Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Лещенко Ирина Александровна,
учитель информатики ГБОУ СОШ №429
имени Героя Российской Федерации М.Ю.Малофеева
Петродворцового района Санкт-Петербурга

 
  Переход человеческой цивилизации в конце ХХ века от индустриальной фазы своего развития к информационной предполагает необходимость создания, апробации и внедрения в общество современных информационных технологий как инструмента формирования информационной культуры взаимодействия общества с информационно-грамотной личностью. Будучи важнейшей составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека, в то же время неотъемлемой частью такой культуры является знание информационных технологий и умение применять их на практике.
Процесс подготовки информационно-грамотной личности в социо-культурном пространстве требует сочетания, как достаточного информационного образования, так и воспитания принципов жизни и взаимодействия в расширяющемся информационном пространстве. Решать проблемы этой подготовки призвана педагогическая наука.
Ввиду беспрецедентно быстрого прогресса в области информационных технологий, который проявляется как в совершенствовании самих компьютеров, их программного обеспечения и средств телекоммуникации, так и в технологиях их использования для автоматизации человеческой деятельности, еще в 70-х годах остро встал вопрос ускорения распространения знаний в области информатики и обеспечения их педагогического освоения.
Современное общество нуждается в людях с обширным багажом знаний, высоким уровнем профессионализма, инициативы, творческих способностей. В связи с этим, несомненно, возрастает роль образования и в решении задач социального развития. Обществу, государству нужны люди, владеющие Интернет-технологиями, имеющие широкие знания, приобретенные с их помощью. От этого зависит, с одной стороны, будущее этих молодых людей, с другой - будущее государства, которое должно их поддержать. Использование информационных технологий резко ускоряет интеллектуальное развитие детей. Поэтому необходимо по-новому, нестандартно работать с детьми, поднимая планку их образования.
В образовательном процессе должно, прежде всего, помнить, что главной его составляющей является воспитание ‑ процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности. Многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства.
При этом содержание образования в эпоху новых информационных технологий приобретает новые черты, так как на первый план выдвигаются не столько вопросы предметной и предпрофессиональной подготовки учащихся, сколько вопросы духовно-нравственного воспитания личности, ориентированные на ценности общества и нравственные общечеловеческие приоритеты; формирования у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности.
Процесс гуманизации образования, индивидуального подхода в обучении, дифференциации и вариативности содержания образования способствует изменению методологии и технологии организации воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях различного типа.
Еще десять лет назад основные направления реализации Программы развития воспитания в системе образования, изложенные в Приказе Министерства образования РФ №193 от 25.01.2002 г., включали в себя следующее:
•        на основе реально существующих воспитательных систем конкретных образовательных учреждений стремиться к созданию «воспитательного пространства» микрорайона, малого города за счет организации максимальной занятости обучающихся через увеличение количества разноплановых творческих объединений по интересам, как в образовательных учреждениях, так и вне их;
•        укреплять взаимодействие с заинтересованными общественными и другими организациями по вопросу воспитания детей и молодежи.
Это не потеряло своей актуальности и сегодня и позволяет обеспечивать соответствие содержания и качества образования и воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства с учетом современной социо-культурной ситуации, традиционных и новых ценностей обучения и воспитания.
Большая роль здесь отводится использованию новых компьютерных технологий. Сегодня понятие «информационная культура» тесно связано с понятиями общечеловеческой грамотности. Таковы потребности современного общества, в котором деятельность, как отдельных людей, так и коллективов зависит все в большей степени от умения грамотно и эффективно использовать значительный объем мировых информационных ресурсов. И именно это общество определяет современной школе социальный заказ по внедрению новых информационных технологий в процесс обучения.
Информатизация современного общества предполагает и новый подход к вопросам воспитания личности в таком обществе. Воспитательный потенциал компьютерных технологий довольно высок, учитывая интенцию глубокого их усвоения у детей и молодежи.
