Педагогический проект
Повышение родительской компетентности
как средство ранней профилактики зависимого поведения
Маленок Ольга Владимировна,
педагог ГБДОУ д/с №61
Содержание
Методика построения программы 5
Тема 1. Окно в мир ребенка. Поиски взаимопонимания 6
Тема 2. Аддиктивные формы поведения личности. Причины и пути профилактики 6
Тема 3. Типы семейного воспитания 7
Организационно-педагогические условия 10
Временные и материальные ресурсы 10
Требования к квалификации ведущего 10
Пояснительная записка
Актуальность программы
Наркотическая ситуация в России динамично усугубляется. Идёт процесс «омоложения» потребителей. Сейчас наркозависимость регистрируется даже у детей младшего школьного возраста. В связи с этим возникает необходимость, в разработке профилактических мер начиная уже с дошкольного возраста. Большинство зарубежных стран столкнулось с проблемой наркозависимости намного раньше наших соотечественников, в связи с этим за рубежом существуют системы работы, где антинаркогенное обучение начинается уже в дошкольном возрасте.
На данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является первичная личностно-ориентированная профилактика наркотизации детей и подростков. Поколение молодых людей, которому сейчас до 20 лет, оказывается повально вовлеченным в употребление наркотиков. “Благополучный район”, “престижное учебное заведение”, наличие железных дверей не являются больше преградой, запрет, и запугивание не работают. Идет “охота” на детей из благополучных семей.
Следует учитывать, что приобщению дошкольников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ, способствуют специфические психологические факторы. К таким факторам относится: восприимчивость, внушаемость, которые, в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых, и желанием копировать поведение взрослых могут в неблагоприятных условиях составить основу установки на употребление ПАВ.
К сожалению, современные дети рождаются уже с различными отклонениями в здоровье, причиной которых является сложная беременность, травмы при родах, неблагоприятное течение периода новорожденности. Таким образом, отклонения в здоровье, слабость нервной системы, психическая неуравновешенность так же могут быть причиной употребления детьми ПАВ.
И самым главным, на мой взгляд, фактором, стимулирующим детей употреблять ПАВ, является социальная ситуация, и в первую очередь семья. Родительские установки, особенности семейного воспитания, ценности, моральные принципы и семейные традиции, образцы поведения родителей все это оставляет неизгладимый след и формирует определенное мировоззрение у еще незрелой личности.
Семья для ребёнка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. К сожалению, у современных родителей не всегда возникает потребность задуматься над тем какое воспитание и развитие они осуществляют и к чему это может привести, чаще ждут быстрых экстренных мер, когда проблема становится непреодолимой. Обеспечение психологической поддержки семейного воспитания в современной ситуации, является одной из насущных задач, стоящих перед образовательными учреждениями.
С психологическими проблемами сталкиваются не полные семьи. Матери-одиночки несут дополнительную экономическую нагрузку, у них уже не остается сил на выстраивание гармоничных отношений со своими детьми, и дети в таких семьях испытывают дефицит общения, любви и приятия, что вызывает у них социальную тревожность, отклонения в поведении с целью привлечения внимания взрослого любой ценой.
С психологическими проблемами сталкиваются и более обеспеченные семьи. Требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что ребёнок больше времени проводит с нянями, чем с родителями.
Затрудняют общение ребёнка и взрослого и некоторые достижения цивилизации. Своё свободное время родители предпочитают проводить за просмотром телевизионных передач или за компьютером, что тоже увеличивает дефицит общения ребёнка с взрослым.
Для большей части родителей при взаимодействии с детьми характерны низкий уровень требовательности и одновременно строгость и контроль.
Современные родители достаточно информированы в вопросах развития детей и их воспитания. Этой проблеме уделяют внимание средства массовой информации. Статьи на эти темы содержат периодические печатные издания, выпускается много книг и брошюр, при необходимости можно найти нужную информацию в интернете. Но, как показывает опыт, знания родителей оказываются недостаточными, чтобы применять их для решения практических задач и возникает чувство родительской некомпетентности.
Все чаще возникает необходимость в создании родительских клубов, где родители могли бы получать практические знания и умения, которые помогут им лучше понять своего ребёнка и строить гармоничные отношения, построенные на любви, доверии и уважении. Семейная атмосфера, где ребенка уважают, любят, заботятся о его потребностях в первую очередь социально-нравственных, и будет наиболее действенной формой профилактики употребления ПАВ детьми.
Адресат
Программа адресована родителям детей старшего дошкольного возраста. Группы могут формироваться по инициативе самих родителей.
Цель и задачи программы
Цель:
Информированность родителей по ряду интересующих их вопросов, с целью создания условий для формирования конструктивных детско-родительских отношений.
Задачи:
· Актуализировать потребность участников в повышении родительской компетентности;
· Расширить возможности родителей в понимании своего ребёнка;
· Научить участников новым способам взаимодействия с ребёнком;
· Оказать помощь в реализации творческого потенциала родителей в создании благоприятного микроклимата в семье, основанного на принятии и взаимном уважении.
Содержание программы
Программа состоит из 5 занятий с родителями, построенных в форме групповых консультаций с элементами психологического тренинга. Далее по инициативе родителей занятия продолжаются, тематика выбирается исходя из запросов родителей.
Табл. 1. Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Темы занятий |
Продолжительность (час) |
1. |
Окно в мир ребенка. Поиски взаимопонимания. |
2 |
2. |
Аддиктивные формы поведения личности. Причины и возможные пути профилактики. |
2 |
3. |
Типы семейного воспитания. Возможности изменения стиля родительского отношения к детям. |
2 |
4. |
Тревожный ребенок. |
2 |
5. |
Агрессивный ребенок. |
2 |
Всего: |
10 |
Наряду с этими основными темами по запросу родителей программа может быть дополнена групповыми консультациями и на другие темы с целью повышения родительской компетентности по вопросам воспитания и развития детей. Так же проводятся индивидуальные консультации по запросам родителей, осуществляется дистанционное консультирование и оформляются уголки психолога в группах.
Методика построения программы
Занятия с родителями проводятся в форме групповых консультаций с элементами психологического тренинга, на которых применяются следующие методические средства:
· психогимнастические упражнения на создание и поддержание работоспособности, формирование позитивной эмоциональной атмосферы, на групповое сплочение;
· короткие лекции (15-20 мин.);
· групповое обсуждение;
· упражнения на овладение навыками;
· работа в парах и малых группах;
· индивидуальная работа;
· практические задания;
Краткое содержание занятий
Тема 1. Окно в мир ребенка. Поиски взаимопонимания
Цель:
Формирование мотивации и эмоционального настроя на совместную работу.
Задачи:
· познакомить участников друг с другом и с групповой формой работы;
· выяснить ожидания и опасения родителей,
· познакомить участников с особенностями и преимуществами принимающего поведения.
План занятия:
Форма работы |
Цель |
Содержание |
Упражнение «Немного о себе» |
Знакомство участников друг с другом и с ведущими |
Участники сообщают своё имя, род деятельности, количество детей и их возраст |
Принятие правил работы в группе |
Организация работы и общения в группе |
Участники обсуждают, формулируют и принимают правила |
Информационный блок |
Уточнение представлений участников о программе |
· цели и задачи · регламент работы · формы работы |
Упражнение «Книга мудрости» |
Уточнение ожиданий участников от программы |
Приложение 1. |
Демонстрационная игра «Я родитель» |
Актуализация потребности участников в повышении родительской компетентности |
Участники формулируют напутствие своему ребёнку. По окончании игры зачитывают его и делятся своими впечатления-ми. |
Информационный блок «Стадии детского развития» |
Расширение представлений родителей в понимании своей роли в становлении личности ребёнка |
· кризисы развития · задачи развития на каждом возрастном этапе по Э. Эриксону · роль родителей в формировании личностных качеств ребёнка |
Упражнение «Огорчает-радует» |
Улучшение рефлексии взаимоотношений родителей с ребёнком |
Родители заполняют таблицу, формулируют, что их огорчает и что радует в их ребёнке |
Информационный блок «Язык принятия ребёнка» |
Знакомство с особенностями и преимуществами принимающего поведения |
· безусловное принятие · правила принятия · причины, мешающие безусловному принятию ребёнка |
Завершение занятия |
Подведение итогов занятия |
Получение обратной связи от участников |
Тема 2. Аддиктивные формы поведения личности. Причины и пути профилактики
Цель:
Формирование представлений о формах аддиктивного поведения. Причины аддиктивного поведения и возможные пути профилактики.
Задачи:
· Сформировать представления об аддиктивных проявлениях личности, причинах, видах и факторах такового.
· Сформировать представления о том, что причины возникновения аддиктивного поведения и профилактика такового идет из семьи.
План занятия:
Форма работы |
Цель |
Содержание |
Начало занятия |
Создание настроя на работу |
Участники делятся впечатлениями |
Демонстрационная игра «Общение на разных уровнях» |
Создание работоспособности, формирование позитивной эмоциональной атмосферы |
приложение 3 |
Информационный блок « Аддиктивное поведение» |
Расширение представлений родителей о причинах, формах и профилактике аддиктивного поведения |
· Что такое аддиктивное поведение · В каком возрасте чаще всего встречается · Причины ведущие к аддиктивному поведению · Почему важна ранняя профилактика · Приложение 4 |
Упражнение |
Улучшение рефлексии взаимоотношений родителей с ребёнком |
Родители заполняют анкету "Находят ли понимание потребности вашего ребенка дома?" Приложение5 |
Завершение занятия |
Подведение итогов занятия |
Получение обратной связи от участников |
Тема 3. Типы семейного воспитания
Цель:
Осознание участниками возможности изменения стиля родительского отношения к детям.
Задачи:
· проанализировать разные типы семейного воспитания,
· исследовать установки участников, унаследованные ими в родительской семье.
План занятия:
Форма работы |
Цель |
Содержание |
---|---|---|
Начало занятия |
Создание настроя на работу |
Получение обратной связи по предыдущей теме.
|
Игра «Хвосты» |
Создание работоспособности, формирование позитивной эмоциональной атмосферы |
Приложение 6 |
Тест «Стили родительского поведения» |
Исследование участниками своего предпочтительного типа родительского поведения |
Приложение 8. |
Информационный блок «Стили родительского воспитания» |
Осознание особенностей каждого стиля воспитания |
· авторитарный · либеральный · индифферентный · авторитетный · приложение 10 |
Упражнение «Ребёнок в нас» |
Поддержание работоспособности, активизация детского эго-состояния участников |
Бросая мяч, участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты была …». В ответ можно согласиться с данной характеристикой или нет. |
Визуализация «Родительская семья». |
Активизация детского эго-состояния участников |
Участников просят закрыть глаза и вспомнить свою родительскую семью |
Упражнение «Родительские установки» |
Осознание участниками сформированных родительских установок |
Участников просят закончить предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что…», «Непослушный ребёнок – это …» и т.п. |
Тест «Три Я» |
Исследование участниками своего предпочтительного типа реагирования |
Приложение 9. |
Информационный блок «Три различных состояния нашего Я» |
Знакомство с представлениями о трёх состояниях нашего «Я» |
· родительское «Я» · взрослое «Я» · детское «Я» |
Практическое задание «Мои сильные качества» |
Осознание участниками своих сильных сторон |
Участников просят сформулировать и назвать свои сильные качества, которые проявляются в семье |
Упражнение «Аплодисменты» |
Поддержание позитивного эмоционального настроя |
Один из участников встаёт в центр круга, остальные ему аплодируют. Каждый получает столько аплодисментов, сколько пожелает. |
Завершение занятия |
Подведение итогов занятия |
Получение обратной связи от участников и объяснение домашнего задания |
Тема 4. Тревожный ребенок
Цель:
Формирование представлений о причинах тревожного состояния детей и возможностях профилактики.
Задачи:
· проанализировать причины тревожного сотояния детей
· познакомиться с формами проявления тревожного состояния
· актуализация потребности к изменению неконструктивных родительских установок, как одной из причин вызывающих тревогу у детей.
· Обучение игровым приемами упражнениям по профилактике тревожного состояния
План занятия:
Форма работы |
Цель |
Содержание |
---|---|---|
Начало занятия |
Создание настроя на работу |
Получение обратной связи по предыдущим темам.
|
Игры с мячом |
Формирование благоприятной психологической атмосферы, знакомство с играми на развитие речи и понятийного мышления |
Участники играют в игры: «Скажи наоборот», «Четвёртый лишний», «Меняемся местами те кто…», |
Информационный блок «тревожный ребенок» |
формирование представлений о детской тревожности |
· Как проявляется тревожность · Причины возникновения · Негативные последствия · Пути преодоления
|
Игры и упражнения на снижение тревожности |
повышение самооценки снижение уровня тревожности повышение эмоционального настроя |
"Похвалилки" ,"Пингвины" ,"Воздушный бал", "Огонь-лед", "Колокол" и др. приложение 10 |
Завершение занятия |
Подведение итогов занятия |
Получение обратной связи от участников и объяснение домашнего задания |
Тема 5. Агрессивный ребенок
Цель:
Формирование представлений о причинах агрессивного поведения детей и возможностях его профилактики.
Задачи:
· проанализировать причины агрессивных поведенческих проявлений детей
· познакомиться с формами проявления агрессивности
· актуализация потребности к изменению неконструктивных родительских установок, как одной из причин, провоцирующих у детей агрессивное поведение.
· Обучение игровым приемами упражнениям по профилактике агрессивного поведения
План занятия:
Форма работы |
Цель |
Содержание |
---|---|---|
Начало занятия |
Создание настроя на работу |
обсуждение домашнего задания на определение тревожных состояний у детей и проведение игровой практики со своими детьми
|
Игровые упражнения |
формирование эмоционально положительного фона |
проигрывание понравившейся игры из темы "Тревожный ребенок" |
Информационный блок «агрессивный ребенок» |
формирование представлений о детской агрессивности |
· Как проявляется агрессивность · Причины возникновения · Негативные последствия · Пути преодоления |
Игры и упражнения на снижение агрессивности |
создание эмоционально положительного фона обучение выплескивать гнев в приемлемой форме сплочение группы |
"Маленькое приведение" "Злые мыльные пузыри"" "Шумный оркестр"" Театр марионеток" и др. из Картотеки "Игры для задиристых детей" |
практическое задание |
снижение детской агрессивности |
составление шпаргалки для родителей, как общаться с агрессивным ребенком |
Завершение занятия |
Подведение итогов занятия |
Получение обратной связи от участников |
Оценка результативности
Способы оценки результативности программы:
· анализ ожиданий, высказанных участниками в начале занятий и их впечатлений по окончании программы (Приложение 1);
· анкетирование участников по окончании программы.
Организационно-педагогические условия
Временные и материальные ресурсы
Программа построена из 5 занятий с родителями по 2 часа каждое. Продолжительность всей программы 10 часов. Частота встреч определяется с учётом пожеланий участников группы. Перерывы между занятиями должны быть, с одной стороны, достаточно малы, чтобы у участников сохранялся настрой на психологическое общение, с другой стороны, достаточно велики, чтобы родители имели возможность применять получаемые навыки в общении с детьми и анализировать это. Наиболее рациональным является режим занятий 1 раз в неделю. В группу может входить от 7 до 12 человек.
Занятия проводятся в отдельном помещении, достаточно просторном, чтобы участники могли сесть в круг и имели достаточно места для выполнения психогимнастических упражнений, требующих их перемещения.
Требования к квалификации ведущего
Ведущий, реализующий программу, должен иметь психологическое образование, иметь опыт работы в психологических группах в качестве участника, опыт проведения тренинговых групп и опыт работы с детьми дошкольного школьного возраста. Ведущий должен владеть навыками поддержки, активного слушания, «Я-высказывания» и применять их по отношению к участникам группы во время их совместной деятельности.
Литература
Литература для психологов
1. Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2008.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. Ред. М.С. Мацковского – СПб.: Дениздат, 1992.
3. Коноваленко С.В. Как подготовить ребёнка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.: Эксмо, 2003.
4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.
6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.
7. Сиратюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
8. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н / Д: Феникс, 2006.
9. Шингаева И.В. Коротковская И.Е. Программа психолого-педагогического сопровождения "Родительское счастье" СПб.: АППО 2011
10.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2009.
11.Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/3, с. 47–54.
12.Короленко Ц.П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/4, с. 17–29.
13.Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, с. 8–15.
14.Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М. 1995.
Литература для родителей
1. Баркан А.И. Его Величество Ребёнок какой он есть. Тайны и загадки. – М.: АО «Столетие», 1996.
2. Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2008
3. Васильева И. Книга сказочных игр. Волшебный сундучок. – СПб.: Речь, 2009.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2009.
7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Игры для задиристых детей. – СПб.: Речь, 2011.
8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Игры для гиперактивных детей. – СПб.: Речь, 2011.
9. Плотникова Н.В. 100 и 1 игра на развитие у ребенка навыков общения и уверенности в себе.СПб.: Речь,2011
10.Настольные игры для всей семьи. / Сост. Барышникова Т. – СПб.: КРИСТАЛЛ, 1999.
11.Популярная психология для родителей: 2-е изд, испр. / Под ред А.С. Спиваковской. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
12.Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
13.Слуцкий В.И. Мои дорогие дети. – СПб.: Речь, 2009.
14.Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребёнок как личность. – М., 1994.
15.Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
16.Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. – СПб.: Питер Пресс, 1997.