Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проект как средство познавательной деятельности учащихся 

Усеинова Фадьме Талятовна,
учитель химии МБОУ «Фрунзенская средняя школа»
с. Фрунзе Сакского района Республики Крым

Аннотация: знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти знания и умения нужны, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром.

                                 …Дети любят искать, сами находить. В этом их сила.                                        А. Эйнштейн

Ключевые слова:проектирование, познавательная деятельность, химия, исследование.

          Новые Федеральные образовательные стандарты ставят перед учителем непростую задачу. Ученик является не объектом, а субъектом образовательного процесса. Соответственно сам должен проводить исследования, обрабатывать информацию, создавать исследовательский проект.  Уже сегодня ребенок учиться определенным умениям и навыкам в решении жизненных проблем. Ребенка учат жить в школе, работать с окружающими его людьми приобретая знания. Для достижения этого ученику необходимо уметь планировать, выполнять, анализировать и оценивать любое действие.

          Метод проектов прошел длительный путь развития и, но осталась ее суть – повысить интерес учащихся к решению определенных проблем, умений практически применять свои знания, находиться в поиске фактов и их достоверности, познании нового, преодолении сомнений, умений рассуждать. Таким образом проект не выполнение алгоритма, а модель творческого мышления. Это не просто поиск нового, а решение определенной проблемы, поиск истины.

          По своей сути проектирование - самостоятельный вид дея­тельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности. Проектная деятельность включает следующие этапы:

- разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);

-  реализация проектного замысла (выполнение запланиро­ванных действий);

- оценка результатов проекта (нового/измененного состоя­ния реальности).

          Химия как наука особенно интересна в создании проектов. Эта наука экспериментальная и в центре обучения выступает химический эксперимент. Это и видео опыты и эксперимент дома, лабораторная работа, исследовательская практическая работа, экспериментальная задача, научно-исследовательская работа. Все эти методы интересны для учащихся и способствуют организации учебно-познавательной способности учащихся. А успехи в области исследования химии всегда удовлетворяют потребностям человека.

          Проектная деятельность включает:

1. Проблема (должна быть актуальна и выполнима)

2. Тема (с практической значимостью для окружающих и с элементом оригинальности)

3. Гипотеза (что видит исследователь и не замечают другие)

4. Задачи (что исследователь собирается сделать и связана с структурой исследования).

5. Литературный обзор (знакомится с областями исследования других авторов.                                                                                                                                                                   6. Методика исследования (что и как делает исследователь для доказательства гипотезы)

7. Результаты (данные собственного исследования)

8. Новизна (впервые полученные результаты)

9. Выводы (как решены поставленные задачи).

          Критерии внешней оценки проекта

1.  Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адек­ватность их изучаемой тематике.

2.  Корректность используемых методов исследования и ме­тодов обработки получаемых результатов.

3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

4. Коллективный характер принимаемых решений.

5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

6. Необходимая    и   достаточная    глубина    проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

7. Доказательность принимаемых решений, умение аргумен­тировать свои заключения, выводы.

8. Эстетика оформления результатов проекта.

9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.

          Это объемная, кропотливая работа и требует много времени, и тем не менее учащиеся проявляют желание в выполнении исследовательских работ, творческую активность, целеустремленность. Учитель же создает условия для активизации деятельности, дает рекомендации и необходимые консультации, участвует в поиске необходимой литературы, помогает систематизировать материал.                                                                                                                              

  Проектная деятельность основана на самостоятельной познавательной деятельности учащихся.Таким образом, использование проектного метода воспитывает характер и позволяет развить у учащихся:

-познавательные навыки и способность к самообразованию;

-уверенность в себе и умственные способности.

-способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

-целеустремленность и настойчивость, способность взять на себя инициативу и ответственность;

-критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации.

 

          Литература.

1. Пулина А.А. Метод проектов в практике современного учителя. П88. С.: «Ната», 2007. 144с.

2. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации. Психологическая наука и образование. 1998.№1.98-99с.

3.Проектная и исследовательская деятельность учащихся.[Электронный ресурс]:http://karpovaludmila.jimdo.com

4. Организация проектной деятельности в школе. [Электронный ресурс]: http://chimik.volsk-sennoi2.edusite.ru/p11aa1.html

        

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»