Здесь школьная информатика призвана решать два аспекта задач: с одной стороны изучение информатики, как школьного предмета, и в его рамках изучение информационных и коммуникационных технологий, как одной из содержательных линий курса, с другой стороны использование компьютера и новых информационных технологий, как инструмента и средства для работы, творчества и общения.
На первом этапе изучения этой линии курса информатики основная задача учителя – дать учащимся основные знания, умения и навыки в области компьютерных технологий на уровне пользователя ПК. Первый этап условно можно условно назвать интерфейсным, и на этом этапе основной задачей можно считать обучение взаимодействию с машиной, устойчивое восприятие интерфейса машины и понимание логики работы в используемых прикладных средствах. Соответственно, проверка усвоения на данном этапе сводится к тому, чтобы оценить легкость работы в используемых прикладных системах и прозрачность интерфейса для восприятия. Этот этап является базовым, потому что способствует получению основных навыков. Именно это сейчас понимается под компьютерной грамотностью.
Задача второго этапа более сложная. Необходимо привить учащимся «вкус» к самостоятельной творческой деятельности, подвести к четкому осознанию того, что компьютер – это инструмент, помощник, позволяющий реализовать именно их творческие планы – от простейшего рисунка до сложного исследовательского проекта. Второй этап призван добавить к навыкам, полученным учащимися на первом этапе, навыки самостоятельной работы с используемыми прикладными системами. Этот этап должен быть обязательным для перехода к следующему этапу, поскольку в данном случае мы рас-сматриваем переход к третьему этапу, самостоятельному обучению и качественно новым методам преподавания.
На заключительном этапе следует вовлечение учащихся в разностороннюю проектную деятельность, индивидуальную и групповую, предметную, междисциплинарную и социально-значимую. Кроме этого, на третьем этапе необходимо привить навык к самостоятельному поиску и отбору информации. Этот навык за рубежом имеет название data mining skill, и его демонстрация может послужить определяющим поводом для выбора некоторых профессий. Обучение этому навыку имеет очень большое значение, и – определяющее в случае перехода к самообразованию.
Сегодня мы видим положительные результаты интеграции новых компьютерных технологий в учебный процесс (в Санкт-Петербурге немало гимназий и школ, которые давно используют этот метод и имеют большой опыт работы). Проведение интегрированных уроков, участие школьников в проектной деятельности, как индивидуальной, так и групповой (и не только в рамках предмета) – вот тот метод обучения, который позволяет реализовать потребность учащихся в творчестве.
Использование метода проектов является одной из наиболее эффективных технологий современной школы (российской и зарубежной), которая играет немаловажную роль в воспитании учащихся как средствами учебного предмета, так межпредметной и внеклассной деятельности, и позволяет развить творческие способности учащихся в процессе их деятельности по созданию проекта. В основе метода проектов, прежде всего, лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно «проектировать и строить» свои знания, умений ориентироваться в расширяющемся современном информационном пространстве, развитие критического мышления, организационной культуры, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, либо групповую), которую школьники выполняют в течение определенного временного интервала. Подобный подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей, и, обязательно, конечный результат ‑ выполненный проект.
Работа учащихся над проектом приближена к творческому процессу взрослых. Поэтому процесс обучения проектной деятельности рассматривается как творчество учащихся в процессе комплексной и многоэтапной практической деятельности, осуществляемой в форме проектов.
Приоритетной педагогической задачей в процессе обучения является не репродуктивное – строгое последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающихся целостной культурой организации проектной деятельности, развитие у них способностей к генерации идей, их анализу, самостоятельному принятию решения, формированию своего мнения, своей позиции, взаимодействию и толерантности в процессе решения совместных задач.
