Развитие творческих способностей детей
на уроках технологии
Макласова Евгения Ивановна,
учитель технологии ГБОУ
школа №471 Санкт-Петербурга
Будущее России, ее социально-экономическое развитие зависит от знаний, инициативы, творческих начал нашей молодежи. Современному производству нужны специалисты, умеющие решать самые трудные творческие задачи, готовые к поиску нестандартных решений. Поэтому перед современной школой стоит задача воспитания свободной, образованной, культурной, активной и творческой личности.
Образовательная область предмета «Технология» способствует развитию у учащихся технологической грамотности, формированию трудовых навыков и умений, необходимых по всех сферах профессиональной деятельности, воспитанию таких важных качеств личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, целеустремленность, предприимчивость, творческий подход к поиску решений. В практикуемой методике преподавания, к сожалению, практическая деятельность учащихся часто носит репродуктивный характер: учитель предлагает выполнить работу по определенному образцу, используя готовые шаблоны. Подобный метод преподавания вполне оправдан для наработки общетрудовых навыков учеников.
Сегодня среди существующих технологий наиболее полной и популярной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися является проектная деятельность. Но практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой: стоит учителю предложить ребятам придумать и разработать собственное изделие, применив уже имеющиеся знания и умения, как сталкиваешься с ответным проявлением растерянности, неуверенности и даже страха перед «непреодолимой» задачей. Творчество подразумевает умение создавать , творить. Поэтому основной целью практических занятий на уроках технологии - научить ребят создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. Можно выделить два основных этапа выявления и дальнейшего формирования творческих способностей учащихся. Первый этап: научить преобразовать демонстрируемое учителем изделие путем изменения отдельных элементов (формы, конструкции, дизайна) . Второй этап: создавать собственное.
Приведу пример проведения уроков в 6-ом классе в разделе рабочей программы «Основы электротехники». Ребятам было предложено создать эскиз светильника, соблюдая основные условия при изготовлении будущего изделия: обязательное использование подручных материалов, выбор светового прибора по собственному усмотрению, готовое изделие должно вписываться в интерьер жилого помещения (подтверждается фотографией или видеозаписью). Результат превзошел все ожидания: работы получились оригинальными, кардинально отличающимися друг от друга. Глядя на работы моих учеников в памяти всплывают слова известного британского педагога Джона Локка: «Мы рождаемся на свет со способностями и силами, позволяющими делать почти все, — во всяком случае, эти способности таковы, что могут повести нас дальше, чем можно себе легко представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству».
Развитие творческих способностей детей на уроках технологии
Макласова Евгения Ивановна, учитель технологии,
ГБОУ школа №471 г. Санкт-Петербург
Будущее России, ее социально-экономическое развитие зависит от знаний, инициативы, творческих начал нашей молодежи. Современному производству нужны специалисты, умеющие решать самые трудные творческие задачи, готовые к поиску нестандартных решений. Поэтому перед современной школой стоит задача воспитания свободной, образованной, культурной, активной и творческой личности.
Образовательная область предмета «Технология» способствует развитию у учащихся технологической грамотности, формированию трудовых навыков и умений, необходимых по всех сферах профессиональной деятельности, воспитанию таких важных качеств личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, целеустремленность, предприимчивость, творческий подход к поиску решений. В практикуемой методике преподавания, к сожалению, практическая деятельность учащихся часто носит репродуктивный характер: учитель предлагает выполнить работу по определенному образцу, используя готовые шаблоны. Подобный метод преподавания вполне оправдан для наработки общетрудовых навыков учеников.
Сегодня среди существующих технологий наиболее полной и популярной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися является проектная деятельность. Но практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой: стоит учителю предложить ребятам придумать и разработать собственное изделие, применив уже имеющиеся знания и умения, как сталкиваешься с ответным проявлением растерянности, неуверенности и даже страха перед «непреодолимой» задачей. Творчество подразумевает умение создавать , творить. Поэтому основной целью практических занятий на уроках технологии - научить ребят создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. Можно выделить два основных этапа выявления и дальнейшего формирования творческих способностей учащихся. Первый этап: научить преобразовать демонстрируемое учителем изделие путем изменения отдельных элементов (формы, конструкции, дизайна) . Второй этап: создавать собственное.
Приведу пример проведения уроков в 6-ом классе в разделе рабочей программы «Основы электротехники». Ребятам было предложено создать эскиз светильника, соблюдая основные условия при изготовлении будущего изделия: обязательное использование подручных материалов, выбор светового прибора по собственному усмотрению, готовое изделие должно вписываться в интерьер жилого помещения (подтверждается фотографией или видеозаписью). Результат превзошел все ожидания: работы получились оригинальными, кардинально отличающимися друг от друга. Глядя на работы моих учеников в памяти всплывают слова известного британского педагога Джона Локка: «Мы рождаемся на свет со способностями и силами, позволяющими делать почти все, — во всяком случае, эти способности таковы, что могут повести нас дальше, чем можно себе легко представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству».