Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Гражданско–патриотическое воспитание через проектную деятельность
в основной средней школе

Пахомова Екатерина Михайловна,
Учитель истории и обществознания
ГБОУ школа №462

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания подростков и молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.В Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.

В процессе реализации программы гражданско-патриотического воспитания, я отдала предпочтение методу проекта, так как  являюсь учителем истории и понимаю, что в современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни. Будучи классным руководителем 7 класса привлекла на первом этапе именно их, а 4,5,6 класс приняли участие в наших проектах в середине учебного года по собственной инициативе.

Метод проектов– это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Для нас такой проблемной ситуациейвыступило понятие патриотизма и духовно- нравственные качества патриотов Санкт-Петербурга, Пушкинского района.

Цель проекта:

Создание условий для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей страны, активного участника в общественной жизни класса, школы, города. Воспитание у подрастающего поколения правовой культуры, любви и уважения к своему Отечеству.

Задачи проекта:

  1. Развивать чувство патриотизма, активную гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности.

  2. Способствовать развитию интереса у детей и подростков к военно-историческому прошлому России и воспитанию национального самосознания через проектную деятельность.

  3. Расширять и углублять знания по героическому прошлому Санкт-Петербурга и Пушкинского района.

  4. Формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и традиций.

  5. Провести ряд тематических мероприятий гражданско-патриотической направленности.

  6. Вовлекать детей и подростков в мероприятия патриотической направленности и совместную общественно-полезную деятельность.

  7. Установить партнерские взаимоотношения с учреждениями и общественными организациями, работающими в гражданско-патриотическом направлении.

  8. Способствовать реализации индивидуальных, творческих, личностных и научных возможностей школьников.

  9. Формировать проектно-исследовательские, коммуникативную, информационную компетенции у обучающихся.

  10. Обеспечить возможности для самореализации, социализации  подростков.

    Особенностями  проекта является возможность:

  11. использовать образцы  патриотизма людей различных эпох и сфер деятельности, например князей, священников, военных;

  12. в процессе реализации проекта ребята могут принять участие в различных конкурсах, творческих и экскурсионных группах;

  13. проявить свои разнообразные способности  интеллектуального и творческого характера;

  14. интегрировать в работу максимальное количество метапредметных связей;

  15. осуществлять объединение и преемственность различных возрастных групп;

  16. на практике объединение детей из Украины, Крыма и России в совместной поисковой деятельности.

Реализация проекта осуществляется с сентября  2014 г. по май 2015 г.
Включает в себя три этапа:
1. Подготовительный – сентябрь 2014 года.
2. Основной – октябрь  2014 года – апрель 2015 года.
3. Заключительный – май 2015 года.

Принципы реализации проекта:
1. Целенаправленность – соответствие содержания проекта целям и задачам гражданско-патриотического воспитания подростков.
2. Комплексность – оптимальное сочетание всех содержательных компонентов гражданско-патриотического воспитания при планировании, организации и реализации проекта.
3. Оптимальность – эффективное достижение поставленных целей и задач путем подбора оптимального сочетания содержательного компонента и наиболее подходящих ему форм и методов гражданско-патриотического воспитания.
4. Дифференцированность - учет в содержательном компоненте проекта индивидуально-психологических, возрастных особенностей подростков и специфики воспитательной деятельности в подростковом коллективе.
5. Преемственность – изучение героического прошлого России, её духовно-нравственных ценностей и традиций.

Проект реализуется путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:
1. Культурно-историческое направление включает в себя: 
• воспитание у учащихся любви к Отчизне, своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям; 
• формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
2. Гражданско-правовое направление включает в себя: 
• изучение государственной символики РФ, прав и обязанностей гражданина России, формирование культуры правовых отношений;
• формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности.
3. Военно–патриотическое направление включает в себя: 
• изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны; 
• сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда.

 

Мероприятия по основным направлениям

 

направление

Название мероприятия

Время проведения

Участники

Результат

  1.  

Военно–патриотическое

Конкурс «Знатоки истории и литературы. Великая Отечественная война» игра на базе 6 музей Санкт-Петербурга и ЦГБ им. Пушкина

Октябрь

2014-

апрель 2015

7 класс

(7 человек)

Конкурс продолжается

  1.  

Исследовательский проект «Герой Великой Отечественной войны именем которого названа улица Пушкинского района»

Март 2015

7 класс

(7 человек)

Видео-ролик посвященный генералу Хазову

  1.  