Воспитательная роль проектной деятельности заключается в том, что в процессе разработки проекта учащиеся приобретают очень важные коммуникативные умения и навыки: умение распределять обязанности в соответствии с возможностями каждого участника проектной группы; учение приходить к общему мнению при возникающей спорной ситуации; умение прийти на помощь тем, кто не справился со своим участком работы; умение брать на себя ответственность при выдвижении на руководящую роль в соответствии с организаторскими способностями и навыками; умение выделять главные, приоритетные направления в работе и второстепенные; умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения;   умение сочетать личные требования с требованиями группы разработчиков проекта; умение не потерять личные ценностные ориентиры под влиянием группового мнения; умение видеть «дальнюю перспективу» за «частоколом» ближних проблем.
Все вышеуказанное иллюстрирует широкие возможности реализации воспитательного потенциала новых информационных технологий. Творческая проектная деятельность создает условия для воспитания личности школьника, раскрытия у молодежи патриотических чувств, осознания личной принадлежности к истории своей страны, бережного отношения к ее культурному наследию; расширяет коммуникативные возможности для современного молодого человека через коллективную проектную деятельность.
Использование метода проектов в педагогической деятельности изменяет и роль учителя в образовательно-воспитательной деятельности, он становится не только организатором самостоятельной работы учащихся, но и их помощником и консультантом при выборе форм творческой деятельности, методов воплощения задуманных идей, тем самым, создавая условия для самореализации каждого учащегося, работающего над проектом. Новые информационные технологии выступают здесь в качестве средства для качественного повышения уровня творческой деятельности.
XXI век уже стал веком информатизации общества, веком «умных» компьютеров и созидающих людей. Но не стоит забывать о том, что компьютер – это всего лишь машина, созданная человеком, исполнитель его указаний. Творчество же всегда было и будет прерогативой человека. И от того, как мы воспитаем человека, как через воспитание покажем значение знания как созидательной и преобразующей силы, как для развития личности, так и для формирования гуманных отношений в обществе, и будет зависеть и наше с вами будущее.
 
ЛИТЕРАТУРА
1.      Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации.   М., 1999.
2.      Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: ИОШ РАО, 1994. –228 с.
3.      Бачило И.Л. и др. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Комментарий.   М., 1996.
4.      Бачило И. Л. Глобальная информатизация и право.   М., 1999.
5.      Бачило И. Л. Проблемы информатизации.   М., 1999.
6.      Бондарев П.Б., Курочкина В.Е. Проектная деятельность учителя: Учебное пособие, под общей редакцией Бондарева П.Б. – Краснодар, 2002.
7.      Бондаревская Е.В., Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / В кн. Образование в поисках человеческих смыслов. – Ростов-на-Дону, 1995. – 210 с.
8.      Бетти Э.Редисон. Толерантность – дорога к миру. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001. – 304 с.
9.      Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров (под ред. Полат Е. С. ) Изд. 2-е, стереотип., 2005 г.
11.    Информатика для устойчивого развития. Научное издание. С Пб., 2000.
13.    Копылова В.В. Проектная методика как эффективная технология воспитания учащихся средствами иностранного языка (8-9 классы, английский язык): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 2001 – 26 с.
14.    Корвякова И.В. Воспитание организованности подростков в учебно-познавательной деятельности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. –
16.    Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. Пособие – Ростов-на-Дону, 2001.
17.    Мелюхин И. С. Информационное общество. Истоки, проблемы, тенденции развития.   М., 1999.
18.    Молчанов А.С. Педагогические информационные инновации как способ изменения качества образования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. Наук.   Ставрополь, 2001.
19.    Петербургская школа – 2004: «Образование ради лучшей жизни». С-Пб., 2000.
20.    Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей   М., 1997.
21.    Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М.: 1996.
22.    Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 205 с.
23.    Соколова И. В. Социальная информатика. М. 1999.
25.    Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
26.    Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М.: Знание, 1983. – 96 с.
27.    Тезаурус ЮНЕСКО-МБЛ по образованию. – ЮНЕСКО, 1993.
29.    Щукина Г.М. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
30.    ХХХ Международная конференция «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития». С-Пб., 2011.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»