Использование технологии проектов на уроках физики
Калиберда Светлана Николаевна,
учитель физики,директор ГБОУ школы№217 им.Н.А.Алексеева
Для привлечения интереса учащихся к обучению, необходимо использовать различные технологии, поэтому перед многими педагогами встает вопрос какие технологии наиболее эффективны при изучении преподаваемого ими предмета. Я как учитель физики, стремясь развить у детей интерес к изучению своего предмета, наряду с использованием различных технологий, наиболее часто использую метод проектно-исследовательской деятельности.
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся тесно связаны между собой как методы научного познания, потому как для создания проекта учащимся просто необходимо выполнить ряд исследований, которые развивают творческие и интеллектуальные способности учеников, формируют навыки исследовательской работы и способствуют развитию интереса к изучению предмета. К очевидным плюсам можно еще отнести и то, что проектно-исследовательская деятельность осуществляется группами учащихся, что так же учит ребят продуктивно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели.
В преподавании физики возможности проектно-исследовательской деятельности могут активно использоваться, начиная с 7 класса, постепенно усложняясь к 11 классу. Так, к примеру, в 7 классе можно вместе с ребятами создавать простейшие модели приборов (камера обскура, модель фонтана и т.п.), а в старших классах большее внимание следует уделять межпредметным связям, необходимости использовать для создания проекта различные литературные труды, публикации и монографии. Такая работа приводит к тому, что учащиеся глубже вникают в изучаемую проблему, самостоятельно переоценивают и систематизируют знания, обобщают их и создают под руководством педагога готовый продукт – проект.
На разных ступенях обучения пути подготовки и защиты проектов учащимися, а также основные этапы проектирования не отличаются, поэтому навыки сформированные в 7 классе сильно пригодятся в процессе дальнейшего овладения методом проектов.
Итак, основные этапы проектирования:
-
постановка проблемы исследования (подбор области проектировании, выделение проблемы);
-
целеполагание и формулирование гипотезы (постановка целей и задач);
-
планирование исследовательских действий (создание поэтапного плана осуществления проекта);
-
реализация (сбор данных (факты, наблюдения, доказательства), их анализ и синтез, подготовка проекта);
-
защита проекта;
-
рефлексия (подведение итогов, обсуждение положительных и отрицательных аспектов проекта).
Огромное внимание в педагогике сейчас уделяется развитию творческих способностей детей, а также помощи учащимся в самореализации. На уроках физики проводятся проектно - исследовательские и лабораторные работы, но важно помнить, что многие величайшие открытия были сделаны на стыке нескольких наук, поэтому при использовании метода проектов на уроках физики в старших классах, важно не забывать о межпредметных связях, ведь расширение знаний по другим предметам приводит не только к углублению знаний по физике, но и способствует расширению кругозора.