Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Статья

Роль современного урока в формировании ключевых компетенций

 

Павлюченко Яна Александровна

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современной России. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий образовательного процесса и , конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Цель образования формирование ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в текстах «Стратегии модернизации содержания общего образования» «( 2001 г.) , «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»: ( Зимняя И.А. 2001 г.) и в образовательных стандартах второго поколения. Что же в педагогике подразумевается под компетенцией?

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетентность-умение использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической деятельности.

Понятие «компетенция» составляю

• знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы.

• навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи.

• способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу.

• стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. В поведении проявляются наши ценности, этика, убеждения и реакция на окружающий мир.

• усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.

Образовательные компетенции – это требования к образовательной подготовке, выраженные совокупностью  знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучающегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.  Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

На основе главных целей общего образования выделяют семь ключевых  компетенции. Роль современного урока и заключается в том ,чтобы сформировать у обучающихся эти компетенции. Как же это можно сделать на уроках географии:  

1. 2.Уроки «Экономической и социальной географии мира», направлены на формирование информационной компетенции. У учащихся формируются умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее и передавать при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Так на изучение темы «Глобальные проблемы современности» в календарно тематическом планировании отводится мало времени, поэтому целесообразно изучить её в форме лекционно-семинарских занятий. На первом уроке учитель читает лекцию «Глобальные проблемы современности  и их классификация» с использованием презентации. На втором этапе урока класс делится на шесть  микрогруп каждая, получает задание «Представить одну из глобальных проблем в виде проекта» это может быть презентация, реферат, сообщение или иная форма. Шестая группа готовит проект « Пути решения и глобальные прогнозы». На подготовку проектов дается неделя, так как урок географии в 11 классе один раз в неделю. Следующие три занятия проходят в форме семинара, последней защищает свой проект шестая микрогрппа. Во время работы, над проектом обучающиеся учатся  работать в микрогруппе, выступать перед аудиторией, задавать вопросы и четко формулировать  ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания апонентов, аргументировать свое мнение в группе, представлять презентации. Таким образом, у них формируютсякоммуникативные компетенции.

  3. Ценностно-ориентированные . Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с  его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции помогают обучающимся в  учебном и профессиональном самоопределении Они формируются на протяжении всего курса изучения географии.

Образовательные. Это способности обучающихся активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку по предмету. На уроках географии формированию этой компетенции способствует не только изучение теоретического материала , но и выполнение практических работ. Использование учебных  видеофильмов: «Вулканы, землетрясения, айсберги, цунами, ураганы» в шестом классе позволяют обучающимся образно представить эти грозные явления природы. В курсе географии материков и океанов активное использование видеофильмов, Интернет ресурсов, позволяют сформировать у обучающихся представление о многообразии растительного и животного мира материков. В седьмом классе можно использовать небольшие презентации при изучении стран и народов мира, чтобы  обучающиеся познакомились с культурой,  традициями, особенностями хозяйственной деятельности стран и народов мира. Начиная с шестого класса уроки обобщения и систематизации знаний и умений необходимо проводить в виде тестового контроля с дифференцированными заданиями. Это позволит определить степень усвоения материала и отработать навыки подготовки к ГИА и ЕГЭ.  

5. Общекультурные. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы .

Формирование общекультурных компетенции. Например,  изучение темы «Народы и религии России» в 9 классе можно проводить в виде семинара. Класс делиться на три группы: первая готовит православие традиции, культура, особенности быта русского народа, вторая ислам и культура народов Северного Кавказа, третья буддизм и культура народов юга Сибири. Проекты готовятся в форме мультимедийных презентаций и защищаются на уроке. Проведение такого урока позволяет показать детям, что они живут в многонациональной и многоконфессиональной стране, формировать чувство гордости за свою Родину. Изучение физической географии Росси 8 класс с использованием ресурсов Интернет например показ фрагментов фильма «Россия от края и до края» позволяет показать красоту природы, ощутить мощь и размеры территории, почувствовать свою причастность к этой красоте.      

 6. Социально-трудовые. Это способность и умения, обеспечивающие человеку возможность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда.  Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Обучающиеся овладевают минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. С социально-трудовой связана профессиональная компетенция. 

Особенно благоприятные возможности для формирования профессиональ­ной компетентности имеет курсэкономическойгеогра­фии России. Здесь учащиеся знакомятся с условиями и особен­ностями труда в различных отраслях материального производ­ства и непроизводственной сферы. Изучают тему «Трудовые ресурсы и рынок труда и занятости».  Для овладения любой профессией нужен широкий круг зна­ний, получаемый при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и в  географии.

В курсе физической географии учащиеся знакомятся с исследовательскими профессиями - получают представления о работе топографа, картографа, метеоролога, гидролога, океано­лога, геолога, эколога, почвоведа,  с профессиями по научному природопользованию, охране и преобразованию природы — землеустроитель,  проектировщик насе­ленных пунктов и др. На уроках и в кружковой работе учитель географии выявляет учащихся, интересующихся науками о Земле, углубляет их интерес, рекомендует учащихся на геогра­фические олимпиады,

Процессы в географической оболочке протекают в соответ­ствии с законами физики, химии, биологии. Поэтому специали­стам исследовательских профессий требуются знания не только физической географии, но и точных наук, умение работать с современной техникой и компьютерами. Во всех исследова­тельских профессиях много кропотливого труда.

Чтобы у обучающихся не складывалось одностороннее пред­ставление только об увлекательной стороне той или иной про­фессии, им показываются и сложности, трудности работы   по этой профессии, но самое главное — раскрытие ее значения в народном хозяйстве, воспитание уважения ко всем видам тру­да, профессиям и специальностям.  Нет престижных и не пре­стижных профессий и видов трудовой деятельности, а есть пре­стижные работники любой специальности. Это люди отличаются высокой квалификацией, работающие творчески. В любой профес­сии требуются высокое мастерство, знания и умения, творче­ский подход. Роль современного урока сформировать эти компетенции, так как к концу девятого класса обучающиеся должны выбрать профиль обучения и профессионально самоопределиться.

 7. Личностного самосовершенствования. Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной  саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам обучающийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях. Для формирования данных компетенций обучающиеся широко используют ресурсы Интернет, энциклопедии, программы тренажеры ,практикумы для подготовки к ГИА и ЕГЭ .

 Формирование основных компетенций не возможно на одном уроке, каким бы современным он  не был, это необходимо делать на протяжении всего курса. Это обуславливает:   

экономическая необходимость - подготовка молодого поколения к жизни в информационном об­ществе

социальная необходимость заключается в том, что социально-трудовые и коммуникативные компетенции  обеспечивает молодому человеку заня­тость в соответствии с его интересами и способностями быть конкурентно способным на рынке труда.

нравственная необходимость заключается в том, что формирование компетенций рассматривается как важнейший фактор формирования личности

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»