Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учебный  проект в условиях интеграции основного и дополнительного образования:

Общие идеи и конкретные дела

Корсанова Елена Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №110
Выборгского района Санкт-Петербурга

           На современном этапе развития государства и общества в условиях введения ФГОС второго поколения образовательная политика  направлена на достижение нового качества образования, которое должно быть обеспечено многими условиями. Среди них важное место занимает такая образовательная технология, как интеграция.

         В профессиональных   источниках данное понятие имеет много  толкований.  Лично для себя я сформулировала его таким образом: «Интеграция – это   глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области, позволяющее  создать у школьников целостное представление  об окружающем мире». Ключевым   в этом определении я вижу словосочетание «целостное представление о мире». Разве не в этом заключается одна из целей школьного образования?

          Сейчас уже нет необходимости подробно останавливаться  на раскрытии  сути понятия интеграции, потому что каждый уважающий себя учитель, воспитатель, педагог использует  эту технологию в своей педагогической деятельности. Позволю себе только еще раз вспомнить, что она имеет несколько уровней:

 - внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений внутри предмета;

- межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин;

- транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания   образования.

              Каждый учитель  решает для себя, какой уровень интеграции он будет использовать в своей работе. Я хочу поделиться опытом работы, в котором использованы все три перечисленных уровня.  И такой выбор имеет свое обоснование.

           С одной стороны, являясь учителем русского языка и литературы, я закономерно  использую в работе первые два из перечисленных уровней. Содержание каждого из моих предметов предполагает внутрипредметную интеграцию, без которой невозможно обеспечение успешного  освоения учащимися учебного материала. Связь русского языка с литературой представляет собой межпредметный уровень интеграции, что  очевидно и не требует никаких пояснений.

         С другой стороны, на мой взгляд, невозможно добиться формирования у школьников целостного представления о мире, не соединяя основное образование с дополнительным, ведь  именно это соединение позволяет решать задачу  гармоничного развития личности. И неслучайно интеграция основного и дополнительного образования рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений развития современной образовательной системы. А если   дополнительное образование еще и является отделением того же  учреждения, в котором реализуется и основное образование, то такая интеграция становится не возможным, а необходимым, практически обязательным  направлением деятельности и школы в целом, и каждого учителя, работающего в ней, в отдельности. К счастью, в нашем образовательном учреждении такая возможность есть, и не использовать  ее в  образовательном  процессе  было бы непедагогично.

             Отделение дополнительного образования школы № 110 представляет собой широкий спектр направлений внеурочной развивающей  работы с детьми. Среди них непременно есть и те, которые благополучно интегрируются с моими предметами. Прежде всего, это школьный музей «Русская изба» и фольклорный ансамбль.

           Изучив спектр деятельности отделения дополнительного образования нашего учреждения, разработав рабочие программы по русскому языку и литературе для 5 класса, я пришла к выводу, что в содержании моих учебных предметов есть ряд тем, изучение которых можно было бы интегрировать с дополнительным образованием. К тому же в педагогической практике все чаще стала использоваться такая форма познавательной деятельности, как учебный проект, который помогает создавать ситуацию погружения учащихся в заданную проблему.  Эти два обстоятельства натолкнули меня на идею создания учебного проекта, включающего все три уровня интеграции. Предлагаю  методическую разработку этого проекта.

 «Путешествие в прошлое: картины русского быта»

Категория учащихся, на который рассчитан проект – 5 класс

Области, в рамках которых проводится работа по проекту: русский язык, литература,  школьный музей «Русская изба».

Тип проекта-  творческий

Цель проекта:

·        развитие учащихся   как   субъектов  творческой проектной деятельности;

·        подготовка детей   к успешному   и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире.

Задачи проекта:

·        создание условия для ознакомления учащихся с русским старинным

     бытом          путем погружения учащихся в  творческую  деятельность.

Сроки реализации проекта - одна учебная четверть

Продукты проекта: научно-практическая конференция,  театральная инсценировка, письменная творческая работа.

Этапы проекта:

1.     Подготовительный (погружение в проект).   

Содержание деятельности:

·        конкретизация темы и определение содержания проекта;

·        формирование творческих групп, распределение заданий;

·        разъяснение задач и обязанностей членов каждой группы

·        определение формы представления проекта

2.     Поисково-исследовательский  этап проекта (осуществляет каждая исследовательская группа)

            Содержание деятельности:

·        определение источников информации, способов ее сбора и анализа;

·        проведение поиска и исследования, сбор и систематизация материала в соответствии с целями и жанром работы;

·        организационно-консультационные занятия

3.     Творческий этап (осуществляет творческая группа)

            Содержание деятельности:

·        работа над сценарием инсценировки;

·        набор в  актерскую группу;

·        распределение ролей;

·        репетиции инсценировки

4.     Оформительский этап 

            Содержание деятельности:

·        доработка и оформление проекта с учетом замечаний и предложений

·        оформление презентаций проекта

·        оформление инсценировки (костюмы, декорации)

5.     Заключительный этап

Содержание деятельности:

·        классная научно-практическая конференция;

·        инсценировка

·        написание изложения с творческим заданием

·        подведение итогов

 

                                       Содержание проекта

 

Груп

па

Тема исследования

Источник получения информации

Обработка

информации

Итоги

1

 

 

«Устройство русской избы»

Экскурсия по школьному музею «Русская изба»

(доп. образование)

 

фотоматериалы

устное сообщение, презентация

выступление на  НПК

2.

«Сколько углов в деревенской избе»

Текст упр. №335

учебника «Русский язык»

(русский язык)

 

устный пересказ учебника

выступление на НПК

3.

«Русский быт в произведениях устного народного творчества»

Произведения устного народного творчества

(литература)

 

сообщение

выступление на НПК

4.

«Словарь забытых  слов»

Словари, сеть Интернет

(русский язык)

 

Толкование слов

выступление на НПК

5.

«Преданья старины глубокой»

Произведения русских писателей (А.С.Пушкин)

(литература)

 

сообщение

выступление на НПК

6.

«Ай. да чудо-мастера!»

Постановка по мотивам сказки Капраловой М.В. «Сказка о Мастерах, о наших прадедах и отцах»

(Театральная студия)

 

миниспектакль

выступление

7.

Письменная творческая работа учащихся

Анализ результатов проекта:

·        проект позволил  учащимся погрузиться в обозначенную проблему и с помощью разных источников получить и обработать  информацию по теме проекта;

·        раскрылись индивидуальные качества, способности и возможности учащихся, участвовавших в проекте;

·        учащиеся получали знания в условиях самостоятельной творческой деятельности, что повысило их самооценку и авторитет в классе.

     Представленная форма познавательной деятельности может быть использована не только в качестве проекта, организованного внутри класса. Дальнейшее совершенствование содержания  может послужить  превращению его в общешкольный проект, в котором будут участвовать разновозрастные группы учащихся (например, в рамках декады русского языка и литературы)

            Таким образом, разноуровневая интеграция (прежде всего интеграция основного и дополнительного образования), несомненно, становится важным условием перехода на ФГОС, так как приводит к качественно новым результатам, самым главным из которых, на мой взгляд, становится личная мотивация и удовлетворение интересов учащихся. 

             Согласованное, творческое взаимодействие основного и дополнительного образования – это залог успешности деятельности образовательного учреждения, это залог его востребованности среди  учащихся и родителей, это залог  профессионального роста  учителей и педагогов.

       

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»