Новый образовательный стандарт
и новые педагогические технологии в действии
(из опыта работы экспериментальной площадки по внедрению ФГОС)
Фрегин Ирина Николаевна,
учитель истории, обществознания, права
ГБОУ школа №519
Московского района Санкт-Петербурга.
Работаю по ФГОС уже второй год в рамках экспериментальной площадки. Из положительных моментов нового образовательного стандарта должна отметить следующие:
- системность, а так же четкое определение формы урока: урок " открытия нового знания", урок рефлексии, урок методологической направленности, урок развивающего контроля;
- весьма достойные учебники ( судить могу только об учебниках истории и обществознания): памятка по работе с учебником является инструментарием по преподаванию предмета ( учебники издательства "Вентана-Граф"); культурологический подход, т.е акцент на историю культуры, человека в истории, историю повседневности; подбор разных источников ( документы, сочинения литераторов, художественные полотна, плакаты, карикатуры, избирательные бюллетени и надписи на них, оставленные современниками), к ним обязательная группа вопросов, связанная как с описанием, например карикатуры, так и вырабатывающие УУД, например, определить, кто изображен, какое событие можно охарактеризовать данным внетекстовым документом; мотивация обучения - теперь в каждом параграфе есть вопросы на мотивацию обучения и задания на осмысление прочитанного ( излагаемого); в результате изучения материалов параграфа учащиеся способны самостоятельно, либо с помощью учителя сделать вывод; формирование метапредметных умений: через творческие задания ( кратко изложить текст, составить диалог, сочинение-размышление или повседневный документ изучаемой эпохи, например, письмо из блокадного Ленинграда), через проектные задания (презентация). Однако , нужно помнить, что любая презентация должна носить обучающий характер и содержать проблемные вопросы, в противном случае, а многие современные педагоги этим грешат, презентация ради эффектного и красочного зрелища не является проектом и не несет в себе полезных обучающих качеств. Очень советую учителям, особенно молодым и неопытным, перед тем, как планировать урок изучить соответствующий параграф учебника, там, фактически , уже дан примерный план урока, методически грамотный и хорошо сбалансированный по времени. Не забывайте так же и о хрестоматиях для чтения, которые теперь выпускаются к новым учебникам и дают возможность применять технологии разноуровнего обучения;
-основной методикой современного учебника ФГОС является реализация системно-деятельностного подхода, а именно, научить ученика думать, анализировать, делать вывод;
- возможность творческого подхода к педагогической практике считаю так же немаловажным достижением нового ФГОС.
Кейс-технологии, проектная деятельность, уроки-постановки- вот далеко неполный перечень "новинок" нашего образования, которыми творчески мыслящий преподаватель не переменит воспользоваться, хотя , конечно, некоторые из этих «новинок» настолько немолоды, что хочется вспомнить слова П.Я. Чаадаева: «…Россия открывает прописные истины, ставшие в Европе избитыми…» . Что касается кейс-технологий, то эту педагогическую «новинку» позаимствовали у Гарварда начала ХХ века.
Необходимо четко представлять, что не каждое заимствование полезно. Все-таки не худшим было советское образование и очень многие методики, разработанные советскими преподавателями, актуальны и результативны по сей день, а иногда даже превосходят своих зарубежных конкурентов.
Но вернемся к кейс-технологиям, именно в них четко прослеживается еще одна новинка ФГОС – алгоритм. Хочу сразу предупредить, что одного академического часа для этого вида работы недостаточно. Необходим либо спаренный урок, либо технология используется в качестве творческого домашнего задания ( индивидуального или группового) или во внеурочной деятельности.
На начальном этапе урока необходимо:
1. Выбрать тему
2. Отобрать информацию (отбирает учитель)
3. Выявить личностную позицию школьника
4. Провести коллективное обсуждение вариантов решения.
Основными видами кейс-технологий являются:
- методы ситуационного упражнения ( особенно хороши учебники под ред. Боголюбова, кто работает, тот знает его рубрику «В классе и дома»);
- методы ситуационно-ролевых игр;
- методы игрового проектирования.
И вот тут-то и появляется еще одна новинка ФГОС – алгоритм. Хочу сразу предупредить, что увлекаться алгоритмами не стоит. Приучая молодое поколение действовать «по схеме / инструкции» мы подчас забываем о метапредметных связях, а жизненные ситуации подчас не укладываются ни в один алгоритм или идут вразрез с любыми схемами и инструкциями. Итак, алгоритм работы кейс-технологии:
А) введение в задачу
Б) сбор информации по задаче
В) принятие решения
Г) рассмотрение альтернатив
Д) сравнительный анализ
Е) презентация решений
Далее наступает этап рефлексии, и здесь тоже возможно использовать гарвардский опыт, а именно, так называемый SWOT- анализ и оценка сильных сторон, слабых сторон, возможностей, рисков.
Еще одной «новинкой» ФГОС является проектная деятельность, то чем западные школы промышляют уже добрых сорок лет. Сущность любого проекта – решение проблемы, оформленное в виде конечного продукта. Основными компонентами проектной деятельности являются: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация себя, портфолио.
Из личного опыта могу поделиться следующим примером: пицца по поверхности которой пипперони и маслинами были выложены очертания Пизанской башни. О теме проекта можете догадаться сами, конечно же «Италия». В перспективе работа над проектом «Избирательный процесс» к уроку обществознания, где каждый участник не только будет играть определенную роль, но и на практике получит возможность пройти все стадии избирательного проекта: от формирования избирательных комиссий, сбора подписей и регистрации кандидатов предвыборной гонки, до подсчета голосов и объявления победителей.
Проекты, по своей сути, бывают обучающими и социальными. И те, и другие предпочтительно подготавливать на внеурочных занятиях в основной школе, а старшей школе уже возможны проекты (индивидуальные или групповые) созданные как творческие домашние задания. По своей классификации проекты бывают:
- практико-ориентированными;
- исследовательскими ( кто принимал участие в конкурсах исследовательских работ, тому хорошо известен данный вид деятельности);
- информационный ( опережающее задание);
- творческий (направленный на раскрытие творческого потенциала ученика, работа с дополнительной/ надпредметной информацией);
- ролевой ( « Избирательный процесс», «Судебный процесс»)
- монопредметный;
- метапредметный ( история и литература « Поэты-фронтовики о войне…»)
Любая из данных технологий требует не только творческого подхода, но и колоссального труда педагога. Однако современный педагог не должен доминировать или ревностно отслеживать деятельность ученика на каждом этапе, но попытаться убедить, направить деятельность ученика «в нужное русло», быть не руководителем с непререкаемым авторитетным мнением, а наставником, советчиком, тьютером, ведь главная цель нового ФГОС - это научить ребенка учиться.