Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогический проект

Повышение родительской компетентности
как средство ранней профилактики зависимого поведения

 

Маленок Ольга Владимировна,
педагог  ГБДОУ  д/с №61

Содержание

Пояснительная записка   3

Актуальность программы   3

Адресат  4

Цель и задачи программы   4

Содержание программы    5

Методика построения программы   5

Краткое содержание занятий   6

Тема 1. Окно в мир ребенка. Поиски взаимопонимания  6

Тема 2. Аддиктивные формы поведения личности. Причины и пути профилактики  6

Тема 3. Типы семейного воспитания  7

Тема 4. Тревожный ребенок  8

Тема 5. Агрессивный ребенок  9

Оценка результативности   10

Организационно-педагогические условия   10

Временные и материальные ресурсы   10

Требования к квалификации ведущего   10

Литература   11

Литература для психологов  11

Литература для родителей  12

                                                                                     

 

Пояснительная записка

Актуальность программы

Наркотическая ситуация в России динамично усугубляется. Идёт процесс «омоложения» потребителей. Сейчас наркозависимость регистрируется даже у детей младшего школьного возраста.   В связи с этим возникает необходимость, в разработке  профилактических мер начиная уже с дошкольного возраста.  Большинство зарубежных стран столкнулось с проблемой наркозависимости намного раньше наших соотечественников, в связи с этим  за рубежом существуют системы работы, где антинаркогенное обучение начинается уже в дошкольном возрасте.

На данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является первичная личностно-ориентированная профилактика наркотизации детей и подростков. Поколение молодых людей, которому сейчас до 20 лет, оказывается повально вовлеченным в употребление наркотиков. “Благополучный район”, “престижное учебное заведение”, наличие железных дверей не являются больше преградой, запрет, и запугивание не работают. Идет “охота” на детей из благополучных семей.

Следует учитывать, что приобщению дошкольников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ, способствуют специфические психологические факторы. К таким факторам относится: восприимчивость, внушаемость, которые, в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых, и желанием копировать поведение взрослых  могут в неблагоприятных условиях составить основу установки на употребление ПАВ.

К сожалению, современные дети рождаются уже с различными отклонениями в здоровье, причиной которых является сложная беременность, травмы при родах, неблагоприятное течение периода новорожденности. Таким образом,  отклонения в здоровье, слабость нервной системы, психическая неуравновешенность так же могут быть причиной употребления детьми ПАВ.

И самым главным, на мой взгляд, фактором, стимулирующим детей употреблять ПАВ, является социальная ситуация, и в первую очередь семья. Родительские установки, особенности семейного воспитания, ценности, моральные принципы  и семейные традиции, образцы поведения родителей все это оставляет неизгладимый след и формирует определенное мировоззрение у еще незрелой личности.

Семья для ребёнка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. К сожалению, у современных родителей не всегда возникает потребность задуматься над тем какое воспитание и развитие они осуществляют и к чему это может привести, чаще ждут быстрых экстренных мер, когда проблема становится непреодолимой. Обеспечение психологической поддержки семейного воспитания в современной ситуации, является  одной из насущных задач, стоящих перед образовательными учреждениями.

С психологическими проблемами сталкиваются не полные семьи.  Матери-одиночки  несут дополнительную экономическую нагрузку,  у них уже не остается сил на выстраивание гармоничных отношений со своими детьми, и дети в таких семьях  испытывают дефицит общения, любви и приятия, что вызывает у них социальную тревожность, отклонения в поведении с целью привлечения внимания взрослого любой ценой.

С психологическими проблемами сталкиваются и более обеспеченные семьи. Требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что ребёнок больше времени проводит с нянями, чем с родителями.

Затрудняют общение ребёнка и взрослого и некоторые достижения цивилизации.  Своё свободное время родители предпочитают проводить за просмотром телевизионных передач или за компьютером, что тоже увеличивает дефицит общения ребёнка с взрослым.

Для большей части родителей при взаимодействии с детьми характерны низкий уровень требовательности и одновременно строгость и контроль.

Современные родители достаточно информированы в вопросах развития детей и их воспитания. Этой проблеме уделяют внимание средства массовой информации. Статьи на эти темы содержат периодические печатные издания, выпускается много книг и брошюр, при необходимости можно найти нужную информацию в интернете. Но, как показывает опыт,  знания родителей оказываются недостаточными, чтобы применять их для решения практических задач и возникает чувство родительской некомпетентности.

