Потенциал проектных работ для формирования метапредметных
умений и навыков на уроках географии
Каргина Светлана Васильевна
Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка,
уверенно идущего по дороге жизни, после того, как ее показали ему вы.
Конфуций
Мобильность, активность, успешность – эти понятия прочно вошли в нашу жизнь. Выпускники школы не только знакомы с этими определениями, но и осознанно стремятся к их воплощению в жизни. Обществом востребованы специалисты, способные к самостоятельному принятию решений, умеющие действовать в быстро изменяющихся ситуациях, адекватно ориентирующиеся во всех сферах социальной жизни. Воспитание такого профессионала предполагает содействие самостоятельному развитию личности, ее готовности к самореализации в профессии, адаптации в социуме. На такой подход к образованию направлен новый ФГОС. Основная задача современного образования «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию».
Активная экономическая жизнь современного российского общества требует от школы подготовки человека нового формата, способного быстро решать жизненные трудности, ориентироваться в потоке информации, и для этого уже не достаточно большого количества предметных знаний, важным становится умение самостоятельно добывать необходимые знания. Поэтому школьное образование переходит к метапредметному образованию. Цель метапредметного образования – не освоение учебной деятельности, а генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества. Перечень педагогических технологий, которые способствуют достижению метапредметных умений разнообразен: технология личностно – ориентированного обучения; технология развивающего обучения; личностно – ориентированная технология; технология проектной деятельности и другие. Проектная деятельность школьников относится к «инновационным педагогическим технологиям». Психологи и педагоги видят в этой форме учебной деятельности огромный образовательный потенциал: она формирует самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывает научное мировоззрение, усиливает положительную мотивацию в обучении, развивает личность школьника, ее творческие и интеллектуальные возможности. Ведение школьниками проектных работ способствует развитию и формированию многих метапредметных компетенций, перечисленных в ФГОС. Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане вовлечения учащихся в проектную деятельность, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной средней школы по географии. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать, например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека. В планируемых результатах обучения в вариантах программ по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека на примере рек, озер, болот, подземных вод, рост населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений, развитие хозяйства отдельных районов страны, своего региона и своей местности. Использование такой педагогической технологии, как проектная деятельность, становится неотъемлемой частью педагогического процесса. Метод проектов является наиболее распространенным и способствует более глубокому усвоению курса географии и практическому применению знаний. При этом учитель решает ряд задач: педагогических, практических и социальных. Проектная деятельность – педагогическая технология, направленная на применение и приобретение новых знаний для освоения новых способов деятельности, а не на простое накопление фактических знаний. В процессе проектной деятельности, формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большого числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
Применение проектной технологии имеет ряд преимуществ:
1. Способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, метод проектов заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
2. Актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
3. Обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы:
• выявление проблемы исследования;
• постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
• формулировка гипотез исследования;
• определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
• сбор информации;
• аналитическая работа;
• корректировка поставленных задач и хода исследования;
• дальнейший поиск информации;
• анализ новых фактов;
• обобщение — рассуждение — получение новых данных;
• оформление результатов исследования; • обсуждение и транслирование полученных результатов.
4. Выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса. Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.
Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Проектная деятельность позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, рождая при этом новые идеи. Географию как школьный предмет можно отнести как к общественным наукам, так и к естественным. С одной стороны, точная наука, в которой все подчиняется строгим законам, а каждое предположение проверяется на практике путем опыта и исследования. С другой стороны, география – предмет мечтателей и путешественников, позволяющий раздвинуть привычные рамки и границы и обладающий широчайшими воспитательными возможностями. Где как не на уроках географии можно применять технологию проектной деятельности.