- апрель 2015 |
7 класс (7 человек) |
Конкурс продолжается |
|
Исследовательский проект «Герой Великой Отечественной войны именем которого названа улица Пушкинского района» |
Март 2015 |
7 класс (7 человек) |
Видео-ролик посвященный генералу Хазову |
|
|
Участие в VIоткрытой городской олимпиаде по истории и вспомогательным историческим дисциплинам «ПРОФЕССИОНАЛЪ» |
Январь 2015 |
Команда 7 класса «Русский дух» (4 человека) |
Лауреаты
|
|
|
Участие в Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиаде «НАШЕ НАСЛЕДИЕ» (школьный тур) |
Февраль 2015 |
3 класс -16 человек 4 класс-11 человек 2 класс-11 человек 7 класс -9 человек 6 класс -12 человек |
16 лауреатов школьного тура. Участие в районном туре 4 человека
|
|
|
Проект «Музей на столе» |
Февраль 2015 |
1,2,3,4,7 класс (30 человек) |
Выставка –конкурс моделей боевой техники и рисунков |
|
|
Мероприятия посвященные празднования 70 летия ВОВ |
Январь -май 2015 |
|
Классный час «900 дней блокады» Радиолинейки «По страницам Великой Отечественной войны» Концерт посвященный снятию блокады Ленинграда |
|
|
Экскурсия в Ленэкспо «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев» |
Апрель 2015 |
|
|
|
|
Гражданско-правовое |
Проект «Памяти жертв политических репрессий» |
Ноябрь 2014 |
С 5по 11 кл. |
Общешкольное мероприятие «День памяти жертв политических репрессий» |
|
Проект «Воссоединение Крыма с Россией» |
Декабрь 2014 |
7 класс (7 человек) |
Классный час «Крым –жемчужина мира» Радиолинейка «День воссоединения Крыма с Россией» Участие в городском проекте Санкт-Петербурга «Моя крымская история» |
|
|
Экскурсия в Ленэкспо «Династия Рюриковичей» |
Февраль 2015 |
5,6,7 класс (50 человек) |
Мини -сочинения «Династия Рюриковичей» |
|
|
Проект «Месячник правовых знаний» |
|
52 человека 5-11 класса |
Классный час «День Конституции» Конкурс презентаций Конкурс эссе Интернет олимпиада по праву Конкурс стенгазет
|
|
|
Мероприятие «Духовные подвиги в военное время» |
Апрель 2015 |
4,7 класс (8 человек) |
Выставка творческих работ |
|
|
Культурно-историческое |
Участие в VIIОбщероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры (школьный тур) |
Январь 2015 |
4,7,10 класс (19 человек)
|
8 лауреатов 1 победитель |
|
Участие в конкурсе чтецов «Духовный подвиг» |
Март 2015 |
7 класс (2 человека) |
лауреаты |
|
|
Посещение лекций историка-искусствоведа Рыжовой Раисы Владимировны «Николай 2: как это было или дорога в бессмертие» |
Февраль 2015 |
7 класс (3 человека) |
Творческие работы |
|
|
Участие в ХХ открытой научно-практической конференции старшеклассников «Царскосельские старты» |
Март 2015 |
7 класс 2 человека |
лауреаты |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
В рамках реализации проекта осуществляются следующие виды деятельности, обеспечивающие достижение поставленных целей и задач:
-
культурно-массовая;
-
конкурсно-игровая;
-
информационная;
-
поисковая.
В ходе реализации проекта используются следующие формы работы:
-
беседы/лекции
-
встречи с интересными людьми
-
интерактивные игры
-
конкурсы
-
посещение музеев, мест боевой славы
-
уроки мужества
-
выставки и др.
В результате реализации проекта:
1. Будет сформирована убежденность подростков в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
2. Будет повышен уровень правовой культуры участников проекта, гражданского самосознания и социальной активности.
3. Будут повышены интерес к военной истории России и ее героическому прошлому.
4. Будут установлены партнерские взаимоотношения с учреждениями и общественными организациями, работающими в гражданско-патриотическом направлении.
5. Участие в городских, региональных исследовательских конференциях школьников.
6. Создание страницы "Поисково-исследовательская деятельность обучающихся" на сайте для освещения материалов в рамках проекта.
Организации с которыми установлено сотрудничество
-
Отдел религиозного образования и катехизиса Санкт-Петербургской епархии Православный центр Воскресенского Новодевичьего монастыря
-
Школа юных историков «Добрыня»
-
приходом собора св. Вмц. Екатерины Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви
-
храм Казанской иконы Божией Матери пос. Александровская
-
библиотека при Софийском соборе г. Пушкин
-
Центральная городская библиотека им. Пушкина
-
Невская центральная библиотечная система
-
Библиотека филиал №2 г.Пушкин