Организация работы учителя по самообразованию
Ховина Татьяна Валентиновна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №235
им. Д.Д.Шостаковича
Эффективность повышения квалификации учителя зависит от соблюдения трёх основных принципов: систематичности, непрерывности и обязательности.
Одним из основных принципов является принцип непрерывности пополнения знаний, требующий от учителя постоянного творчества.
Важнейшим моментом в этом деле является правильная, системная поэтапная постановка работы над самообразованием или индивидуальной темой учителя, связанной с развитием профессионального мышления учителя.
Вторым этапом работы учителя над темой является составление плана, в котором даётся разработка тех вопросов, которые будут им изучаться как в теоретическом, так и в практическом плане. Важно, чтобы эти вопросы учитель сформулировал сам до изучения источников.
В целом, данный подход к изучению тем не только расширяет кругозор и педагогическую эрудицию учителя, но и даёт ему «ключ» для планирования, проведения и обобщения собственной методической работы
Особенное внимание надо уделять работе с литературными источниками, проведению опытно-экспериментальной работы, анализу и наблюдению положительного опыта других, обобщению собственного опыта работы, анализу результатов работы над индивидуальной темой, а также оценке эффективности полученных результатов.
При планировании самообразовательной работы, знание теории своего предмета должно быть одним из главенствующих.
Сегодня, когда бурными темпами обновляется и совершенствуется вся система образования, настойчиво ведутся поиски наиболее эффективных и результативных приёмов обучения, необходимо обеспечить непрерывность образовательной работы педкадров. Учитель должен систематически работать над собой, над пополнением своей методической копилки.
Самообразование учителя должно быть организовано таким образом, чтобы вся его деятельность как можно быстрее получила практический выход в повышении качества знаний учащихся и уровня их воспитанности.
Самообразование должно быть самоуправляемым. Подготовку и руководство самообразованием осуществляют методкабинеты, школьные предметные комиссии и методобъединения, директор школы. При этом чтобы самообразование было целенаправленным, предметным следует изучать работу учителей, качество знаний, умений и навыков учащихся по предметам, выявлять недостатки и причины их породившие, намечать пути их устранения. Именно в это время следует ориентироваться на те вопросы дидактики, психологии, теории воспитания, которые помогут полнее раскрыть содержание проблемы, над которой должен работать учитель, группа учителей или весь педагогический коллектив.
Некоторые опытные педагоги считают, что им уже не нужно работать над собой. Это неправильно. Самообразование сегодня необходимо любому педагогу - и начинающему потому, что он еще многого не знает, и опытному- потому что он многое уже забыл. Всем педагогам хорошо известен творческий поиск учителей-новаторов Шаталова и Амонашвили, Волкова и Ильина, Лысенковой и Щетинина, других их коллег, а также основные идеи созданной ими педагогики сотрудничества.
Новаторский опыт не должен предполагать полное его усвоение и применение на практике. Но знакомство с новаторским опытом во время самообразовательной работы - обязательно, так как новаторский опыт значительно активизирует творческую инициативу учителя, поиски им наиболее результативных приёмов обучения.
Учителем не рождаются. Учителем становятся, если в школе хорошо будет организована самообразовательная работа, если методическая служба будет работать эффективно, целенаправленно и самое главное - без сбоев.
Самообразовательная работа должна включать и взаимопосещение уроков, обсуждение рабочих планов, развёрнутых конспектов занятий, проведение открытых уроков, отражающих деятельность учителя по избранной им теме.
Самообразование учителя, выбор путей и методов должны определяться желаниями самого учителя и необходимостью восполнения недостатков в знаниях, методах. Учитель сам должен решить, по какой теме он думает усовершенствовать своё образование, какие исследования, эксперименты он планирует провести в течение учебного года.
В самообразовательной работе важное значение приобретает работа с молодым специалистом.
Как правило, молодой специалист относительно хорошо разбирается в теории, но слабо владеет педагогической техникой. И чем лучше будет поставлена педагогичная самообразовательная работа с молодым специалистом, тем быстрее из него вырастит хороший педагог. Общеизвестно, что трудности начинающих учителей связаны, прежде всего, с решением воспитательных задач и с дисциплинированием учащихся на уроке. Многие молодые специалисты, хорошо подготовленные, теоретически не умеют передать учащимся знания, т. к. не могут учесть их индивидуальные и групповые особенности, плохо владеют активными методами объяснения (создание проблемных ситуаций, постановка вопросов, стимулирующих поисковую активность и самостоятельность учащихся). Встречаются факты, когда молодой учитель ведёт урок вроде бы и правильно, часто с применением всего арсенала наглядных пособий, но учащиеся остаются пассивными. Что больше всего способствует преодолению этих трудностей?
В первую очередь - самостоятельное изучение научно-методической литературы и деловое сотрудничество с опытными коллегами-наставниками. Наиболее сложившимися формами методической работы с молодыми специалистами является наставничество, школа молодого учителя и консультации по узловым вопросам учебно-воспитательного процесса. Выбор форм и методов работы с молодыми специалистами зависят от многих факторов, но все они вместе взятые должны обеспечить решение определённого круга вопросов, содержание которых остаётся постоянным в любом педагогическом коллективе.