Проект как средство познавательной деятельности учащихся
Усеинова Фадьме Талятовна,
учитель химии МБОУ «Фрунзенская средняя школа»
с. Фрунзе Сакского района Республики Крым
Аннотация: знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти знания и умения нужны, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром.
…Дети любят искать, сами находить. В этом их сила. А. Эйнштейн
Ключевые слова:проектирование, познавательная деятельность, химия, исследование.
Новые Федеральные образовательные стандарты ставят перед учителем непростую задачу. Ученик является не объектом, а субъектом образовательного процесса. Соответственно сам должен проводить исследования, обрабатывать информацию, создавать исследовательский проект. Уже сегодня ребенок учиться определенным умениям и навыкам в решении жизненных проблем. Ребенка учат жить в школе, работать с окружающими его людьми приобретая знания. Для достижения этого ученику необходимо уметь планировать, выполнять, анализировать и оценивать любое действие.
Метод проектов прошел длительный путь развития и, но осталась ее суть – повысить интерес учащихся к решению определенных проблем, умений практически применять свои знания, находиться в поиске фактов и их достоверности, познании нового, преодолении сомнений, умений рассуждать. Таким образом проект не выполнение алгоритма, а модель творческого мышления. Это не просто поиск нового, а решение определенной проблемы, поиск истины.
По своей сути проектирование - самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности. Проектная деятельность включает следующие этапы:
- разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);
- реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);
- оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).
Химия как наука особенно интересна в создании проектов. Эта наука экспериментальная и в центре обучения выступает химический эксперимент. Это и видео опыты и эксперимент дома, лабораторная работа, исследовательская практическая работа, экспериментальная задача, научно-исследовательская работа. Все эти методы интересны для учащихся и способствуют организации учебно-познавательной способности учащихся. А успехи в области исследования химии всегда удовлетворяют потребностям человека.
Проектная деятельность включает:
1. Проблема (должна быть актуальна и выполнима)
2. Тема (с практической значимостью для окружающих и с элементом оригинальности)
3. Гипотеза (что видит исследователь и не замечают другие)
4. Задачи (что исследователь собирается сделать и связана с структурой исследования).
5. Литературный обзор (знакомится с областями исследования других авторов. 6. Методика исследования (что и как делает исследователь для доказательства гипотезы)
7. Результаты (данные собственного исследования)
8. Новизна (впервые полученные результаты)
9. Выводы (как решены поставленные задачи).
Критерии внешней оценки проекта
1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
2. Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.
3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
4. Коллективный характер принимаемых решений.
5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
7. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
8. Эстетика оформления результатов проекта.
9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.
Это объемная, кропотливая работа и требует много времени, и тем не менее учащиеся проявляют желание в выполнении исследовательских работ, творческую активность, целеустремленность. Учитель же создает условия для активизации деятельности, дает рекомендации и необходимые консультации, участвует в поиске необходимой литературы, помогает систематизировать материал.
Проектная деятельность основана на самостоятельной познавательной деятельности учащихся.Таким образом, использование проектного метода воспитывает характер и позволяет развить у учащихся:
-познавательные навыки и способность к самообразованию;
-уверенность в себе и умственные способности.
-способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
-целеустремленность и настойчивость, способность взять на себя инициативу и ответственность;
-критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации.
Литература.
1. Пулина А.А. Метод проектов в практике современного учителя. П88. С.: «Ната», 2007. 144с.
2. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации. Психологическая наука и образование. 1998.№1.98-99с.
3.Проектная и исследовательская деятельность учащихся.[Электронный ресурс]:http://karpovaludmila.jimdo.com
4. Организация проектной деятельности в школе. [Электронный ресурс]: http://chimik.volsk-sennoi2.edusite.ru/p11aa1.html