Проектная деятельность (внеурочная деятельность)
Яцура Марина Александровна,
учитель информатики ГБОУ СОШ №77
с углубленным изучением химии Санкт-Петербурга
В настоящее время внеурочная деятельность учащихся приобретает более высокую значимость. Создаются или совершенствуются условия и методы для развития учащихся и в первую очередь ориентирована на достижение личностных и метапредметных результатов. В своей работе во внеурочной деятельности значительную часть времени мы отводим проектной деятельности (программирование для учащихся начальной школы). Сначала предлагаю вам вспомнить в чем заключается метод проектов или проектная деятельность.
Деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Ниже представлен фрагмент тематического планирования для внеурочной деятельности в рамках, который реализуется в нашем учебном учреждении:
79-81 |
Знакомимся со Scratch. |
Создание мини-проекта: наш кот ходит и мяукает |
3 |
1 |
2 |
82-84 |
Интерактивная анимация |
Практическое занятие: создаем программы «скачки», «щекочем лошадку» |
3 |
2 |
1 |
85-86 |
Музыкальные возможности Scratch |
Практическое занятие: «играем на пианино и других музыкальных инструментах» в среде программирования Scratch |
2 |
1 |
1 |
87-89 |
Музыкальные возможности Scratch |
Практическое занятие: записываем и сочиняем музыку |
3 |
2 |
1 |
90-93 |
Анимация с обработкой событий |
Практическое занятие: создаем программу «скачки-2» (добавляем анимацию с обработкой событий) |
4 |
2 |
2 |
94-95 |
Анимация. Используем слои |
Понятие слоя, работа со слоями. |
2 |
1 |
1 |
96-101 |
Свободное проектирование. Планируем и делаем мульфильмы. |
Практическая творческая работа по созданию проекта в среде программирования Scratch |
6 |
3 |
3 |
102 103 104 105 |
Анимация. Создаем свой объект в графическом редакторе. |
Возможности графического редактора Scratch, создание своего объекта |
4 |
3 |
1 |
106 107 |
Анимируем полет пчелы |
Создание анимации полета пчелы. |
2 |
1 |
1 |
108 109 110 111 |
Создаем оркестр |
Имитация оркестра, песенка «Чижик-пыжик», «Маленькая елочка» |
4 |
2 |
2 |
112 113 114 115 116 117 |
Создаем плавные анимации |
Знакомство с понятием «система координат», закрепление понятия «параллельные потоки» |
6 |
3 |
3 |
Вашему вниманию предлагается материал (презентация) для проведения занятия по свободному проектированию:
Технология проектной деятельности
ПОИСКОВЫЙ ЭТАП
Учитель | Ученик |
|
|
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Учитель | Ученик | |
|
|
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Учитель | Ученик | |||||
|
|