Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проектная деятельность на уроках и во внеклассной работе
как способ реализации познавательного  интереса учащихся

 

Нечаева Марина Юрьевна,
кандидат технических наук,
учитель информатики гимназии;
Орешенкова Тамара Николаевна,
учитель истории
 гимназии №52 Санкт-Петербурга

В гимназии 52 большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Многие годы в гимназии существует НОУ (научное общество учащихся). Целью его является выявление и поощрение учащихся старших классов, обладающих индивидуальным отношением к жизни, культуре, искусству и раскрывающих свои творческие способности в самостоятельной деятельности гуманитарной направленности. Ребята в течение года разрабатывают индивидуальные или групповые проекты по различным направлениям, пишут исследовательские работы, а в конце года представляют их на конкурсах школьного, районного и даже международного уровня. Участие в конкурсах позволяет развить у обучающихся  интерес к исследовательской деятельности и научной работе, подготовить школьников к научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях. Презентация работ помогает участникам конкурса научиться грамотно излагать материал по данной теме, развивает мастерство владения ораторской речью, артистичность, логическую связанность изложения, аргументированность.

В качестве примера проектно-исследовательской деятельности учащихся гимназии предлагаем один из проектов, руководителями которого являлись Орешенкова Т.Н и Нечаева М.Ю.

 Проект
 «Санкт-Петербург. Финляндия. Диалог культур»
как способ реализации познавательного интереса учащихся

 

Идея проекта:  воспитание толерантности, формирование коммуникативных навыков, воспитание учащихся в духе истинного петербуржца, уважающего культуру и наследие своей малой Родины и ближайшего соседа - Финляндии.

 Миссия:

  • Проект  служит налаживанию  межнациональных отношений, от успешного решения которых в  значительной  мере зависит спокойствие и благополучие людей, судьба страны.

  • Проект дает возможность строить мосты между культурами двух стран, между детьми, преподавателями и другими людьми, которые в нем участвуют

  • Изучение культуры страны Финляндии, имеющей с Россией общие исторические корни.

 Цель проекта:

Изучить культуры двух стран и воспитать уважение к культурному наследию своей малой Родины  (Санкт-Петербургу) и России. Через знакомство с традициями, обрядами, национальными играми, фольклором, этномузыкой понять, как изменились представления современных школьников о Добре и Зле, Счастье и Любви, Ненависти и Зависти, Преданности и Верности. Выпуск сборника и мультимедийного диска по итогам  работы над проектом для распространения опыта среди учителей Приморского района.

 Задачи проекта:

  • Формирование у учащихся гимназии представлений о национальной культуре Финляндии, ее древней истории, эпосе «Калевала», его героях.   

  • Изучение участниками проекта содержания финского национального эпоса «Калевала»

  • Организация художественно-творческой деятельности участников проекта

  • Организация выставок детского творчества, посвященных сюжетам и героям «Калевалы»

  • Организация межкультурного взаимодействия с отделом «Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея», Музеем Этнографии, с кафедрой Межкультурных коммуникация РГПУ им. А.И. Герцена, с управлением образования г. Турку, со школой Пуолала.

Виды работ, основные (предполагаемые) результаты:

Для формирования ученика как компетентностной личности главное - практическая, социальная направленность всей проектной работы и встроенность в нее основного и дополнительного образования по следующим направлениям:

  1. создание образовательных ситуаций проектов:проекты прикладного характера (коллекции, макеты, схемы, пособия, дизайн – проекты и т.д.);

  2. проекты с исследовательскими и экспериментально – опытными компонентами (ставится проблема, эксперимент, реферат);

  3. художественные проекты (работа с культурными текстами, творческие конкурсы, выставки, сборники, альманахи, спектакли и т.д.);

Для учеников  старших классов проектная деятельность становится способом выражения своего отношения к изучаемым темам.Так появились следующие  монопроекты :

  • Финский национальный эпос «Калевала» в русском  искусстве и в зарубежном искусстве

  • Финская национальная кухня

  • Спектакль на английском языке  по сказке  С. Топелиуса

  •  Этносы карельского перешейка в гостях у «Калевалы»

  • Заочная экскурсия « Финны в Петербурге»

  • «Финны, известные всему миру»

  • «Волшебные камни карельского перешейка в эпосе Калевала»

  • Индивидуальные проекты и их защиты: « Современная финская литература»

  • Конференция НОУ «Калевала», ее культурно-историческое и современное значение.

    Сильные стороны:  проект позволяет

  • привлечь к деятельности учащихся  младшей, средней и старшей школы, учителей предметников, библиотеку и медиатеку, ресурсы виртуального филиала Государственного Русского музея, ЦОР и другие интернет-ресурсы, педагогов дополнительного образования

  • организовать межкультурные взаимодействия с отделом «Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея», Музеем Этнографии, с кафедрой Межкультурных коммуникация РГПУ им. А.И. Герцена, с управлением образования г. Турку, со школой Пуолала.

  • распространить данный опыт для использования школами Санкт-Петербурга и Финляндии

  • в перспективе наладить дружеские контакты между семьями и школами Санкт-Петербурга и Финляндии

  • свободное владение английским языком как средством международного общения позволяет налаживать коммуникативные связи.

     

Слабые стороны: 

  • недостаточное владение финским языком;

  • скромные материальные резервы;

  • опасность подмены исследовательских работ реферативными и превращения монопроектов в чисто иллюстративные.

 

Результаты работы над проектом:

  • возрастание интереса к предметам, формированию научного мировоззрения учащихся;

  • расширение  кругозора  учащихся  в предметных областях;

  • повышение  творческой      активности учащихся на уроке;

  • повышение качества образования;

  • вооружение учащихся универсальными способами учебной деятельности, (это даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу,  самоорганизации, самоконтролю и самооценке);

  • формирование социального опыта  в труде и общении;

  • профессиональный рост учителей, расширение знаний  в области своего предмета и в педагогической науке;

  • предоставление  возможностей лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширить контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»