Развитие творческого потенциала на уроках и во внеклассной деятельности
Аккуратная Ольга Сергеевна,
учитель музыки
ЦЕЛЬ:
Воспитание и развитие личности ребенка. Нравственно - эстетическое воспитание, чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального искусства. Формирование музыкальной культуры школьников.
Стремительно мчится время. Все меняется вокруг: мир, общество, люди, взгляды… Меняются ученики, меняемся мы.
Трудно шагать в ногу со временем, этим, наверное, и сложна профессия учителя, который должен чутко улавливать пульс времени, стараться не отставать от него, а лучше – немного уйти вперед, определив для себя перспективу своего с детьми совместного путешествия в мир познания искусства. Искать новое - так же естественно как жить, но не всегда поиски приносят радость открытия, но и без поиска, без эксперимента, без нового взгляда на привычное, знакомое нет жизни на уроке, нет жизнеспособности предмета в целом.
Я работаю в школе уже 38 лет; были удачи и неудачи, радости и моменты отчаяния. Дети многому меня научил, а главное - заставили понять , казалось бы , самые простые истины: пока интересно учителю – интересно детям. Только постоянное творчество учителя рождает в душах учеников неуловимый отзвук сотворчества, сопереживание, наконец, того самого сотрудничества, о котором мы так много говорим.
Хотелось бы на уроках музыки во внеклассной работе систематизировать музыкальную работу и в области восприятия музыки, развития музыкальной память, слуха, метроритмического чувства и т.д. Для этого выбираю новые задания, дидактические музыкальные игры, творческие задания, своеобразные музыкальные диктанты на определенные лада, гармонических: интересов, аккордов, склада, основных ладовых функций и т.д. Хотелось бы объединить в единый блок композиторов представляющих важнейшие исторические художественные стили: барокко. Классицизм, романтизм.
Урок музыки я насыщаю музыкой предлагаемого автора или авторов его круга, его эпохи или фольклорными параллелями его творчеству. Музыка данного автора вводится и в распевание, и в упражнения, и в пропевание - ознакомления. Стараюсь найти вокальное произведение данного автора, доступное по возрасту учащимся, предлагаю тесты на определение стиля данного автора.
Песенная форма, ее интонационные способности в силу специфики жанра, ее доступности, дает более широкие возможности для познания музыкального искусства. Классика – незаменимый инструмент воспитания музыкального и художественного вкуса: своим высоким художественным уровнем, глубоким содержанием богатством ассоциаций, она обогащает и совершенствует душу ребенка, который соприкасается с ней.
Предлагаю самостоятельную работу по сравнению музыкальных произведений: найти общее, разное, сравнить интонацию, лад, темп, регистр. Дидактические музыкальные игры: определение лада, интервалов, аккордов, тона и полутона, склада (фактуры) композиционного стиля и т.д.
Все задания обязательно оцениваются, причем зачастую дети оценивают себя сами в зависимости от результата. Они сами считают свои ошибки. Бывают не очень честные подсчеты но если эту работу проводить регулярно, не ставить двоек и троек, а только «четыре» и «пять», а главное – убеждаю ребят, что процесс учения важнее сегодняшней отметки, то дети трудятся честно, кто то получает отметку, а кто то сегодня еще нет, «научимся, если будем честно и серьезно трудиться»
Люблю работать тестами. Тест - это проблемная задача большей или меньшей сложности. В основном даю тесты и на определение лада, формы и других выразительных средств музыки. Например: найти музыку Моцарта и определить склад музыки. Игра: музыкальный диктант «Узнаешь по главной интонации знакомые по урокам произведения», «Если бы я был композитором», Сергей Есенин «Поет зима, аукает», рисунки к пьесе «Шествие гномов». Или сочинить сказку, где музыка – главное действующее лицо. Диктант на узнавание прослушанных произведений Грига, Чайковского, и др. Тест на определение тембра групп инструментов симфонического оркестра.
Главное, к чему я стремлюсь – вызвать в детях и подростках ясное понимание, что музыка не простое развлечение, а важная часть самой жизни в целом.