Игра в проектной деятельности
Адулас Наталья Викторовна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ№10
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладеть новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот вопрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.
Для достижения нового результата образования необходимо внедрение новых технологий. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов.
Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.
С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энергетических затрат, глубокой и целенаправленной подготовки специалиста-координатора. С другой стороны, именно она несёт глубокие смыслы для самого юного исследователя: позволяет удовлетворить детскую любознательность, повысить степень осознанности в познавательной деятельности, открыть ребенку разнообразие явлений окружающего мира, реализоваться личности ребенка, дает ребенку возможность поверить в свой успех. Это в свою очередь становится для учителя мотивирующим фактором, который заставляет задуматься над проблематикой такого вопроса, как включение современного школьника в проектную и научно-исследовательскую деятельность.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младшего школьника.
У учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников.
Игры детей представляют собой естественную форму их проявлений, где осознаются, изучаются, чувственно проживаются явления окружающей действительности через деятельностное включение ребенка, где открыт простор для самопроявления, творческого самовыражения, личной активности.
Игра формирует навыки сотрудничества (коммуникативные универсальные действия): умения договариваться, приходить к компромиссному решению проблемы, умению уступать и убеждать, способность брать на себя инициативу, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Проектная деятельность предусматривает несколько этапов.
Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом.
На первом этапе (погружение в проект) учитель мотивирует учеников к обсуждению, созданию проекта, вызывает интерес к теме, делит класс на группы: по интересам, по симпатиям, по способностям. Лучшим вариантом такого деления является игра (часы, кубики, имена, меню и т. д.). Например, игра «Турпоход» раскрепощает участников проекта, даёт возможность почувствовать желание обучаться работать в группе.
Сколько бы потребовалось времени учителю, чтобы разделить класс на группы по принципу «нравится - не нравится», «хочу – не хочу». Кроме того, игра позволяет «сжимать» время на уроке, способствует глубокому вовлечению в выполнение задания и создаёт высокую мотивацию достижения целей.
Деловые игры
Метод весьма прост, вполне доступен детям. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию игры
- Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.
- Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.
- Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.
- Можно научить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу (класс). - Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.
- Можно научить детей позитивной критике.
На этапах планирования и осуществления деятельностипо решению проблемы, групповые игры помогают выяснить опасения участников проекта, выявить способы преодоления страха, преград и также способствуют формированию универсальных учебных действий.
Учитель предлагает каждой группе виртуально вырастить «цветок-знание» на листке бумаги и раздаёт рисунки цветка. При этом оговаривает: «Чтобы ваш «цветок-знание» зацвёл, необходимо:
- создать благоприятные условия (солнце, воздух, вода) - вписать свои ожидания
- бороться с негативными факторами (тучи, дождик, снег) – обозначить свои страхи
- продумать способы спасения цветка на случай опасности (зонтик, лампа) – определить способы борьбы со страхом.
После того, как участники пропишут свои ожидания, опасения и способы борьбы со страхом, учитель собирает рисунки и на доске в ходе выполнения проекта в 3 колонки выписывает предложенные учениками способы. Красным мелом учитель выделяет страхи, которые не оправдались; жёлтым – ожидания, которые удалось реализовать, а зелёным цветом – способы борьбы со страхами, применённые в работе над проектом.
Такая игра способствует формированию познавательных универсальных действий:
умению ставить и решать проблему,
самостоятельно формулировать познавательную цель,
выдвигать гипотезы и обосновывать их, структурировать знания,
выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи,
контролировать и оценивать результаты деятельности.
На этапе презентации результатов проектной деятельностиможно провести игру «Мудрый совет», которая формирует способность адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха), показывает сформированность учебных мотивов.
Учитель, обращаясь к ученикам говорит:
- Представьте себе, что внутри вас звучит мудрый голос, который хочет вам помочь сегодня. Он даёт вам совет. Что же гласит это послание? У вас есть 10 минут, чтобы выслушать свой внутренний голос и записать услышанное. По желанию можно попросить группу озвучить это послание.
Такое упражнение-игра, формируя регулятивные универсальные действия, поможет ученику адекватно воспринимать оценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности,
Коллективные изобразительная и трудовая деятельность очень близки к имитационно-ролевой игре, которая помогает не только освоить определённые умения и навыки, но и развить культуру общения и обогатить эмоциональную сферу учащихся, включавшихся в игру-уподобление. В процессе такой игры осваиваются различные формы сотрудничества, развивается способность к согласованным действиям, формирует готовность к дискуссии и совместному решению задач, требующих согласования разных точек зрения. Учащиеся, объединившие свои усилия с целью выполнить коллективную работу, незаметно для себя начинают совместную деятельность с обсуждения темы или композиции будущей работы, подбора материалов, выбора техники и последовательности её выполнения. Конечно же, в группе выделяются пассивные и активные, ведущие и ведомые. Складывается статусно-ролевая структура поведения. В этот момент учащиеся уподобляются творческой группе, имитируя производственные отношения взрослых, играя роль начальников, ведущих специалистов, ремесленников, критиков и т.д. В итоге совместной деятельности найдется ученик, который будет играть роль представителя творческого коллектива, отстаивать коллективную идею произведения и защищать результат совместной деятельности.
Сказка – наиболее понятный и удобный в общении язык для детей. Сказочный сюжет легко и без принуждения, без каких бы то ни было усилий, откладывается в сознании ребёнка, легко воспроизводится и принимается к сведению.
Поспорила Василиса Прекрасная со Снегурочкой, кто из них в мастерстве превосходит, чьи уборы наряднее, чьи украшения лучше и красивее. Решили они за ночь смастерить себе по воротничку. У кого получится лучше, та и станет первой красавицей-рукодельницей. Сели они под окошком, и закипела работа.
Собрала Снегурочка серебристый иней, раскидала его мерцающими блестками по хрустальной ледяной основе, выткала морозные затейливые узоры, вывязала ажурные снежинки, приладила бахрому из позвякивающих сосулек.
Вот и готова работа! Поставила Снегурочка свой царственный убор на окошко, а сама пошла отдыхать до утра.
И Василиса Прекрасная тем временем без дела не сидела. Связала она из тончайшей травы паутины нежную основу, вплела в неё кудрявые душистые травы, сорвала маковые и лазоревые цветочки, развесила гирляндами ароматные спелые ягоды, расшила воротник жемчугом росинок, монетками листьев, украсила сережками ольхи и берёзы, выткала сияние солнечных лучей. Управившись, разложила своё рукоделие возле роскошного Снегурочкиного убора и отправилась в опочивальню.
Как только свет утренней звезды коснулся рукотворных нарядов девушек, цветы и травы на воротнике Василисы, поникли и завяли, их краски потускнели от холодного сияния студёного льда, находившегося по соседству. Сверкающий же убор Снегурочки просто-напросто растаял, превратившись в мокрую лужицу от горячего дыхания, исходящего от украшений Василисиного наряда. Уже скоро наступит час состязаний, а украшений, как ни бывало.
Введение на подготовительном этапе игры увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление активности и творческих способностей. Игровые моменты усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Имитационная игра помогает сплотить коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые ребята и робкие, что способствует самоутверждению каждого в коллективе. При выполнении творческого коллективного проекта воспитывается взаимопомощь, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение.
На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель.
Презентация Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация( защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения,
аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат. публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача. научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально- творческая игра.
После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной задачей, стоящей перед школой и учителем. А игра в проектной деятельности способствует повышению мотивации к обучению, активизирует творческий потенциал, обеспечивает обучающихся необходимой информацией, формируя при этом универсальные учебные действия – «умение учиться».