Все чаще возникает необходимость в создании родительских клубов, где родители могли бы получать практические знания и умения, которые помогут им лучше понять своего ребёнка и строить  гармоничные отношения, построенные на любви, доверии и уважении. Семейная атмосфера, где ребенка уважают, любят, заботятся о его потребностях в первую очередь социально-нравственных, и будет наиболее действенной формой профилактики употребления ПАВ детьми.

Адресат

Программа адресована родителям детей  старшего дошкольного возраста. Группы могут формироваться по инициативе самих родителей.

Цель и задачи программы

Цель:

Информированность родителей по ряду интересующих их вопросов, с целью создания условий для формирования конструктивных детско-родительских отношений.

Задачи:

·        Актуализировать потребность участников в повышении родительской компетентности;

·        Расширить возможности родителей в понимании своего ребёнка;

·        Научить участников новым способам взаимодействия с ребёнком;

·        Оказать помощь в реализации творческого потенциала родителей в создании благоприятного микроклимата в семье, основанного на принятии и взаимном уважении.

                                   

Содержание программы

Программа состоит из 5 занятий с родителями, построенных в форме групповых консультаций с элементами психологического тренинга. Далее по инициативе родителей занятия продолжаются, тематика выбирается исходя из запросов родителей.

Табл. 1. Учебно-тематическое планирование

п/п

Темы занятий

Продолжительность

(час)

1.   

Окно в мир ребенка. Поиски взаимопонимания.

2

2.   

Аддиктивные формы поведения личности.

Причины и возможные пути  профилактики.

2

3.   

Типы семейного воспитания.

Возможности изменения стиля родительского отношения к детям.

2

4.   

Тревожный ребенок.

2

5.   

Агрессивный ребенок.

2

Всего:

10

 

Наряду с этими основными темами по запросу родителей программа может быть дополнена групповыми консультациями и на другие темы с целью повышения родительской компетентности  по вопросам воспитания и развития детей. Так же проводятся индивидуальные консультации по запросам родителей, осуществляется дистанционное консультирование и оформляются уголки психолога в группах.

Методика построения программы

Занятия с родителями проводятся в форме групповых консультаций с элементами психологического тренинга, на которых применяются следующие методические средства:

·        психогимнастические упражнения на создание и поддержание работоспособности, формирование позитивной эмоциональной атмосферы, на групповое сплочение;

·        короткие лекции (15-20 мин.);

·        групповое обсуждение;

·        упражнения на овладение навыками;

·        работа в парах и малых группах;

·        индивидуальная работа;

·        практические задания;

 

Краткое содержание занятий

Тема 1. Окно в мир ребенка. Поиски взаимопонимания

Цель:

Формирование мотивации и эмоционального настроя на совместную работу.

Задачи:

·        познакомить участников друг с другом и с групповой формой работы;

·        выяснить ожидания и опасения родителей,

·        познакомить участников с особенностями и преимуществами принимающего поведения.

План занятия:

Форма работы

Цель

Содержание

Упражнение «Немного о себе»

Знакомство участников друг с другом и с ведущими

Участники сообщают своё имя, род деятельности, количество детей и их возраст

Принятие правил работы в группе

Организация работы и общения в группе

Участники обсуждают, формулируют и принимают правила

Информационный блок

Уточнение представлений участников о программе

·        цели и задачи

·        регламент работы

·        формы работы

Упражнение «Книга мудрости»

Уточнение ожиданий участников от программы

Приложение 1.

Демонстрационная игра «Я родитель»

Актуализация потребности участников в повышении родительской компетентности

Участники формулируют напутствие своему ребёнку. По окончании игры зачитывают его и делятся своими впечатления-ми.

Информационный блок «Стадии детского развития»

Расширение представлений родителей в понимании своей роли в становлении личности ребёнка

·        кризисы развития

·        задачи развития на каждом возрастном этапе по Э. Эриксону

·        роль родителей в формировании личностных качеств ребёнка

Упражнение «Огорчает-радует»

Улучшение рефлексии взаимоотношений родителей с ребёнком

Родители заполняют таблицу, формулируют, что их огорчает и что радует в их ребёнке

Информационный блок «Язык принятия ребёнка»

Знакомство с особенностями и преимуществами принимающего поведения

·        безусловное принятие

·        правила принятия

·        причины, мешающие безусловному принятию ребёнка

Завершение занятия

Подведение итогов занятия

Получение обратной связи от участников

 

Тема 2. Аддиктивные формы поведения личности. Причины и пути профилактики

Цель:

Формирование представлений о формах аддиктивного поведения. Причины аддиктивного поведения и возможные пути профилактики.

Задачи:

·        Сформировать представления об аддиктивных проявлениях личности, причинах, видах и факторах такового.

·        Сформировать представления о том, что причины возникновения аддиктивного поведения и профилактика такового идет из семьи.

План занятия:

Форма работы

Цель

Содержание

Начало занятия

Создание настроя на работу

Участники делятся впечатлениями

Демонстрационная игра «Общение на разных уровнях»

Создание работоспособности, формирование позитивной эмоциональной атмосферы

приложение 3

Информационный блок  « Аддиктивное поведение»

Расширение представлений родителей  о причинах,  формах  и профилактике аддиктивного поведения

·        Что такое аддиктивное поведение

·        В каком возрасте чаще всего встречается

·        Причины ведущие к аддиктивному поведению

·        Почему важна ранняя профилактика

·        Приложение 4

Упражнение

Улучшение рефлексии взаимоотношений родителей с ребёнком

Родители заполняют анкету "Находят ли понимание потребности вашего ребенка дома?"

Приложение5

Завершение занятия

Подведение итогов занятия

Получение обратной связи от участников

 

Тема 3. Типы семейного воспитания

Цель:

Осознание участниками возможности изменения стиля родительского отношения к детям.

Задачи:

·        проанализировать разные типы семейного воспитания,

·        исследовать установки участников, унаследованные ими в родительской семье.

План занятия:

Форма работы

Цель

Содержание

Начало занятия

Создание настроя на работу

Получение обратной связи по предыдущей теме.

 

Игра «Хвосты»

Создание работоспособности, формирование позитивной эмоциональной атмосферы

Приложение 6

Тест «Стили родительского поведения»

Исследование участниками своего предпочтительного типа родительского поведения

Приложение 8.

Информационный блок «Стили родительского воспитания»

Осознание особенностей каждого стиля воспитания

·        авторитарный

·        либеральный

·        индифферентный

·        авторитетный

·        приложение 10

Упражнение «Ребёнок в нас»

Поддержание работоспособности, активизация детского эго-состояния участников

Бросая мяч, участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты была …». В ответ можно согласиться с данной характеристикой или нет.

Визуализация «Родительская семья».

Активизация детского эго-состояния участников

Участников просят закрыть глаза и вспомнить свою родительскую семью

Упражнение «Родительские установки»

Осознание участниками сформированных родительских установок

Участников просят закончить предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что…», «Непослушный ребёнок – это …» и т.п.

Тест «Три Я»

Исследование участниками своего предпочтительного типа реагирования

Приложение 9.

Информационный блок «Три различных состояния нашего Я»

Знакомство с представлениями о трёх состояниях нашего «Я»

·        родительское «Я»

·        взрослое «Я»

·        детское «Я»

Практическое задание «Мои сильные качества»

Осознание участниками своих сильных сторон

Участников просят сформулировать и назвать свои сильные качества, которые проявляются в семье

Упражнение «Аплодисменты»

Поддержание позитивного эмоционального настроя

Один из участников встаёт в центр круга, остальные ему аплодируют. Каждый получает столько аплодисментов, сколько пожелает.

Завершение занятия

Подведение итогов занятия

Получение обратной связи от участников и объяснение домашнего задания

 

Тема 4. Тревожный ребенок

Цель:

Формирование представлений о причинах тревожного состояния детей и возможностях профилактики.

Задачи:

·        проанализировать причины тревожного сотояния детей

·        познакомиться с формами проявления тревожного состояния

·        актуализация потребности к изменению неконструктивных родительских установок, как одной из причин вызывающих тревогу у детей.

·        Обучение игровым приемами упражнениям по  профилактике тревожного состояния

План занятия:

Форма работы

Цель

Содержание

Начало занятия

Создание настроя на работу

Получение обратной связи по предыдущим темам.

 

Игры с мячом

Формирование благоприятной психологической атмосферы, знакомство с играми на развитие речи и понятийного мышления

Участники играют в игры:

«Скажи наоборот»,  «Четвёртый лишний», «Меняемся местами те кто…»,

Информационный блок «тревожный ребенок»

формирование представлений о детской тревожности

·        Как проявляется тревожность

·        Причины возникновения

·        Негативные последствия

·        Пути преодоления

 

Игры и упражнения на снижение тревожности

повышение самооценки

снижение уровня тревожности

повышение эмоционального настроя

"Похвалилки" ,"Пингвины" ,"Воздушный бал", "Огонь-лед", "Колокол" и др. приложение 10

Завершение занятия

Подведение итогов занятия

Получение обратной связи от участников и объяснение домашнего задания

 

Тема 5. Агрессивный ребенок

Цель:

Формирование представлений о причинах агрессивного поведения детей и возможностях  его профилактики.

Задачи:

·        проанализировать причины агрессивных поведенческих проявлений  детей

·        познакомиться с формами проявления агрессивности

·        актуализация потребности к изменению неконструктивных родительских установок, как одной из причин, провоцирующих  у детей агрессивное поведение.

·        Обучение игровым приемами упражнениям по  профилактике агрессивного поведения

План занятия:

Форма работы

Цель

Содержание

Начало занятия

Создание настроя на работу

обсуждение домашнего задания на определение тревожных состояний у детей и проведение игровой практики со своими детьми

 

Игровые упражнения

формирование эмоционально положительного фона

проигрывание понравившейся игры из темы "Тревожный ребенок"

Информационный блок «агрессивный ребенок»

формирование представлений о детской агрессивности

·        Как проявляется агрессивность

·        Причины возникновения

·        Негативные последствия

·        Пути преодоления

Игры и упражнения на снижение агрессивности

создание эмоционально положительного фона

обучение выплескивать гнев в приемлемой форме

сплочение группы

"Маленькое приведение" "Злые мыльные пузыри"" "Шумный оркестр"" Театр марионеток" и др. из Картотеки "Игры для задиристых детей"

практическое задание

снижение детской агрессивности

составление шпаргалки для родителей, как общаться с агрессивным ребенком

Завершение занятия

Подведение итогов занятия

Получение обратной связи от участников

 

Оценка результативности

Способы оценки результативности программы:

·        анализ ожиданий, высказанных участниками в начале занятий и их впечатлений по окончании программы (Приложение 1);

·        анкетирование участников по окончании программы.

Организационно-педагогические условия

Временные и материальные ресурсы

Программа построена из 5 занятий с родителями по 2 часа каждое. Продолжительность  всей программы 10 часов. Частота встреч определяется с учётом пожеланий участников группы. Перерывы между занятиями должны быть, с одной стороны, достаточно малы, чтобы у участников сохранялся настрой на психологическое общение, с другой стороны, достаточно велики, чтобы родители имели возможность применять получаемые навыки в общении с детьми и анализировать это. Наиболее рациональным является режим занятий 1 раз в неделю. В группу может входить от 7 до 12 человек.

Занятия проводятся в отдельном помещении, достаточно просторном, чтобы участники могли сесть в круг и имели достаточно места для выполнения психогимнастических упражнений, требующих их перемещения.

Требования к квалификации ведущего

Ведущий, реализующий программу, должен иметь психологическое образование, иметь опыт работы в психологических группах в качестве участника, опыт проведения тренинговых групп и опыт работы с детьми дошкольного школьного возраста. Ведущий должен владеть навыками поддержки, активного слушания, «Я-высказывания» и применять их по отношению к участникам группы во время их совместной деятельности.

Литература

Литература для психологов

1.    Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2008.

2.    Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. Ред. М.С. Мацковского – СПб.: Дениздат, 1992.

3.    Коноваленко С.В. Как подготовить ребёнка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.: Эксмо, 2003.

4.    Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005.

5.    Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.

6.    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.

7.    Сиратюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

8.    Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н / Д: Феникс, 2006.

9.    Шингаева И.В. Коротковская И.Е. Программа психолого-педагогического сопровождения "Родительское счастье" СПб.: АППО 2011

10.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2009.

11.Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/3, с. 47–54.

12.Короленко Ц.П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/4, с. 17–29.

13.Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, с. 8–15.

14.Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М. 1995.

 

Литература для родителей

1.    Баркан А.И. Его Величество Ребёнок какой он есть. Тайны и загадки. – М.: АО «Столетие», 1996.

2.    Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2008

3.    Васильева И. Книга сказочных игр. Волшебный сундучок. – СПб.: Речь, 2009.

4.    Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

5.    Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

6.    Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2009.

7.    Лютова Е.К., Монина Г.Б. Игры для задиристых детей. – СПб.: Речь, 2011.

8.    Лютова Е.К., Монина Г.Б. Игры для гиперактивных детей. – СПб.: Речь, 2011.

9.    Плотникова Н.В. 100 и 1 игра  на развитие у ребенка навыков общения и уверенности в себе.СПб.: Речь,2011

10.Настольные игры для всей семьи. / Сост. Барышникова Т. – СПб.: КРИСТАЛЛ, 1999.

11.Популярная психология для родителей: 2-е изд, испр. / Под ред А.С. Спиваковской. – СПб.: СОЮЗ, 1997.

12.Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.

13.Слуцкий В.И. Мои дорогие дети. – СПб.: Речь, 2009.

14.Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребёнок как личность. – М., 1994.

15.Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

16.Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»