Участие в VIоткрытой городской олимпиаде по истории и вспомогательным историческим дисциплинам «ПРОФЕССИОНАЛЪ»

Январь 2015

Команда 7 класса «Русский дух»

(4 человека)

Лауреаты

 

  1.  

Участие в Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиаде «НАШЕ НАСЛЕДИЕ» (школьный тур)

Февраль 2015

3 класс -16 человек

4 класс-11 человек

2 класс-11 человек

7 класс -9 человек

6 класс -12 человек

16 лауреатов школьного тура.

Участие в районном туре 4 человека

 

  1.  

Проект «Музей на столе»

Февраль 2015

1,2,3,4,7 класс

(30 человек)

Выставка –конкурс моделей боевой техники и рисунков

  1.  

Мероприятия посвященные празднования 70 летия ВОВ

Январь -май 2015

 

Классный час «900 дней блокады»

Радиолинейки «По страницам Великой Отечественной войны»

Концерт посвященный снятию блокады Ленинграда

  1.  

Экскурсия  в Ленэкспо «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев»

Апрель 2015

 

 

  1.  

                                                                       Гражданско-правовое

Проект «Памяти жертв политических репрессий»

Ноябрь 2014

С 5по 11 кл.

Общешкольное мероприятие «День памяти жертв политических репрессий»

  1.  

Проект «Воссоединение Крыма с Россией»

Декабрь 2014

7 класс

(7 человек)

Классный час «Крым –жемчужина мира»

Радиолинейка «День воссоединения Крыма с Россией»

Участие в городском проекте  Санкт-Петербурга «Моя крымская история»

  1.  

Экскурсия  в Ленэкспо «Династия Рюриковичей»

Февраль 2015

5,6,7 класс (50 человек)

Мини -сочинения «Династия Рюриковичей»

  1.  

Проект «Месячник правовых знаний»

 

52 человека 5-11 класса

Классный час «День Конституции»

Конкурс презентаций

Конкурс эссе

Интернет олимпиада по праву

Конкурс стенгазет

 

  1.  

Мероприятие «Духовные подвиги в военное время»

Апрель 2015

4,7 класс

(8 человек)

Выставка творческих работ

  1.  

                     Культурно-историческое

Участие в VIIОбщероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры (школьный тур)

Январь 2015

4,7,10  класс (19 человек)

 

8 лауреатов

1 победитель

  1.  

Участие в конкурсе чтецов «Духовный подвиг»

Март 2015

7 класс

(2 человека)

лауреаты

  1.  

Посещение лекций историка-искусствоведа Рыжовой Раисы Владимировны «Николай 2: как это было или дорога в бессмертие»

Февраль 2015

7 класс

(3 человека)

Творческие работы

  1.  

Участие в ХХ открытой научно-практической конференции старшеклассников «Царскосельские старты»

Март 2015

7 класс

2 человека

лауреаты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
В рамках реализации проекта осуществляются следующие виды деятельности, обеспечивающие достижение поставленных целей и задач:

  1. культурно-массовая;

  2. конкурсно-игровая;

  3. информационная;

  4. поисковая.

В ходе реализации проекта используются следующие формы работы:

  1. беседы/лекции

  2. встречи с интересными людьми

  3. интерактивные игры

  4. конкурсы

  5. посещение музеев, мест боевой славы

  6. уроки мужества

  7. выставки и др.

В результате реализации проекта:
1. Будет сформирована убежденность подростков в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
2. Будет повышен уровень правовой культуры участников проекта, гражданского самосознания и социальной активности.
3. Будут повышены интерес к военной истории России и ее героическому прошлому.
4. Будут установлены партнерские взаимоотношения с учреждениями и общественными организациями, работающими в гражданско-патриотическом направлении.

5. Участие в городских, региональных исследовательских конференциях школьников.

6. Создание страницы "Поисково-исследовательская деятельность обучающихся" на сайте для освещения материалов в рамках проекта.

Организации с которыми установлено сотрудничество

  1. Отдел религиозного образования и катехизиса Санкт-Петербургской епархии Православный центр Воскресенского Новодевичьего монастыря

  2. Школа юных историков «Добрыня»

  3. приходом собора св. Вмц. Екатерины Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

  4. храм Казанской иконы Божией Матери пос. Александровская

  5. библиотека при Софийском соборе г. Пушкин

  6. Центральная городская библиотека им. Пушкина

  7. Невская центральная библиотечная система

  8. Библиотека филиал №2   г.Пушкин

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»