Проектная деятельность как средство реализации познавательной активности
Горланова Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов
гимназии № 209 Центрального района
Санкт-Петербурга «Павловская гимназия»
Проектный метод возник в начале XXвека в США. Американский философ и педагог Дж. Дьюи и предлагал строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании. Учитель только направляет мысль учащегося, при необходимости подсказывает новые источники информации. Но результатом данной деятельности являются самостоятельные усилия и деятельность учащихся, применение собственных знаний из различных областей[1].
В России проектное обучение возникло практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой сотрудников активно использовал проективный метод и пытался внедрить его в практику преподавания.
В настоящее время метод проектов является неотъемлемой частью новых образовательных технологий, под которым понимают способ организации познавательной деятельности учащихся. Проективная деятельность повышает интерес детей к определённым проблемам, предполагающим владение некоторыми знаниями, и показывает, как они применяются в данном процессе.
Проекты различают по :
1. доминирующей в проекте деятельности (поисковая, исследовательская, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и др.);
2. по предметно-содержательной области ( монопроект (в рамках одной области знаний); межпредметный проект);
3. характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, страны, разных стран мира);
4. количество участников проекта;
5. продолжительность выполнения проекта[2].
Типы проектов:
· Литературно – творческие проекты – наиболее распространённые типы совместных проектов. При таком типе проектов дети разного возраста, культурного развития, из разных стран мира объединяются для создания какого-то творчества: сказки, журнала, сценария и др.
· Естественно-научные проекты – исследовательские. Они имеют поставленную исследовательскую задачу (например, состояние полей в данной местности и т.д.)
· Экологические также чаще всего требуют привлечения исследовательских, поисковых методов, интегрированного знания из разных областей.
· Языковые (лингвистические) проекты связаны с проблемами изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и поэтому вызывает важнейший интерес участников проекта.
· Культуроведческие проекты связаны с историей и традициями разных стран.
· Спортивными проектами занимаются дети, увлекающиеся каким-либо спортом.
· Географические проекты могут быть исследовательскими, приключенческими и др.
· Исторические проекты исследуют различные проблемы истории.
· Музыкальные проекты объединяют детей, занимающихся или интересующихся музыкой[3].
По продолжительности выполнения проекты бывают:
· Краткосрочными - реализуются на нескольких занятиях;
· средней продолжительности.
· Долгосрочные – занимают от недели до нескольких месяцев[4].
Также различают внутренние (региональные) и международные (участвуют дети из разных стран) проекты. По количеству задействованных детей выделяют личностные, парные и групповые проекты.
Любой проект начинается с выбора темы проекта, его типа, количеству задействованных детей. Затем педагог должен продумать различные проблемы, которые можно исследовать в рамках выбранной темы, после чего ведётся коллективное обсуждение.
На следующем этапе необходимо распределить задачи по группам, подобрать методы исследования, информацию и т.д.
Далее участники проекта самостоятельно работают по своим группам, решая творческие, исследовательские задачи. При этом постоянно проходят промежуточные обсуждения результатов, удач и недоработок. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита.
Завершением деятельности является коллективное обсуждение, экспертиза, объявление результатов внешней оценки, формулировка выводов, подведение итогов.
В зависимости от значимости и актуальности выдвинутых проблем, корректности используемых методов исследования и обработки данных, активности каждого участника (учитываются индивидуальные способности каждого), сплочённости, взаимопомощи, уровня изучения проблемы, доказательства каждого решения, аргументированности выводов, итогов исследования оценивается сам проект.
Проектная деятельность помогает преподавателю заинтересовать детей, используя информационно-коммуникационные технологии, ориентированность на каждого, и привлечь их к самостоятельной деятельности, что является необходимым условием в современном обществе. Главное – продумать способы введения метода проекта в структуру уроков.
Литература
1. Безрукова В. Образовательные технологии: ориентиры для выбора. РЯШ, № 8, 1999.
2. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4.
3. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.
4. Лебедева Л. И., Иванова Е. В. Метод проектов в продуктивном обучении. РЯШ, № 5/2002.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М., 2006.
6. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2.