Проектная деятельность на уроках и во внеклассной работе
как способ реализации познавательного интереса учащихся
Нечаева Марина Юрьевна,
кандидат технических наук,
учитель информатики гимназии;
Орешенкова Тамара Николаевна,
учитель истории
гимназии №52 Санкт-Петербурга
В гимназии 52 большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Многие годы в гимназии существует НОУ (научное общество учащихся). Целью его является выявление и поощрение учащихся старших классов, обладающих индивидуальным отношением к жизни, культуре, искусству и раскрывающих свои творческие способности в самостоятельной деятельности гуманитарной направленности. Ребята в течение года разрабатывают индивидуальные или групповые проекты по различным направлениям, пишут исследовательские работы, а в конце года представляют их на конкурсах школьного, районного и даже международного уровня. Участие в конкурсах позволяет развить у обучающихся интерес к исследовательской деятельности и научной работе, подготовить школьников к научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях. Презентация работ помогает участникам конкурса научиться грамотно излагать материал по данной теме, развивает мастерство владения ораторской речью, артистичность, логическую связанность изложения, аргументированность.
В качестве примера проектно-исследовательской деятельности учащихся гимназии предлагаем один из проектов, руководителями которого являлись Орешенкова Т.Н и Нечаева М.Ю.
Проект
«Санкт-Петербург. Финляндия. Диалог культур»
как способ реализации познавательного интереса учащихся
Идея проекта: воспитание толерантности, формирование коммуникативных навыков, воспитание учащихся в духе истинного петербуржца, уважающего культуру и наследие своей малой Родины и ближайшего соседа - Финляндии.
Миссия:
-
Проект служит налаживанию межнациональных отношений, от успешного решения которых в значительной мере зависит спокойствие и благополучие людей, судьба страны.
-
Проект дает возможность строить мосты между культурами двух стран, между детьми, преподавателями и другими людьми, которые в нем участвуют
-
Изучение культуры страны Финляндии, имеющей с Россией общие исторические корни.
Цель проекта:
Изучить культуры двух стран и воспитать уважение к культурному наследию своей малой Родины (Санкт-Петербургу) и России. Через знакомство с традициями, обрядами, национальными играми, фольклором, этномузыкой понять, как изменились представления современных школьников о Добре и Зле, Счастье и Любви, Ненависти и Зависти, Преданности и Верности. Выпуск сборника и мультимедийного диска по итогам работы над проектом для распространения опыта среди учителей Приморского района.
Задачи проекта:
-
Формирование у учащихся гимназии представлений о национальной культуре Финляндии, ее древней истории, эпосе «Калевала», его героях.
-
Изучение участниками проекта содержания финского национального эпоса «Калевала»
-
Организация художественно-творческой деятельности участников проекта
-
Организация выставок детского творчества, посвященных сюжетам и героям «Калевалы»
-
Организация межкультурного взаимодействия с отделом «Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея», Музеем Этнографии, с кафедрой Межкультурных коммуникация РГПУ им. А.И. Герцена, с управлением образования г. Турку, со школой Пуолала.
Виды работ, основные (предполагаемые) результаты:
Для формирования ученика как компетентностной личности главное - практическая, социальная направленность всей проектной работы и встроенность в нее основного и дополнительного образования по следующим направлениям:
-
создание образовательных ситуаций проектов:проекты прикладного характера (коллекции, макеты, схемы, пособия, дизайн – проекты и т.д.);
-
проекты с исследовательскими и экспериментально – опытными компонентами (ставится проблема, эксперимент, реферат);
-
художественные проекты (работа с культурными текстами, творческие конкурсы, выставки, сборники, альманахи, спектакли и т.д.);
Для учеников старших классов проектная деятельность становится способом выражения своего отношения к изучаемым темам.Так появились следующие монопроекты :
-
Финский национальный эпос «Калевала» в русском искусстве и в зарубежном искусстве
-
Финская национальная кухня
-
Спектакль на английском языке по сказке С. Топелиуса
-
Этносы карельского перешейка в гостях у «Калевалы»
-
Заочная экскурсия « Финны в Петербурге»
-
«Финны, известные всему миру»
-
«Волшебные камни карельского перешейка в эпосе Калевала»
-
Индивидуальные проекты и их защиты: « Современная финская литература»
-
Конференция НОУ «Калевала», ее культурно-историческое и современное значение.
Сильные стороны: проект позволяет
-
привлечь к деятельности учащихся младшей, средней и старшей школы, учителей предметников, библиотеку и медиатеку, ресурсы виртуального филиала Государственного Русского музея, ЦОР и другие интернет-ресурсы, педагогов дополнительного образования
-
организовать межкультурные взаимодействия с отделом «Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея», Музеем Этнографии, с кафедрой Межкультурных коммуникация РГПУ им. А.И. Герцена, с управлением образования г. Турку, со школой Пуолала.
-
распространить данный опыт для использования школами Санкт-Петербурга и Финляндии
-
в перспективе наладить дружеские контакты между семьями и школами Санкт-Петербурга и Финляндии
-
свободное владение английским языком как средством международного общения позволяет налаживать коммуникативные связи.
Слабые стороны:
-
недостаточное владение финским языком;
-
скромные материальные резервы;
-
опасность подмены исследовательских работ реферативными и превращения монопроектов в чисто иллюстративные.
Результаты работы над проектом:
-
возрастание интереса к предметам, формированию научного мировоззрения учащихся;
-
расширение кругозора учащихся в предметных областях;
-
повышение творческой активности учащихся на уроке;
-
повышение качества образования;
-
вооружение учащихся универсальными способами учебной деятельности, (это даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке);
-
формирование социального опыта в труде и общении;
-
профессиональный рост учителей, расширение знаний в области своего предмета и в педагогической науке;
-
предоставление возможностей лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширить контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.