Учебный проект в условиях интеграции основного и дополнительного образования:
Общие идеи и конкретные дела
Корсанова Елена Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №110
Выборгского района Санкт-Петербурга
На современном этапе развития государства и общества в условиях введения ФГОС второго поколения образовательная политика направлена на достижение нового качества образования, которое должно быть обеспечено многими условиями. Среди них важное место занимает такая образовательная технология, как интеграция.
В профессиональных источниках данное понятие имеет много толкований. Лично для себя я сформулировала его таким образом: «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области, позволяющее создать у школьников целостное представление об окружающем мире». Ключевым в этом определении я вижу словосочетание «целостное представление о мире». Разве не в этом заключается одна из целей школьного образования?
Сейчас уже нет необходимости подробно останавливаться на раскрытии сути понятия интеграции, потому что каждый уважающий себя учитель, воспитатель, педагог использует эту технологию в своей педагогической деятельности. Позволю себе только еще раз вспомнить, что она имеет несколько уровней:
- внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений внутри предмета;
- межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин;
- транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Каждый учитель решает для себя, какой уровень интеграции он будет использовать в своей работе. Я хочу поделиться опытом работы, в котором использованы все три перечисленных уровня. И такой выбор имеет свое обоснование.
С одной стороны, являясь учителем русского языка и литературы, я закономерно использую в работе первые два из перечисленных уровней. Содержание каждого из моих предметов предполагает внутрипредметную интеграцию, без которой невозможно обеспечение успешного освоения учащимися учебного материала. Связь русского языка с литературой представляет собой межпредметный уровень интеграции, что очевидно и не требует никаких пояснений.
С другой стороны, на мой взгляд, невозможно добиться формирования у школьников целостного представления о мире, не соединяя основное образование с дополнительным, ведь именно это соединение позволяет решать задачу гармоничного развития личности. И неслучайно интеграция основного и дополнительного образования рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений развития современной образовательной системы. А если дополнительное образование еще и является отделением того же учреждения, в котором реализуется и основное образование, то такая интеграция становится не возможным, а необходимым, практически обязательным направлением деятельности и школы в целом, и каждого учителя, работающего в ней, в отдельности. К счастью, в нашем образовательном учреждении такая возможность есть, и не использовать ее в образовательном процессе было бы непедагогично.
Отделение дополнительного образования школы № 110 представляет собой широкий спектр направлений внеурочной развивающей работы с детьми. Среди них непременно есть и те, которые благополучно интегрируются с моими предметами. Прежде всего, это школьный музей «Русская изба» и фольклорный ансамбль.
Изучив спектр деятельности отделения дополнительного образования нашего учреждения, разработав рабочие программы по русскому языку и литературе для 5 класса, я пришла к выводу, что в содержании моих учебных предметов есть ряд тем, изучение которых можно было бы интегрировать с дополнительным образованием. К тому же в педагогической практике все чаще стала использоваться такая форма познавательной деятельности, как учебный проект, который помогает создавать ситуацию погружения учащихся в заданную проблему. Эти два обстоятельства натолкнули меня на идею создания учебного проекта, включающего все три уровня интеграции. Предлагаю методическую разработку этого проекта.
«Путешествие в прошлое: картины русского быта»
Категория учащихся, на который рассчитан проект – 5 класс
Области, в рамках которых проводится работа по проекту: русский язык, литература, школьный музей «Русская изба».
Тип проекта- творческий
Цель проекта:
· развитие учащихся как субъектов творческой проектной деятельности;
· подготовка детей к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире.
Задачи проекта:
· создание условия для ознакомления учащихся с русским старинным
бытом путем погружения учащихся в творческую деятельность.
Сроки реализации проекта - одна учебная четверть
Продукты проекта: научно-практическая конференция, театральная инсценировка, письменная творческая работа.
Этапы проекта:
1. Подготовительный (погружение в проект).
Содержание деятельности:
· конкретизация темы и определение содержания проекта;
· формирование творческих групп, распределение заданий;
· разъяснение задач и обязанностей членов каждой группы
· определение формы представления проекта
2. Поисково-исследовательский этап проекта (осуществляет каждая исследовательская группа)
Содержание деятельности:
· определение источников информации, способов ее сбора и анализа;
· проведение поиска и исследования, сбор и систематизация материала в соответствии с целями и жанром работы;
· организационно-консультационные занятия
3. Творческий этап (осуществляет творческая группа)
Содержание деятельности:
· работа над сценарием инсценировки;
· набор в актерскую группу;
· распределение ролей;
· репетиции инсценировки
4. Оформительский этап
Содержание деятельности:
· доработка и оформление проекта с учетом замечаний и предложений
· оформление презентаций проекта
· оформление инсценировки (костюмы, декорации)
5. Заключительный этап
Содержание деятельности:
· классная научно-практическая конференция;
· инсценировка
· написание изложения с творческим заданием
· подведение итогов
Содержание проекта
Груп па |
Тема исследования |
Источник получения информации |
Обработка информации |
Итоги |
1
|
«Устройство русской избы» |
Экскурсия по школьному музею «Русская изба» (доп. образование)
|
фотоматериалы устное сообщение, презентация |
выступление на НПК |
2. |
«Сколько углов в деревенской избе» |
Текст упр. №335 учебника «Русский язык» (русский язык)
|
устный пересказ учебника |
выступление на НПК |
3. |
«Русский быт в произведениях устного народного творчества» |
Произведения устного народного творчества (литература)
|
сообщение |
выступление на НПК |
4. |
«Словарь забытых слов» |
Словари, сеть Интернет (русский язык)
|
Толкование слов |
выступление на НПК |
5. |
«Преданья старины глубокой» |
Произведения русских писателей (А.С.Пушкин) (литература)
|
сообщение |
выступление на НПК |
6. |
«Ай. да чудо-мастера!» |
Постановка по мотивам сказки Капраловой М.В. «Сказка о Мастерах, о наших прадедах и отцах» (Театральная студия)
|
миниспектакль |
выступление |
7. |
Письменная творческая работа учащихся |
Анализ результатов проекта:
· проект позволил учащимся погрузиться в обозначенную проблему и с помощью разных источников получить и обработать информацию по теме проекта;
· раскрылись индивидуальные качества, способности и возможности учащихся, участвовавших в проекте;
· учащиеся получали знания в условиях самостоятельной творческой деятельности, что повысило их самооценку и авторитет в классе.
Представленная форма познавательной деятельности может быть использована не только в качестве проекта, организованного внутри класса. Дальнейшее совершенствование содержания может послужить превращению его в общешкольный проект, в котором будут участвовать разновозрастные группы учащихся (например, в рамках декады русского языка и литературы)
Таким образом, разноуровневая интеграция (прежде всего интеграция основного и дополнительного образования), несомненно, становится важным условием перехода на ФГОС, так как приводит к качественно новым результатам, самым главным из которых, на мой взгляд, становится личная мотивация и удовлетворение интересов учащихся.
Согласованное, творческое взаимодействие основного и дополнительного образования – это залог успешности деятельности образовательного учреждения, это залог его востребованности среди учащихся и родителей, это залог профессионального роста учителей и педагогов.